Принципы и нормы профессиональной этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 14:33, реферат

Краткое описание

Возрастающее значение нравственности в обществе обусловливает повышение значения этики как науки о морали, различных видов профессиональной этики как направлений, изучающих особенности применения общих принципов и норм морали в определённых профессиональных группах.
Возникновение профессиональной этики обусловлено конкретными социально-экономическими условиями развития общества, материальными и духовными потребностями людей.

Содержание

1.Нравственные ценности_________________________________________3.
1.1. Моральный долг как выражение нравственной необходимости, его
взаимодействие с профессиональным долгом________________________3.
1.2. Совесть – форма нравственной самооценки______________________5.
2. Принципы и нормы профессиональной этики_____________________9.
2.1. Виды профессиональной этики________________________________9.
2.2. Принципы и нормы профессиональной этики____________________10.
2.3. Педагогическая этика________________________________________14.
3. Заключение_________________________________________________16.
4. Список литературы___________________________________________17.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.57 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

 

1.Нравственные ценности_________________________________________3.

1.1. Моральный долг как выражение нравственной необходимости, его

взаимодействие с профессиональным долгом________________________3.

1.2. Совесть – форма нравственной самооценки______________________5.

 2. Принципы и нормы профессиональной этики_____________________9.

2.1. Виды профессиональной этики________________________________9.

2.2. Принципы и нормы профессиональной этики____________________10.

2.3. Педагогическая этика________________________________________14.

3. Заключение_________________________________________________16.

4. Список литературы___________________________________________17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Моральный долг как выражение нравственной необходимости, его

взаимодействие с профессиональным долгом

        

Возрастающее значение нравственности в обществе обусловливает             повышение значения этики как науки о морали, различных видов             профессиональной этики как направлений, изучающих особенности             применения общих принципов и норм морали в определённых             профессиональных группах.

            Возникновение профессиональной  этики обусловлено конкретными             социально-экономическими условиями  развития общества, материальными             и духовными потребностями людей. В качестве первопричины выступило             общественное разделение труда, появление различных видов             деятельности, профессий.

 Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы1. Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных  отношений, поступков и действий людей.

Другое определение морали дает С.А. Комаров: Мораль (нравственность) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.2

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

 

Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того, чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое.  Педагогическая мораль - это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.

Общая норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду, учащимся и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме.

 

1.2. Совесть – форма нравственной самооценки.

 

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой3.

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.

Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Моральные чув ства выражают отношение человека к человеку и обществу в форме нравственного переживания. При этом нравственное переживание всегда характеризуется чувством долга человека по отношению к другим людям, соответственно учителя – по отношению к своим воспитанникам. Долженствование – категория сугубо нравственная, сопоставимая с понятием совести. Одними из важных психологических механизмов совести являются эмпатия, рефлексия и воля; эмпатия, являясь значимым качеством для личности учителя, представляет собой способность педагога эмоционально отзываться на переживание своих воспитанников. Поэтому эмпатия, представляя собой разновидность социальных (нравственных) эмоций, в высших личностных формах, проявляется в способности учителя сочувствовать, со переживать, порадоваться успехам и посочувствовать неудачам учеников. Сочувствие побуждает педагога к помощи детям в решении их проблем как учебного, так и жизненного характера. Как механизм совести эмпатия позволяет учителю предвидеть, какие чувства вызовут его действия у воспитанников, как не унизить человеческого достоинства ученика, уметь принять его личность в качестве самоценности, поддержать и разделить его чувства. При этом эмпатия обеспечивает механизм эмоциональных аспектов функций совести учителя в системе его отношений с детьми;

· способность учителя к рефлексии необходимо рассматривать в двух

аспектах. Во-первых, это способность педагога оценивать себя как субъекта педагогической деятельности (уровень своего профессионализма, компетентности и т. д.). Во-вторых, способность осознавать себя

как субъекта педагогического общения: «как я, учитель, воспринимаюсь своими учениками в процессе образовательного взаимодействия с ними, и что мне нужно сделать для оптимизации педагогического общения и повышения эффективности данного взаимодействия». В качестве психологического механизма совести, рефлексия представляет собой осознание учителем самого себя как духовнонравственной личности, осознание своего нравственного мира. В качестве механизма совести рефлексия способствует возможности учителя для интеллектуального понимания различных сторон своей педагогической деятельности, ее соотнесению с общей системой профессиональных и нравственных ценностей, ее последствий, ее ценности в глазах воспитанников. Причем важным здесь является не то, насколько профессиональные действия одобряются или осуждаются учениками, а насколько они будут преследовать стремление принести воспитанникам благо. Отсюда осознание своего «Я» дает возможность учителю проявиться как самостоятельной творческой личности, способной к реализации себя в условиях своей профессии;

· волевая сфера личности учителя обусловлена соответствующими волевыми способностями его личности, которые относятся к группе специальных. При этом обозначенные способности характеризуют личностные возможности учителя к внутренним усилиям, необходимым для осуществления педагогической деятельности. В этом плане для волевого акта характерно переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели педагогического действия, что, составляет основу самоконтроля личности учителя. В свою очередь, данный самоконтроль определён чувством ответственности педагога за качество педагогического труда;

· ответственность учителя представляет собой осуществляемый им в различных формах контроль над качеством своей педагогической деятель- ности с точки зрения выполнения необходимых норм и правил. Различают внешние формы педагогического контроля, обеспечивающие возложение на личность учителя определенных обязанностей и возможных санкций со стороны общественности, образовательного учреждения и др., и внутренние формы ответственности как саморегуляция педагогом ответственности за свою профессиональную деятельность и поведения, которая обусловливается чувством профессионального долга. При этом развитость внутреннего субъективного контроля характеризует социальную и профессиональную зрелость личности учителя. Внутренний субъективный контроль педагога – это его ответственность за профессиональную деятельность, поведение и помыслы, то есть профессиональный самоконт- роль, самооценка, самоуправление.

· обозначенный выше механизм рефлексии является одним из важных субъективных показателей личностно ориентированного, а значит, потенциально творческого образовательного процесса (В. В. Сериков).  Учителя все более стремятся к рефлексии процесса и результатов педагогического действия. В этом плане рефлексия способствует переоценке определенных ценностей, что ведет к творческому развитию самосознания личности педагога, его способности к пониманию изменений, происходящих в системе ценностей общества и принятию на себя ответственности за свою профессиональную деятельность, переориентацию этой деятельности на творческую направленность. При этом в педагогическом творчестве является значимым диалектическое единство ситуационного (надситуативного) и нормативного поведения личности учителя. Ситуационное поведение, являющееся следствием внутренней свободы педагога, имеет преобразующую значимость и связано с такими качествами его личности, как воображение, фантазия, умение взглянуть на педагогическую проблему с нестандартной стороны. В свою очередь, нормативное поведение учителя является внешне детерминированным (адаптивным), основанным на педагогических знаниях, традициях, стандартных приемах деятельности. Это поведение, являясь следствием педагогической необходимости, обусловливает ответственность личности учителя перед обществом и детьми за качество профессионального труда.

 

 

 

2.1.Виды профессиональной этики.

Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями:

- врачебная этика (изложена в  «Этическом кодексе российского  врача», 1994 г.).

- биомедицинская этика («Клятва  Гиппократа»).

- профессиональная этика журналиста.

- деловая (экономическая) этикаэто совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.

- этика менеджментанауки, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные принципы и нормы, которые обусловлены нести дополнительную ответственность, связанную с профессиональными обязанностями.

 

 

2.2. Нормы и принципы профессиональной этики.

Норма - это основа высокого профессионализма. Профессиональные моральные нормы – это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе идеалов.

Совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, входит в понятие профессиональная этика. Профессиональными моральными нормами были и остаются вежливость, предупредительность, тактичность, трудолюбие.

Вежливость – это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству. В основе вежливости лежит доброжелательность, которая проявляется в приветствиях и пожеланиях. Широко известны слова испанского писателя Мигеля Сервантеса о том, что ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

Сродни вежливости нравственная норма – корректность, которая означает умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях и особенно конфликтных. Корректное поведение проявляется в умении выслушать партнера, в стремлении понять его точку зрения. Вежливость обусловливается тактом и чувством меры. Быть тактичным – значит умело сделать замечание, не унижая достоинство человека, предоставить ему возможности выйти из затруднения с честью.

Информация о работе Принципы и нормы профессиональной этики