Принципы и процесс диагностики систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Время от времени любые организации, даже наиболее успешные, вынуждены приостанавливать свой бег, чтобы взглянуть на себя со стороны, оценить сложившуюся ситуацию, осмыслить собственный опыт. Для этого проводится диагностика деятельности предприятия в частности диагностики системы управления.

Проведение своевременной диагностики деятельности предприятии позволяет выявить ее слабые стороны, причины и устранить их для достижения наиболее высоких показателей деятельности организации.

Содержание

Содержание

Введение
Диагностика деятельности организации
Цель, предмет и задачи диагностики
Основные концепции диагностики
Виды диагностики
Диагностика компании «Альфа»
Цели и задачи анализа
Краткая характеристика группы компаний и стратегий группы
Краткая характеристика бизнес-процессов и функций
Выводы

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсяк менеджмент.docx

— 66.25 Кб (Скачать файл)

Диагностика финансово-хозяйственного состояния организации вызвана насущной необходимостью: организация не может позволить себе вести дела, не имея представления о соотношении доходов и расходов, не зная факторов, позволяющих добиваться превышения доходов над расходами.

Основные цели диагностики  финансово-хозяйственного состояния  организации:

  1. Объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности производства в будущих плановых периодах, а также выявление недочетов в работе и их виновников, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы;
  2. Постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственных систем, контроль за выполнением планов и бюджетов, контроль за процессами производства и реализации продукции, а также своевременное выявление и использование текущих внутрипроизводственных резервов с целью обеспечения выполнения и перевыполнения плана;
  3. Прогнозирование хозяйственной деятельности, научное обоснование перспективных планов, оценка ожидаемого выполнения плана.

Исходя из этого, можно сказать, что главной целью анализа финансово-хозяйственного состояния организации является подготовка информации для принятия управленческих решений на всех ступенях иерархической лестницы.

Основные задачи, решаемые при проведении диагностики финансово-хозяйственного состояния предприятия:

  1. Проверка качества и обоснованности планов, бюджетов и нормативов (в процессе их разработки);
  2. Объективное и всестороннее исследование выполнения установленных планов и бюджетов и соблюдения нормативов по количеству структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг (по данным учетa и отчетности);
  3. Комплексная оценка хозяйственной деятельности;
  4. Анализ организационно-технического уровня производства и качества продукции;
  5. Анализ зависимости «затраты — объем производства — прибыль»;
  6. Оценка эффективности функционирования производственных подразделений;
  7. Обоснование решений по установлению внутренних цен на товары и услуги;
  8. Анализ труда и заработной платы;
  9. Анализ эффективности использования материальных ресурсов;
  10. Анализ эффективности использования основных фондов и работы оборудования;
  11. Анализ себестоимости продукции;
  12. Анализ прибыли и рентабельности;
  13. Анализ финансового состояния;
  14. Выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса);
  15. Испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы).

Это далеко не полный перечень задач, решаемых при проведении диагностики  организации, он может быть дополнен в зависимости от целей исследования.

Источники информации для  диагностики финансово-хозяйственного состояния организации подразделяются учетные и внеучетные. Учетные источники информации:

  1. Бухгалтерский учет и отчетность;
  2. Статистический учет и отчетность;
  3. Управленческий учет и отчетность.

Бухгалтерский учет и отчетность наиболее полно отражают и обобщают хозяйственные средства и хозяйственные операции для контроля за выполнением установленных бизнес-планов. Анализ данных бухгалтерского учета позволяет скорректировать деятельность предприятия для улучшения выполнения месячных, квартальных и годовых планов.

Положительным при использовании  данных бухгалтерского учета и отчетности является тот момент, что анализ финансово-хозяйственного состояния  предприятия может проводить  независимый специалист (что важно  для небольших фирм, не способных  содержать собственную аналитическую  группу). При отсутствии на предприятии  статистических оперативных данных у руководителя всегда есть возможность  получить аналитические показатели по данным бухгалтерского учета, так  как ведение бухгалтерского учета  и отчетности является обязательным для всех юридических лиц.

Статистический учет и  отчетность, отслеживающие определенные экономические закономерности, служат важным источником анализа. На основе статистических данных аналитик может проследить динамику поведения затрат, аналитических показателей и т д.

Управленческий учет и  отчетность используются как на отдельных  участках хозяйственной деятельности, так и в целом на предприятии. Они обеспечивают более быстрое  по сравнению со статистической и  бухгалтерской отчетностью получение  необходимой информации для анализа.

Внеучетные источники  информации:

  1. Материалы ревизий, внешнего и внутреннего аудита;
  2. Данные лабораторного и врачебно-санитарного контроля;
  3. Результаты проверок налоговой службы;
  4. Материалы производственных совещаний, собраний трудового коллектива;
  5. Средства массовой информации;
  6. Внутренние документы и переписка со сторонними организациями;
  7. Сведения, получаемые отличного контакта с исполнителями.

Организационная диагностика  предназначена для оценки различных  аспектов деятельности организации  и построения ее диагностического профиля. Для того чтобы диагностика обеспечивала достижение целей системы управления, она должна обладать несколькими  важными свойствами:

  1. Стратегическая направленность диагностики. Для того чтобы быть эффективной, диагностика должна иметь стратегический характер, т.е. отражать общие приоритеты системы и поддерживать их. Относительная сложность оценки какого-либо вида деятельности в количественном виде или измерения ее результативности по принципу «затраты — эффект», никогда не должна служить критерием для решения — нужно ли вводить механизм диагностики.
  2. Ориентация на результаты. Конечная цель диагностики состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед системой. Проведение измерений и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели. При этом бесполезно иметь обширную и точную информацию о различных отклонениях от намеченных целей, если она не используется для осуществления необходимых корректирующих действий. Таким образом, чтобы быть эффективной, диагностика должна быть интегрирована с другими функциями управления.
  3. Соответствие виду деятельности. Для того чтобы быть эффективной, диагностика должна соответствовать контролируемому виду деятельности. Она должна объективно измерять и оценивать то, что действительно важно. Неподходящий механизм диагностики может скорее маскировать, а не собирать практически важную информацию.
  4. Своевременность диагностики. Для того чтобы быть эффективной, диагностика должна быть своевременной. Своевременность диагностики заключается не в исключительно высокой скорости или частоте ее проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует диагностируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала диагностики определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости измерений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов. Помимо этого, важнейшей целью диагностики остается устранение отклонений прежде, чем они примут серьезные размеры. Таким образом, система эффективной диагностики — это система, которая дает нужную информацию нужным людям до того, как разовьется кризис.
  5. Гибкость диагностики. Если нечто непредвиденное можно спрогнозировать, то диагностика становится ненужной. Диагностика, как и планы, должна быть достаточно гибкой и приспосабливаться к происходящим изменениям. Незначительные изменения планов редко бывают, сопряжены с необходимостью серьезных изменений в системе диагностики.
  6. Простота диагностики. Как правило, наиболее эффективная диагностика — это простейшая диагностика с точки зрения тех целей, для которых она предназначена. Простейшие методы диагностики требуют меньших усилий и более экономичны. Но самое важное состоит в том, что если система диагностики слишком сложна и люди, взаимодействующие с ней, не понимают и не поддерживают ее — такая система диагностики не может быть эффективной. Избыточная сложность ведет к беспорядку, являющемуся синонимом потери контроля над ситуацией. Поэтому для того, чтобы быть эффективной, диагностика должна соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой диагностики и реализующих ее.
  7. Экономичность диагностики. Очень редко стремятся достичь при помощи диагностики полного совершенства в работе системы, поскольку прогрессирующие усовершенствования и улучшения на последних этапах требуют непропорционально больших затрат усилий и средств. Таким образом, если суммарные затраты на систему диагностики превосходят создаваемые ею преимущества, организации лучше не использовать эту систему диагностики вообще или ввести менее тщательную диагностику. Вообще, поскольку в диагностике скрыто много побочных затрат, таких как затраты рабочего времени и отвлечение ресурсов, которые могли бы быть затрачены на решение других задач, то для того, чтобы диагностика была экономически оправданной, отношение затрат к возможной прибыли у нее должно быть довольно низким.

Подробнее схема диагностики  системы управления представлена на рис. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема диагностики системы  управления

Рисунок 1

1. Формулировка целей функционирования  организации

 

а) беседы и опрос руководителей

 

б) тестирование

   

в) социограммы

           

2. Обзор данных о состоянии  СУ и взаимодействующих с ней объектов

 

а) первичные и вторичные  документы

 

б) документопотоки и связи  между ними

   

в) органиграммы и информационные модели

           

3. Выявление проблем управления:

 

а)  составление карточки проблем

3.1 Состояние развития  производства

 

б)   системный анализ

3.2 Состояние развитие  СУ

 

в)   построение дерева проблем

 

г)    внутренний и внешний анализ проблем

           

4. Анализ выявленных проблем

 

а)  схема взаимосвязи проблем (строится аналогично информационной модели)

4.1 Взаимосвязи между проблемами

 

б)     матрица взаимосвязей факторов, которая может быть построена на базе матрицы расстановки приоритетов

4.2 причины их возникновения

   

4.3 Факторы, препятствующие  решению проблем

   

         

5. Выявление набора средств и  методов решения проблемы СУ

 

морфологический анализ с  целью выявления для каждой проблемы вариантов ее решения

         

6. Разработка мероприятий для  достижения целей

 

организационно-технический  план по развитию СУ

         

7. Формулировка целей функционирования  организации

 

а)  задачи фирмы, стоящие перед производством

   

б)   задачи, стоящие перед СУ

   

в)      схема взаимосвязи задач

   

г)     моделирование оргструктур

   

д)        выявление функционального состава служб

   

е) специализация и централизация

   

ж) ограниграммы процедур решения  задач


  1. Диагностика компании «Альфа»
    1. Цели и задачи анализа

Цель работ была сформулирована владельцами группы компаний следующим образом: Оценить целесообразность усиления роли управляющей компании и функции, подлежащие централизации.

Для достижения данной цели консультанты поставили перед собой  следующие задачи:

    1. Кратко охарактеризовать деятельность группы в целом по параметрам: состав, виды деятельности, структура собственности, ключевые преимущества;
    2. Рассмотреть стратегию группы, включая стратегические цели или ориентиры и используемую технологию стратегического управления;
    3. Проанализировать основные бизнес-процессы и функции управления;
    4. Оценить соответствие основных бизнес-процессов и функций стратегии;
    5. Определить набор функций, по которым целесообразно осуществлять централизацию управления группой;
    6. Наметить этапы перехода от группы компаний к холдингу.

В ходе диагностики состояния  компании были проведены следующие  работы:

    1. Анализ документов (руководство по качеству, штатные структуры, положения о департаментах, проекты инструкций, формы);
    2. Интервью с руководителями подразделений компаний «Альфа», Сервис-Альфа, Оборудование-Альфа;
    3. Интервью с владельцами группы компаний.

 

 

    1. Краткая характеристика группы компаний и стратегий группы

В состав группы входят семь компаний. Их краткая характеристика приводится в таблице 1.

Наименование

Вид деятельности

Расположение

Альфа

Оптовые продажи электрооборудования (компании GE)

Москва

Инжиниринг-Альфа

-----//-----

Псков

Системы-Альфа

-----//-----

Ульяновск

Сервис-Альфа

-----//-----

Волжский

Розница-Альфа

Продажи оборудования в розницу

Москва

Оборудование-Альфа

Продажи холодильных промышленных камер

Москва

Сервис-Альфа

Продажи «мест продаж»  и складского оборудования

Москва

Производство-Альфа

Производство комплектующих  для мест продаж, электрощитов, светильники  и др.

Москва

Информация о работе Принципы и процесс диагностики систем управления