Диагностика финансово-хозяйственного состояния организации вызвана насущной необходимостью:
организация не может позволить себе вести
дела, не имея представления о соотношении
доходов и расходов, не зная факторов,
позволяющих добиваться превышения доходов
над расходами.
Основные цели диагностики
финансово-хозяйственного состояния
организации:
- Объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности производства в будущих плановых периодах, а также выявление недочетов в работе и их виновников, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы;
- Постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственных систем, контроль за выполнением планов и бюджетов, контроль за процессами производства и реализации продукции, а также своевременное выявление и использование текущих внутрипроизводственных резервов с целью обеспечения выполнения и перевыполнения плана;
- Прогнозирование хозяйственной деятельности, научное обоснование перспективных планов, оценка ожидаемого выполнения плана.
Исходя из этого, можно сказать,
что главной целью анализа финансово-хозяйственного
состояния организации является подготовка
информации для принятия управленческих
решений на всех ступенях иерархической
лестницы.
Основные задачи, решаемые
при проведении диагностики финансово-хозяйственного
состояния предприятия:
- Проверка качества и обоснованности планов, бюджетов и нормативов (в процессе их разработки);
- Объективное и всестороннее исследование выполнения установленных планов и бюджетов и соблюдения нормативов по количеству структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг (по данным учетa и отчетности);
- Комплексная оценка хозяйственной деятельности;
- Анализ организационно-технического уровня производства и качества продукции;
- Анализ зависимости «затраты — объем производства — прибыль»;
- Оценка эффективности функционирования производственных подразделений;
- Обоснование решений по установлению внутренних цен на товары и услуги;
- Анализ труда и заработной платы;
- Анализ эффективности использования материальных ресурсов;
- Анализ эффективности использования основных фондов и работы оборудования;
- Анализ себестоимости продукции;
- Анализ прибыли и рентабельности;
- Анализ финансового состояния;
- Выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса);
- Испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы).
Это далеко не полный перечень
задач, решаемых при проведении диагностики
организации, он может быть дополнен
в зависимости от целей исследования.
Источники информации для
диагностики финансово-хозяйственного
состояния организации подразделяются
учетные и внеучетные. Учетные источники информации:
- Бухгалтерский учет и отчетность;
- Статистический учет и отчетность;
- Управленческий учет и отчетность.
Бухгалтерский учет и отчетность
наиболее полно отражают и обобщают хозяйственные
средства и хозяйственные операции для
контроля за выполнением установленных
бизнес-планов. Анализ данных бухгалтерского
учета позволяет скорректировать деятельность
предприятия для улучшения выполнения
месячных, квартальных и годовых планов.
Положительным при использовании
данных бухгалтерского учета и отчетности
является тот момент, что анализ
финансово-хозяйственного состояния
предприятия может проводить
независимый специалист (что важно
для небольших фирм, не способных
содержать собственную аналитическую
группу). При отсутствии на предприятии
статистических оперативных данных
у руководителя всегда есть возможность
получить аналитические показатели
по данным бухгалтерского учета, так
как ведение бухгалтерского учета
и отчетности является обязательным
для всех юридических лиц.
Статистический учет и
отчетность, отслеживающие определенные
экономические закономерности, служат
важным источником анализа. На основе
статистических данных аналитик может
проследить динамику поведения затрат,
аналитических показателей и т д.
Управленческий учет и
отчетность используются как на отдельных
участках хозяйственной деятельности,
так и в целом на предприятии.
Они обеспечивают более быстрое
по сравнению со статистической и
бухгалтерской отчетностью получение
необходимой информации для анализа.
Внеучетные источники
информации:
- Материалы ревизий, внешнего и внутреннего аудита;
- Данные лабораторного и врачебно-санитарного контроля;
- Результаты проверок налоговой службы;
- Материалы производственных совещаний, собраний трудового коллектива;
- Средства массовой информации;
- Внутренние документы и переписка со сторонними организациями;
- Сведения, получаемые отличного контакта с исполнителями.
Организационная диагностика
предназначена для оценки различных
аспектов деятельности организации
и построения ее диагностического профиля.
Для того чтобы диагностика обеспечивала
достижение целей системы управления,
она должна обладать несколькими
важными свойствами:
- Стратегическая направленность диагностики. Для того чтобы быть эффективной, диагностика должна иметь стратегический характер, т.е. отражать общие приоритеты системы и поддерживать их. Относительная сложность оценки какого-либо вида деятельности в количественном виде или измерения ее результативности по принципу «затраты — эффект», никогда не должна служить критерием для решения — нужно ли вводить механизм диагностики.
- Ориентация на результаты. Конечная цель диагностики состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед системой. Проведение измерений и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели. При этом бесполезно иметь обширную и точную информацию о различных отклонениях от намеченных целей, если она не используется для осуществления необходимых корректирующих действий. Таким образом, чтобы быть эффективной, диагностика должна быть интегрирована с другими функциями управления.
- Соответствие виду деятельности. Для того чтобы быть эффективной, диагностика должна соответствовать контролируемому виду деятельности. Она должна объективно измерять и оценивать то, что действительно важно. Неподходящий механизм диагностики может скорее маскировать, а не собирать практически важную информацию.
- Своевременность диагностики. Для того чтобы быть эффективной, диагностика должна быть своевременной. Своевременность диагностики заключается не в исключительно высокой скорости или частоте ее проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует диагностируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала диагностики определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости измерений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов. Помимо этого, важнейшей целью диагностики остается устранение отклонений прежде, чем они примут серьезные размеры. Таким образом, система эффективной диагностики — это система, которая дает нужную информацию нужным людям до того, как разовьется кризис.
- Гибкость диагностики. Если нечто непредвиденное можно спрогнозировать, то диагностика становится ненужной. Диагностика, как и планы, должна быть достаточно гибкой и приспосабливаться к происходящим изменениям. Незначительные изменения планов редко бывают, сопряжены с необходимостью серьезных изменений в системе диагностики.
- Простота диагностики. Как правило, наиболее эффективная диагностика — это простейшая диагностика с точки зрения тех целей, для которых она предназначена. Простейшие методы диагностики требуют меньших усилий и более экономичны. Но самое важное состоит в том, что если система диагностики слишком сложна и люди, взаимодействующие с ней, не понимают и не поддерживают ее — такая система диагностики не может быть эффективной. Избыточная сложность ведет к беспорядку, являющемуся синонимом потери контроля над ситуацией. Поэтому для того, чтобы быть эффективной, диагностика должна соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой диагностики и реализующих ее.
- Экономичность диагностики. Очень редко стремятся достичь при помощи диагностики полного совершенства в работе системы, поскольку прогрессирующие усовершенствования и улучшения на последних этапах требуют непропорционально больших затрат усилий и средств. Таким образом, если суммарные затраты на систему диагностики превосходят создаваемые ею преимущества, организации лучше не использовать эту систему диагностики вообще или ввести менее тщательную диагностику. Вообще, поскольку в диагностике скрыто много побочных затрат, таких как затраты рабочего времени и отвлечение ресурсов, которые могли бы быть затрачены на решение других задач, то для того, чтобы диагностика была экономически оправданной, отношение затрат к возможной прибыли у нее должно быть довольно низким.
Подробнее схема диагностики
системы управления представлена на
рис. 1
Схема диагностики системы
управления
Рисунок 1
1. Формулировка целей функционирования
организации |
|
а) беседы и опрос руководителей |
|
|
б) тестирование |
|
|
в) социограммы |
|
|
|
|
|
|
2. Обзор данных о состоянии
СУ и взаимодействующих с ней объектов |
|
а) первичные и вторичные
документы |
|
|
б) документопотоки и связи
между ними |
|
|
в) органиграммы и информационные
модели |
|
|
|
|
|
|
3. Выявление проблем управления: |
|
а) составление карточки проблем |
3.1 Состояние развития
производства |
|
б) системный анализ |
3.2 Состояние развитие
СУ |
|
в) построение дерева проблем |
|
|
г) внутренний и внешний анализ
проблем |
|
|
|
|
|
|
4. Анализ выявленных проблем |
|
а) схема взаимосвязи проблем
(строится аналогично информационной
модели) |
4.1 Взаимосвязи между проблемами |
|
б) матрица взаимосвязей факторов,
которая может быть построена на базе
матрицы расстановки приоритетов |
4.2 причины их возникновения |
|
|
4.3 Факторы, препятствующие
решению проблем |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Выявление набора средств и
методов решения проблемы СУ |
|
морфологический анализ с
целью выявления для каждой проблемы
вариантов ее решения |
|
|
|
|
|
|
6. Разработка мероприятий для
достижения целей |
|
организационно-технический
план по развитию СУ |
|
|
|
|
|
|
7. Формулировка целей функционирования
организации |
|
а) задачи фирмы, стоящие перед
производством |
|
|
б) задачи, стоящие перед СУ |
|
|
в) схема взаимосвязи задач |
|
|
г) моделирование оргструктур |
|
|
д) выявление функционального
состава служб |
|
|
е) специализация и централизация |
|
|
ж) ограниграммы процедур решения
задач |
- Диагностика компании «Альфа»
- Цели и задачи анализа
Цель работ была сформулирована
владельцами группы компаний следующим
образом: Оценить целесообразность усиления
роли управляющей компании и функции,
подлежащие централизации.
Для достижения данной цели
консультанты поставили перед собой
следующие задачи:
- Кратко охарактеризовать деятельность группы в целом по параметрам: состав, виды деятельности, структура собственности, ключевые преимущества;
- Рассмотреть стратегию группы, включая стратегические цели или ориентиры и используемую технологию стратегического управления;
- Проанализировать основные бизнес-процессы и функции управления;
- Оценить соответствие основных бизнес-процессов и функций стратегии;
- Определить набор функций, по которым целесообразно осуществлять централизацию управления группой;
- Наметить этапы перехода от группы компаний к холдингу.
В ходе диагностики состояния
компании были проведены следующие
работы:
- Анализ документов (руководство по качеству, штатные структуры, положения о департаментах, проекты инструкций, формы);
- Интервью с руководителями подразделений компаний «Альфа», Сервис-Альфа, Оборудование-Альфа;
- Интервью с владельцами группы компаний.
- Краткая характеристика группы компаний и стратегий группы
В состав группы входят семь
компаний. Их краткая характеристика приводится
в таблице 1.
Наименование |
Вид деятельности |
Расположение |
Альфа |
Оптовые продажи электрооборудования
(компании GE) |
Москва |
Инжиниринг-Альфа |
-----//----- |
Псков |
Системы-Альфа |
-----//----- |
Ульяновск |
Сервис-Альфа |
-----//----- |
Волжский |
Розница-Альфа |
Продажи оборудования в розницу |
Москва |
Оборудование-Альфа |
Продажи холодильных промышленных
камер |
Москва |
Сервис-Альфа |
Продажи «мест продаж»
и складского оборудования |
Москва |
Производство-Альфа |
Производство комплектующих
для мест продаж, электрощитов, светильники
и др. |
Москва |