Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 17:44, курсовая работа
Принятие решений является составной частью любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности.
Введение
1. Управление как основа принятия решений в организации
1.1 Понятие, сущность управленческих решений
1.2 Методы принятия решений и информационное обеспечение управленческих решений
2. Принципы принятия решений в организации
3. Классификация управленческих решений
Заключение
Список использованной литературы
23. Выполнение решения
24. На основании информации, полученной на этапе 23, определяется наличие отклонений. В случае «нет» процесс заканчивается, в случае «да» переходим к этапу 25.
25. Определяем, насколько выявленные
отклонения серьезны (с точки
зрения предъявленных к
Данный «типовой» алгоритм процесса
выработки и реализации управленческих
решений позволяет
Для того чтобы быть эффективным, т.е.
достигать некоторых
- быть реальным, т.е. исходить
из достижимых целей, реально
располагаемых ресурсов и
- содержать механизм реализации,
т.е. содержание решения
- быть устойчивым по
- готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех. процессов, которыми управляют с учетом возможных скоростей развития нештатных, аварийных ситуаций;
- быть реализуемыми, то есть
не содержать положений,
- быть гибким, то есть изменять цель и (или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, содержать описание состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;
- предусматривать возможность
верификации и контроля
Цели и задачи должны быть реальными, соотноситься с располагаемыми ресурсами и их видами для решения конкретных задач, а также теми способами и технологиями, которые предполагается применять. Это предполагает использование различных видов нормирования при прогнозировании и планировании решений.
Решение будет реализуемым, если оно предусматривает: организацию, стимулирование (мотивацию), контроль выполнения.
Организация выполнения решения может включать два аспекта.
Во-первых, это организация новой
системы при решении крупной
новой проблемы. В этом случае может
использоваться метод функционально-
Во-вторых, это изменение функций,
структуры, параметров уже существующей
системы. В частности, важно избежать
в организационно-
При этом происходит перераспределение
функций подразделений, их специализации
и, соответственно, власти, ответственности,
ролей отдельных менеджеров в
организационно-
Общеорганизационным стимулированием называют стимулирование, обеспечиваемое фактом работы в данной организации на данной должности, с соответствующими ей материальным вознаграждением, социальным статусом, возможностью к самореализации.
Угроза потери должности может
обеспечивать выполнение решения до
тех пор, пока соответствующие этой
должности факторы здоровья (загрузка,
вознаграждение, безопасность и т.п.)
находятся в приемлемом для данной
категории менеджеров диапазоне. При
выходе факторов здоровья за пределы
названного диапазона общеорганизационной
мотивации становится недостаточно.
Поэтому при разработке решения,
во-первых, необходимо проверить, является
ли достаточным уровень
Отсутствие реальных мероприятий по контролю, особенно, когда это известно еще на стадии разработки решений, может сделать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной.
Качество управленческого
- качества исходной информации,
определяемого ее
- оптимального или
- своевременности принимаемых
решений, определяемой
- соответствия принимаемых
- квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;
- готовности управляемой
Кроме того, чтобы быть качественным, управляющее решение должно быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных и гибким – предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по различным причинам, будут переводить управленческое решение из разряда эффективных в число неэффективных.
3. Классификация управленческих решений
1. Степень повторяемости
В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.
2. Значимость цели.
Принятие решения может
· плановые (стратегические) – это директивные акты, направляющие, организующие и мотивирующие коллективные действия людей для достижения стратегических целей;
· оперативные (тактические) решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца;
· организационные решения – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью;
· запрограммированные решения – результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения.
· незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции;
· интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора. У руководителя, который полагается исключительно на интуицию, с точки зрения статистики, шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.
· решения, основанные на суждениях – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации;
· рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса.
3. Сфера воздействия.
Результат решения, может сказаться на каком-либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
4. Длительность реализации. Учитывая,
что любое управленческое
Перспективные решения определяются в общих чертах, они лишь задают направления для реализации определенной цели. (В торговле, например, достижение показателя повышения производительности труда, качества обслуживания и др.). Все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
Оперативные решения предусматривают
меры по реализации прогнозов развития
событий (конкретные виды работ, сроки
их исполнения и исполнителей). Их реализация
решения может потребовать
5. Прогнозируемые последствия
Большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью устранения каких-либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.
6. Метод разработки решения.
Некоторые решения, как правило, типичные,
повторяющиеся, могут быть с успехом
формализованы, т.е. приниматься по
заранее определённому
Формализация принятия решений
повышает эффективность управления
в результате снижения вероятности
ошибки и экономии времени: не нужно
заново разрабатывать решение каждый
раз, когда возникает
7. Количество критериев выбора.
Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным.
8. Управленческие решения
можно классифицировать и с
позиции количества
9. По субъекту, принимающему
решения, выделяются решения:
индивидуальные, коллективные и
коллегиальные. Первые
Лицом, осуществляющим выбор
из имеющихся альтернатив
Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Это коллективные решения.
Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений. Необходимо также иметь в виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок, избрании руководящих органов, реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Коллегиальная форма принятия решений, разумеется, снижает оперативность управления и «размывает» ответственность за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.
10. Способ фиксации решения.
По этому признаку управленческие решения могут быть разделены на фиксированные, или документальные (т.е. оформленные в виде какого либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п.), и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.