Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 20:52, курсовая работа
Актуальность темы связана с тем, что в современных условиях, не опираясь на досконально обоснованные и проверенные практикой принципы управления, невозможно обеспечить эффективное развитие предприятия и экономики в целом. Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. В определенной мере они призваны служить рекламой предприятию. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений и нормативов.
Объект исследования – гостиничный комплекс «Космос».
Введение………………………………………………………………..2
1. Место принципов менеджмента в системе управления…………..4
2. Развитие взглядов на менеджмент и его принципы……………..10
2.1 Школы управленческой мысли………………………………...10
2.2 Современные принципы управления…………………………..15
2.2.1Классификация принципов управления……………………..15
2.2.2. Современные принципы менеджмента…………………….18
3. Современные принципы менеджмента на примере гостиничного комплекса «Космос»…………………………………………………25
3.1 Анализ принципов менеджмента, используемых в практике управления гостиничного комплекса «Космос»…………………....25
3.2 Предложения по совершенствованию использования принципов управления гостиничным комплексом «Космос»……..33
3.3 Разработка собственных принципов управления на основе уже существующих………………………………………………………..37
Заключение……………………………………………………………40
Список использованной литературы…
2. Развитие взглядов на менеджмент и его принципы.
2.1 Школы управленческой мысли
В результате развития науки управления за сто с небольшим лет возникло несколько различных подходов, которые составляют сегодня современную теорию менеджмента. Первоначальное формирование науки об управлении организациями происходило в рамках четырех школ «школ управления» научного управления, административной, человеческих отношений и количественной. Далее последовательно возникали процессный, системный и ситуационный подходы.
1. Школа научного управления - Г.Форд, Ф.Тейлор. Создатели школы считали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции рыночного труда. Первой фазой методологии данной школы были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Это направление характерно на базе рационализации, типизации и конвейеризации7.
Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:
- разработка оптимальных
- абсолютное следование
- подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;
- оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата);
- использование функциональных
менеджеров, осуществляющих контроль
по специализированным
- поддержание дружеских
Отношение к человеческому фактору. Для этой школы характерно систематической использование стимулирования работников с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Важным является, по мнению теоретиков той же школы, отбор людей, которые по интеллектуальным и физическим качествам соответствовали выполняемой работе. Они также придавали большое значение обучению.
2. Административная школа
Цель школы: создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху.
Принципы управления Файоля (Приложение А):
а) разделение труда. Целью разделения является выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях;
б) полномочия и ответственность. Ответственность нацелена на выпол-нение, а полномочия дают право отдавать приказ;
в) дисциплина. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;
г) единоначалие;
д) подчиненность личных интересов общим;е) централизация. Необ-ходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между цетролизацией и декзентролизацией в зависимости от конкретных условий;
ж) вознаграждение персонала;
з) порядок;
и) инициатива персонала;
к) корпоративный дух (преданность организации);
л) единство направления.
Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. Аналогичные принципы были сформулированы в тот же период Лениным в книге «Очередные задачи советской власти». Главное отличие Ленинских положений менеджмента - в особом выделении задачи повышения производительности труда как самой важной для повышения благосостояния народа.
3. Школа человеческих отношений и поведенческие науки (бихевио-ризм) (1930-1950 гг.). Несмотря на развитие школы научного управления и классической школы такой элемент эффективной организации, как человечес-кий фактор был не полностью осознан. В ответ на это - зародилось движение за человеческие отношения. Представители: Элтон Мейо, А. Маслоу. Мейо проводя эксперимент обнаружил, что четко разработанные производственные операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Понять причины этого явления помогли исследования А.Маслоу:
- физиологические потребности (вознаграждения);
- безопасности (охрана труда);
- принадлежности (к определенному кругу);
- признание (оценка общества);
- самореализация (идеи).
4. Современная школа менеджмента.
а) школа науки управления (1950-1990 гг.) базируется на теории принятия решений. Формирование школы связано с возникновением кибернетики и исследований операций. По своей сути исследования операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов разрабатывает модель ситуации. Модель - это форма представления реальности, упрощающая эту реальность, обеспечивающая понимание ее сложности. После создания модели ее переменным задаются различные количественные значения для того, чтобы уяснить состояние между ними. Ключевой характеристикой этой школы является замена совестных рассуждений моделями, параметрами и количественными значениями. Это все дает возможность применять ЭВМ к обработке этих данных.
б) процессный подход к менеджменту. Процесс - это определенная совокупность действий, направленных на преобразование ресурсов, которые чаще всего выступают в виде продуктов и услуг.
Управление рассматривается как процесс, т.к. работа по достижению цели с помощью других людей - это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Управленческие функции также являются процессами. А.Файоль выделил 5 функций управления: планировать; организовывать; распоряжать-ся; контролировать; координировать.
Современная точка зрения позволяет выделить следующие функции в самом общем виде: планирование; организация; мотивация; контроль.
Эти функции определены связующими процессами: коммуникация и принятие решений.
в) системный подход к менеджменту.
Теория систем впервые была применена в точных науках и технике.
В конце 50-х годов принципы теории систем стали применяться в менеджменте.
Система - это некоторая целостность состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существуют: - закрытая система имеющая жесткие фиксированные границы и действия, не зависимо от среды окружающей системы; открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.
Модель организации как открытая система: организация имеет входы - поступающие из внешней среды информация - капитал, человеческие ресурсы, материалы. В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в свои выходы (продукцию, услуги). Если система управления эффект, то входе в процесса преобразования образуется добавленная стоимость входов. В результате появляется прибыль увеличения доли на рынке, увеличение объема продаж и т.д.
г) ситуационный подход к менеджменту.
Центральным моментом системного подхода является ситуация т.е. конкретный набор обстоятельств оказывающих влияние на организацию в данное время. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации наиболее эффективно8.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что в истории развития науки об управлении можно выделить четыре четко различимые школы, в число которых входят: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений, а также современная школа. Вторая половина ХХ века характеризовалась увеличением управленческого контроля за всеми переменными бизнесами и это привело к разработке количественных подходов к принятию управленческих решений. Использование в управлении системного подхода облегчило задачу рассмотрения организаций в единстве их составных частей, не разрывало связанных с внешним миром, а это усилило значение, ситуационного подхода к управлению, который предполагает, что организация внутри предприятия есть ответ на воздействие со стороны среды. Все эти классические принципы управления стали основой для современных принципов менеджмента и применяются на современном этапе управления.
2.2 Современные принципы управления
2.2.1 Классификация принципов управления
В основе любой системы теоретических понятий должна лежать их классификация. К классификации принципов управления в настоящее время также существует несколько различных подходов.
Наиболее оптимальной является классификация принципов управления посредством их деления на три группы:
В системе общих принципов управления на современном этапе основное место занимают:
- принцип научной обоснованности управления. Основным в системе общих принципов управления по праву можно считать принцип научной обоснованности управления. Научный подход к менеджменту требует сплошного, комплексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, с последующим применением полученных знаний в практике управления.
- принцип системного подхода к решению управленческих задач. Вторым, не менее важным принципом менеджмента является принцип системного подхода к решению управленческих задач. Системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как: люди, структура; задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей.
- принцип оптимальности. Принцип оптимальности управления устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств.
- принцип гибкости. С вышеназванным принципом неразрывно связан принцип гибкости управления, практическая реализация которого позволяет обеспечить своевременную адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды или ее быструю перестройку в соответствии с новыми целями функционирования.
- принцип демократизации. С возрастанием роли социальных факторов в менеджменте на первый план вышел принцип демократизации управления, который содержит требование об удовлетворении интересов собственников, руководителей, трудового коллектива и отдельных работников организации на справедливой основе.
- принцип регламентации. Согласно принципу регламентации все процессы, происходящие в системе управления, должны быть жестко регламентированы. Иными словами в любой организации должна быть разработана развернутая система правил и норм, определяющих порядок функционирования как организации в целом, так и ее отдельных структурных подразделений.
- формализации управления. Принцип формализации предусматривает формальное закрепление норм и правил функционирования организации, в виде приказав, указаний и распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных подразделениях и должностных инструкций
Применение принципов регламентации и формализации позволяет упорядочить процесс функционирования организации, сделать его более планомерным и рациональным9.
Принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе:
Основной принцип - Партнерство в отношениях между менеджером и коллективом. Означает замену жестких отношений подчиненности отношениями основанными на уважении и доверии к подчиненному как к человеку, умеющему также хорошо как и менеджер выполнять свои обязанности:
- Делегирование полномочий и ответственности.
- Создание наилучших условий для персонала.
- Отказ от привилегий.
- Расширение сфер общения с подчиненными.
- Принцип мотивации.
- Принцип рационального подбора,
подготовки и расстановки
- Принцип подчиненности личных интересов общим.
- Принцип стабильности рабочего места для персонала.
- Принцип единства направлений.
- Принцип справедливости.
- Принцип дисциплины.
- Принцип инициативы.
- Корпоративный дух.
Принципы, формирующие личность менеджера:
- Целенаправленное воспитание и самовоспитание личности менеджера.
- Принцип кадровой политики.
Включает широкий спектр
2.2.2. Современные принципы менеджмента
Каждый ученый и каждая научная школа помимо общепризнанных принципов менеджмента, выдвигают ряд принципов, которые не могут быть включены в вышеприведенную классификацию. Рассмотрим некоторые из них.
1. Принцип системности и комплексности. Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т. д. Таким образом, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность - развернуть их по горизонтали. Поэтом системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность - к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.
Информация о работе Принципы управления в современном менеджменте