Принципы организации по Файолю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Религиозные организации средневековья, и прежде всего римская католическая церковь, внесли свой вклад в развитие управленческих технологий, создав исключительную по сложности иерархическую структуру, построенную по территориальному принципу. Другие основные элементы современного управления, такие как единоначалие, делегирование полномочий, исполнительная вертикаль и принцип соотношения линейных и штабных подразделений, впервые появились в военных организациях.

Содержание

Введение
1-6
1 Теория администрирования Файоля. Группировка принципов Файоля
7 - 19
1.1 Личность А.Файоля и основы его концепции
7 - 11
1.2 Функция управления
12 - 16
1.3 Группировка принципов управления А. Файоля
17 - 19
2 Характеристика принципов А.Файоля
20 - 27
2.1 Структурные принципы
20 - 23
2.2 Процессные принципы
24 - 25
2.3 Принципы конечного результата
26 - 27
3 Значение теории администрации
28 - 29
Заключение
30 - 31
Список использованных источников
32 - 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 53.24 Кб (Скачать файл)

     Центром внимания  Файоля была управленческая деятельность, и он считал, что его успех  в качестве менеджера связан  с тем, что он правильно организовывал  и осуществлял свою работу. Более  того, он считал, что при правильной  организации работы каждый менеджер  может добиться успеха. В некотором  смысле Файоль имел аналогичный  с Тейлором подход: он стремился  найти правила рациональной деятельности. Особенность учения Файоля состояла  в том, что он изучал и описывал  особый вид деятельности - управление, чего в таком виде, как это  сделал Файоль, никто до него  не делал.

     Первым шагом в  направлении разработки эффективной  системы управления было выделение  основных управленческих функций  и установление взаимосвязей  между ними, что дало возможность  рассматривать управления как  беспрерывный процесс.

    Все функции или операции, которые только встречаются в  организации, А. Файоль разделил  на шесть следующих взаимосвязанных  групп функций или видов деятельности :

1. Технические функции (производство  товаров и услуг).

2. Коммерческие функции (покупка  и продажа товаров и услуг).

3. Финансовые функции (привлечение  средств и распоряжение ими).

4. Страховые функции (страхование  и охрана имущества и лиц).

5. Учетные функции (бухгалтерия, статистика).

6. Административные функции (предвидение, организация, распорядительство, координирование  и контроль).

     Руководство перечисленными  операциями Файоль называл общим  управлением. Однако далеко не  все шесть групп функций стали  предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил  административным операциям, содержание  которых заключается в умении  управлять персоналом. «Органом  и инструментом административной  функции служит лишь образование  социального порядка. В то время  как прочие функции оперируют  материалами и машинами, административная  функция воздействует на персонал».

     Административные функции - это особые функции, которые  связаны с управлением организацией.

    Технические, коммерческие, финансовые и другие операции  интересуют Файоля только потому, что они являются объектом  воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

    В значительной степени  успех управления зависит, по  Файолю, от опыта руководителя, его  способностей и таланта. Файоль  считал, что процесс управления  не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления  должен основываться на определенных  принципах и правилах.

1.2 Функция управления

     Файоль рассматривал  управление как особый вид  деятельности, чего никто до него  не делал. Он считал, что собственно  управленческая деятельность должна  стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность  по управлению включает в себя  пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование  и контроль.

    Файоль понимал, что управленческая  деятельность может отличаться  в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой  иерархии и т.п. Однако несмотря  на это, она обязательно должна  включать в себя все пять  перечисленных выше функций. Для  каждой функции Файоль сформулировал  правила и технику их осуществления.

    1. Предвидение (планирование) - один из компонентов процесса  управления, в ходе которого формулируются  цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого  контура в организации. Планирование  выражается в разработке программы  действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим  операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий  период (год, месяц, неделю, сутки).

Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления. «Предвидеть - ... означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть - это уже почти действовать».

     Основное место в  предвидении отводится разработке  программы действий, под которой  он понимал «конечную цель, руководящую  линию поведения, этапы предстоящего  пути и средства, которые будут  пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.

    Для разработки программы  действий необходимо знание:

- ресурсов предприятия (денежный  капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы. величина производственной мощности, конъюнктура рынка и т.д.);

- ведущих направлений развития  предприятия;

- возможных изменений внешних  условий, сроки наступления которых  нельзя определить заранее.

     Составление необходимой  программы, по мнению Файоля, требует  от руководящего персонала:

- искусства управлять людьми;

- известного нравственного мужества;

- большой активности;

- достаточной устойчивости;

- известной компетенции в производственной  области;

- наличия достаточного опыта  в делах.

     Планирование основано  на соединении целей организации  и ее подразделений со средствами  для их достижения. Вместе с  тем планирование косвенно является  инструментом контроля, так как  оно не только устанавливает  цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений  от норм, нарушение которых обусловливает  принятие координирующих решений.

     2. Организация. Под организацией  работы предприятия Файоль понимал  обеспечение его всем необходимым  для работы. Файоль различал материальную  и социальную организацию. Материальная  организация включает в себя  обеспечение предприятия необходимыми  материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает  обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть  способен выполнять все операции, необходимые для осуществления  производственного процесса на  предприятии.

Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:

- установление программы действий: определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами;

- наблюдение за выполнением программы;

- осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем;

- правильный подбор персонала административного аппарата;

- точное определение функций;

- согласование усилий для выполнения намеченной работы;

- ясное, отчетливое и точное формулирование решений;

- поощрение ответственности и инициативы;

- справедливое вознаграждение за труд;

- предупреждение ошибок и недоразумений;

- обязательное соблюдение дисциплины;

- подчинение личных интересов интересам предприятия;

- единство распорядительства;

- всеобщий контроль;

- борьба с злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т.д.

    Все указанные обязанности  являются справедливыми и для  настоящего времени.

    Построенный социальный  организм требуется привести  в действие. Эта задача выполняется  с помощью функции распорядительства.

       3. Распорядительство - одна из основных функций  управления, суть, которой в предъявлении  руководителем требований к подчиненным  в отношении выполнения ими  ролевых ожиданий, распределения  ответственности, постоянного воздействия  на поведение подчиненных. При  этом обязательным является применение  руководителем определенных прерогатив  власти, которые заданы его ролевыми  функциями. Целью распорядительства  является извлечение наибольшей  пользы и выгоды из подчиненных  руководителю работников в интересах  предприятия в целом.

- По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:

- знать в совершенстве подчиненных ему работников;

- увольнять неспособных работников;

- хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;

- подавать положительный пример;

- производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;

- проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;

- стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;

- не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.

          4. Координирование. Его главной целью является  достижение соответствия и согласованности  между различными частями предприятия  путем установления рациональных  связей в производстве. Эти связи  носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть  техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку - связи  между различными ступенями управляемого  объекта. Кроме того, сюда относятся  связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем - с другой.

        5. Контроль - наиболее  важная функция управления, конечный  итог всей управленческой деятельности. Задачей контроля является проверка  исполнения в соответствии с  принятой программой. Контроль должен  осуществлять контролер, отвечающий  следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение  в отношении к контролируемому  объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от  вмешательства в управление и  исполнение дел. Контроль должен  осуществляться вовремя и иметь  конкретные последствия.

      Таким образом, главный  вклад Файоля в теорию управления  состоял в том, что он рассмотрел  управление как универсальный  процесс, состоящий из пяти функций  управления. Файоль не просто  перечислил основные функции, он  заложил основы особого направления  в менеджменте - структурного функционального  подхода. Функциональным его нужно  считать потому, что управленческие  функции - несущий элемент всего  каркаса управления, исходная клеточка  организационной иерархии. Структурным  же подход Файоля является  потому, что функции определяют  структуру организации, а не выступают  неким довеском к ней.

       Разработанная  Файолем концептуальная модель  функций оказалась настолько  плодотворной, что дала жизнь  многим современным школам и  направлениям.

1.3 Группировка принципов  управления А. Файоля

       Файоль рассматривал  предприятие как замкнутую систему  управления. Основное внимание он  уделял внутренним возможностям (условиям) повышения эффективности  деятельности предприятия за  счет совершенствования процесса  управления. Файоль сформулировал  принципы, которые, по его мнению, применимы к любой административной  деятельности. При этом Файоль  отмечал, что принципы далеко  не всегда требуют жесткого  исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от  меняющихся обстоятельств, от состава  работников и т.д.

       Согласно Файолю  административные функции в организации  можно успешно и искусно реализовать. Углубляясь в содержание этих  функций, Файоль сделал вывод, что  эффективное управление невозможно  без рационального построения  структуры организации и управления  работниками. Поэтому он предложил  придерживаться в решении управленческих  проблем и исполнении функций  менеджмента следующих четырнадцати  принципов.

  1) Разделение труда (специализация  работ, необходимая для эффективного  использования рабочей силы за  счет уменьшения численности  целей, на которые направляются  усилия работника);

  2) Полномочия и ответственность (каждому работнику должны быть  делегированы полномочия, достаточные  для того, чтобы он мог отвечать  за выполнение работы);

    3) Дисциплина (работники должны придерживаться условий соглашения, менеджерам необходимо устанавливать справедливые санкции);

     4) Единая власть (работник  получает распоряжения и отчитывается  только перед одним непосредственным  руководителем);

     5) Единство действий (все действия, которые имеют одинаковую  цель, следует объединять в группы  и выполнять по одному плану);

      6) Упорядоченность  интересов (интерес организации  имеют преимущества перед интересами  индивидуума);

      7) Вознаграждение  персонала (получение работниками  справедливого вознаграждения за  свою работу);

       8) Централизация (природный порядок в организации, имеющий руководствующий центр);

       9) Скалярная цепь (беспрерывная цепь команд, по  которым передаются все распоряжения  и производятся коммуникации  между всеми уровнями иерархии);

Информация о работе Принципы организации по Файолю