Принципы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:09, реферат

Краткое описание

Менеджмент исторически возник одновременно с первым сознательным трудом человека. Необходимость организации последовательности деятельности, согласования деятельности людей при выполнении общей работы потребовала управленческих решений. Практическая потребность повлекла за собой выработку общих понятий, принципов, рекомендаций.
Целью данной работы является рассмотрение:
сущности менеджмента, так как это понятие часто встречатся в повседневной жизни.
принципов менеджмента и для чего они служат.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Принципы менеджмента,сформулированные А. Файолем…………..5
Глава 2. Принципы управления производством………………………………..9
2.1 Общие принципы менеджмента………………………………………9
2.2 Частные принципы менеджмента……………………………………10
Заключение ……………………………………………………………………....19
Библиографический список …………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

принципы менеджмента.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

За рубежом этот принцип реализуется через государственное регулирование экономики. Степень централизации руководства экономикой, например, выражается в его функциях, от набора и содержания которых зависит и число министерств. Так, в США — 12 министерств, в Швеции — 6, в Японии есть министерство внешней торговли (МВТП) и промышленности. В его функции входит определение 
особо приоритетных отраслей и оказание им помощи в осуществлении НИР и ОКР.

II. Принцип единства политического и хозяйственного руководства

Определяет соподчиненность целей общества, реализуемых определенными политическими системами, и целей хозяйствующих субъектов, функционирующих в рамках этих политических систем.

За рубежом, например в Англии, существует однопартийная власть, но ее взаимосвязь осуществляется с индустрией и другими сферами жизни через налоговую политику, отвечающую интересам правящей однопартийной администрации. Эта налоговая политика утверждается многопартийным парламентом, а потому отражает интересы большинства членов общества.

По мысли Ленина, принцип единства политического и хозяйственного руководства означал, что хозяйственное и партийное руководство работают автономно, каждое по своим функциям, но взаимосвязано. Искажения здесь начались еще при Ленине, когда члены победившей партии стали некомпетентно вмешиваться в хозяйственные вопросы.

III. Принцип планового ведения хозяйства.

Означает установление на длительный период направления, темпов и пропорций развития производства.

Принцип плановости В. И. Ленин понимал планомерность как постоянно поддерживаемую пропорциональность. На деле планирование превратилось у нас в диспетчирование, в контроль и диктат по каждому, даже вовсе не существенному вопросу, к воспроизводству недостатков, стимулированию обманов и приписок. Как это получилось, например, с планированием валовых показателей в качестве измерителей роста (Дм. Валовой). Основоположником социалистического планирования является С. Г. Струмилин, работавший в первой «команде» Госплана СССР под руководством Г .М. Кржижановского.

Планирование хозяйственной деятельности осуществляется и за рубежом. О сути его хорошо сказал Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера»: «Государственное планирование отнюдь не должно означать социализм. Оно означает лишь наличие продуманной стратегии, сформулированных целей. Оно означает согласование всех аспектов экономической политики вместо разрозненного их выдвижения по частям. Мы у себя в корпорации «Крайслер» ведем большую плановую работу. И так же действует любая преуспевающая корпорация».

IV. Принцип материального и морального стимулирования.

Поскольку удовлетворение потребностей каждого человека и коллектива соответствует количеству и качеству затраченного труда, в управлении широко используют материальное и моральное стимулирование для повышения эффективности производства.

Кроме налоговой политики рычагами государственной администрации являются: законодательство, индикативное планирование, таможенная система, амортизационная политика, государственные кредиты, страховые и прочие резервы. При этом целями государственного регулирования являются: приоритеты развития общества; научно-технический прогресс; социальное единство общества; инфраструктура — сети, телекоммуникации, транспорт, энергетика; экология; военные программы.

Материальное стимулирование работников и экономическое стимулирование деятельности коллективов является мощным рычагом в управлении. Однако не менее важно моральное стимулирование как средство одобрения коллектива, ощущения собственного достоинства и утверждения в нем.

В. И. Ленин писал: «Социализм надо строить не только на энтузиазме, ... а при помощи энтузиазма». У нас сначала упор делался на моральные стимулы. Позже особым стимулом к труду стал страх наказания. Сейчас другой крен — акцент на материальные стимулы. О моральных почти не вспоминают. А необходимо сочетание того и другого. Вообще «всякая крайность есть признак ограниченности». В области, например, морального стимулирования и оплаты труда имеется значительный приоритет в зарубежных фирмах в исследованиях зарубежных ученых-управленцев.

Так, в США в 1900 г. в фирме Б. Ф. Гудрича было впервые создано «бюро найма». Фирма по производству кассовых аппаратов «Нэшнл Кэш реджистер» в 1902 г. организовала отдел труда, фирма «Плимптон пресс», являвшаяся одним из клиентов Тэйлора, учредила «отдел кадров» в 1910 г.

Даже Г. Форд, который слыл среди предпринимателей деспотом, был озабочен текучестью рабочей силы и создал в 1914 г. отдел кадров, именовавшийся «психологический отдел».

В настоящее время в зарубежных фирмах создаются отделы работы с персоналом, укомплектованные психологами, социологами, которые постоянно следят за моральным климатом в коллективах (фирма «Магма», например).

В фирме «Дженерал моторс» категорически запрещается повышать голос и выговаривать персоналу в первой половине рабочего дня.

В инструкции японскому мастеру от него требуется, чтобы он каждый рабочий день дважды поговорил с каждым рабочим на темы, не относящиеся к работе.

В области материального стимулирования также имеются интересные решения. Так, в автоиндустрии США, в частности, в фирме «крайслер» Ли Якокка описывает следующее: «По моему убеждению, затрачиваемые время и энергия рабочих людей должны хорошо оплачиваться. Я, конечно, не социалист, но я сторонник разделения богатства, участия рабочих в прибылях, если компания таковые получает».

Еще в 1914 году Генри Форд I решил платить своим рабочим 5 дол.  в день и тем самым способствовал созданию среднего класса. Ему пришла в голову хорошая идея, ибо, если рабочие не станут хорошо зарабатывать, мы накличем беду на средний класс. Цементирующим элементом всей нашей демократии, «теперь служит рабочий, срабатывающий 15 долларов в час. Это именно тот человек, который покупает дом, автомобиль, холодильник. Именно он воплощает собой горючее, приводящее в движение мотор экономики... Именно средний класс придает стабильность обществу и обеспечивает динамичное развитие хозяйства страны».

В корпорациях «Крайслер» и «Форд мотор» имеют место: надбавки к заработной плате в связи с увеличением стоимости жизни; пожизненные пособия по болезни.

В 1946 г. президент «Дженерал моторс» Чарли Уилсон впервые предложил ввести надбавки к заработной плате в связи с увеличением стоимости жизни, чтобы компенсировать влияние временной инфляции, возникшей в результате отмены правительственного контроля за ценами. В коллективный договор 1948 г. «Дженерал моторс» включила положение о надбавках на случай подорожания жизни в статью, которая предусматривала скользящую шкалу надбавок, базирующуюся на динамике индекса потребительских цен.

Корпорации «Крайслер», «Форд» и «Дженерал моторс» выплачивают теперь в год 3 млн. доллларов только в виде страхования по всем болезням, включая стоматологические  и по счетам за лекарства. «Крайслер» — 600 млн. долларов (т. е. 600 дол. на каждую машину), компания платит за все, что только можно себе вообразить: за лечение у дерматологов, психиатра, ортопеда и даже за очки. Практикуются небольшие вычеты за лекарства, когда первые 3 доллара от их пены оплачивает сам работник.

V. Принцип научности управления.

Соблюдение принципа научности управления заключается в построении всей системы управления производством на новейших данных науки управления. Научное управление несовместимо с субъективизмом. Каждый руководитель должен изучать и правильно при менять на практике закономерности и объективные тенденции развития общества, принимать решения с учетом объективно сложившейся обстановки и результатов прогноза на будущее. Научность управления предполагает также широкое применение математических методов, особенно при решении производственных задач, критическую оценку эффективности принимаемых решений, применение современных средств оргтехники и оргсвязи.

При проведении в жизнь принципа научности управления важно бороться с шаблоном, осуществлять индивидуальный подход к каждому объекту управления.

«Стрела, лишенная силы, не пробьет даже тонкий шелк». : В октябре 1989 г. на «круглом столе» с американскими бизнесменами и учеными, проходившем в МИУ, один из бизнесменов спросил у аудитории: «Что получится, если Вы поручите инженеру создать машину, игнорируя закон трения? Она скоро раскатится. Я считаю, что нельзя игнорировать проблемы трения. А почему можно игнорировать законы управления?».

Действительно, нельзя игнорировать законы управления, экономические законы... Но, объявив о научности управления, мы сразу же и зачеркнули его необходимость, проигнорировав роль компетентности в деятельности руководителей, роль важнейших экономических законов и законов управления.

За рубежом подготовке менеджеров придается большое значение. Вот один из афоризмов, украшающих стены одной из зарубежных школ менеджеров: «Менеджер! Если ты не часть решения, то ты — часть проблемы!»

Мы, например, не хотели понимать, что стоимость производства подразделяется не только на капитал и труд, но и на стоимость производства и обмена. Тот же американский бизнесмен отмечал на «круглом столе», что «чем больше будут ненавидеть посредников и спекулянтов, тем беднее будет страна. Технология никогда не будет производительной, пока не будет обмена. Там, где стоимость обмена высока, там народ беден».

VI. Принцип ответственности.

Использование принципа ответственности означает: создание четкой организационной структуры; тщательную разработку положений для них о подразделениях организационной структуры, положений о правах и обязанностях руководителей, должностных инструкций для исполнителей; установление точно определенной материальной ответственности хозрасчетных подразделений за упущения в работе; разработку положений о премировании и депремировании работников; четкое оформление приказов и распоряжений п проведение других организационных мероприятий.

К сожалению, у руководства нередко стояли люди и необразованные и безответственные. Это и ныне является нашей бедой. А сам механизм реализации ответственности также не создан (наприпер, ответственность за упущенную выгоду).

На Западе все большее признание получает так называемая социальная ответственность, рассматриваемая как нравственность предпринимательства, выпуск продукции с экономической ответственностью и безопасной для жизни и здоровья людей, для их нравственности.

VП. Принцип правильного подбора и расстановки кадров.

Данный принцип означает, что подбор и расстановка кадров должны производиться так, чтобы каждый на вверенном ему участке мог наиболее эффективно выполнять порученную ему работу.

VIII. Принцип экономичности и эффективности.

В производстве необходимо добиваться не только эффективногo сочетания людских и материальных ресурсов, но и наибольшей экономии сил и наиболее производительного применения труда. Общество заинтересовано в сокращении издержек общественного производства в целях увеличения объемов инвестиционных ресурсов и накоплений, расходуемых для блага народа. Этот принцип управления предполагает наиболее эффективное решение производственных задач.

Об эффективности управления, имевшей место в нашей стране, можно судить даже по следующему ниже маленькому примеру.

За 10 лет, с 1972 по 1988 год, на московском заводе «Красный пролетарий» — флагмане отечественного станкостроения — численность административно-управленческого персонала возросла на 11% при росте численности промышленно-производственного персонала на 1,6%. За этот же период стоимость вычислительной техники утроилась.

IX. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориаль- 
ного управления.

Реализация этого принципа должна способствовать специализации и комплексному развитию хозяйства регионов,

X. Принцип преемственности хозяйственных решений.

В основе этого принципа лежит единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных изменений, осуществляемых во времени и в пространстве. Этот принцип находит многообразные формы проявления. Преемственность хозяйственных решений необходима при разработке и особенно реализации плана, с тем чтобы информация сохраняла сопоставимость. Преемственность необходима при организационных решениях, оптимальность которых предполагает анализ прошлого, максимальное сохранение положительного опыта. Она необходима и в кадровой политике, предполагающей сочетание кадров, имеющих знания, опыт, навыки принятия управленческих решений, накопленный багаж определенных ситуаций, и молодых работников, не имеющих еще багажа знаний и жизненного опыта, но обладающих быстротой реакций, свежестью восприятий, отсутствием традиционных представлений, создающих подчас консерватизм мышления.

Важнейшими принципами управления, конечно, не исчерпывается вся сумма принципов, на которых основывается управление производством. В управлении социально-экономическими системами успешно используют также ряд принципов, сформулированных в кибернетике для изучаемых в ней кибернетических систем.

  На рубеже XX – XXI вв. практика выработала свои принципы, которые акцентрируют внимание на социальный пакет управления:

  • Динамизм – формирование  и развитие инноваций.
  • Целенаправленная активация деятельности людей, инновационной предприимчивости.
  • Гуманизация производства труда.
  • Ориентация менеджмента не на процессы деятельности, а на конечные результаты.
  • Самоконтроль качества труда продуктов и процессов деятельности в системе менеджмента.
  • Качество работы и продукции, обеспечиваются принципом добровольности, саморазвития и взаиморазвития, групповой деятельности, деловой активности, массового новаторства и творческого поиска.
  • Эффективность менеджмента обеспечивается соединением воедино факторов производства: капитал, информация, материалы, люди, организация,самым главным из которых является человек.
  • Человек не только средство для достижения цели, он сам цель менеджмента.  

 

 

 

Заключение.

Термин «менеджмент» прочно вошёл в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идёт о руководстве деятельностью рыночных субъектов (хозяйствовании). Такая деятельность в равной мере присуща и крупнейшим корпорациям с сотнями тысяч работников, и отдельным лицам, например организаторам концертов, продавцам в системе сетевой торговли и т.п. В её рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются её планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование.

Информация о работе Принципы менеджмента