Принятие решений в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: исследование структуры управленческих решений (понятие, виды, субъект и объект); описание стадий разработки и принятия управленческих решений; представление совокупности методов принятия управленческих решений; рассмотрение методов принятия стратегических и оперативных решений в организации.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
 изучение сущности и особенности управленческих решений;
 проведение анализа процесса принятия решений на предприятии;
 рассмотрение видов управленческих решений;
 выявление моделей процессов принятия стратегических и оперативных управленческих решений;
 анализ принятия стратегических о оперативных решений.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..... 3
1. Теоретические основы принятия решений в организации
1.1 Система управления как система принятия решений, роль принятия решений в системе управления
1.2 Этапы исследования организации как системы принятия решений
1.3 Виды и типы управленческих решений
1.4 Понятие о схеме принятия решений и ее значение для эффективного функционирования подразделений
2. Методологические аспекты принятия стратегических и оперативных решений
2.1 Общая характеристика методов принятия управленческих решений
2.2 Методы принятия стратегических решений
2.3 Описание оперативных приемов принятия решений
2.4 Сравнение стратегических и оперативных решений
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Принятие решений в организации.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

• Систематические формализованные процедуры планирования могут исключить появление радикальных «диссидентских», но потенциально плодотворных идей.

• Там, где корпоративный план составляется специалистами по планированию, рядовые менеджеры (которые должны исполнять его) часто проявляют недовольство относительно решений, в принятии которых они не участвовали. Кроме того, сотрудники плановых отделов часто не имеют доступа к жизненно важной информации, которой владеют рядовые менеджеры.

• Проблемы часто возникают при введении нового процесса корпоративного планирования. Если энергично отстаиваются несколько так называемых универсальных методов управления (например, управление по целям, кружки качества, управление по отклонениям), то при подготовке новой системы планирования; скорее всего, будет уделяться недостаточно внимания как развитию организации, так и развитию методов управления.

Эти соображения могут стать основой для объяснения того факта, что даже в достаточно крупных организациях часто не существует определенных процедур формального стратегического планирования и структур, ответственных за этот процесс. Иногда корпорации определяют границы стратегического планирования, полагая, что распространять его на все сферы деятельности нецелесообразно с точки зрения экономии управленческих ресурсов.

2.3 Описание оперативных приемов принятия решений

Кроме стратегических решений, менеджеры должны также принимать решения, которые не требуют долгосрочного вовлечения ресурсов организации. Такие решения называются краткосрочными, или оперативными, и обычно принимаются менеджерами более низкого уровня управления (например, решения о том, какие продажные цены на продукты установить, сколько товаров каждого вида произвести и т.д.). Принятие оперативных решений основывается на текущей экономической обстановке и оценке материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которыми фирма располагает в настоящее время. А эти ресурсы в значительной определяются качеством принятых долгосрочных решений. Для выработки краткосрочных решений также необходимо собирать соответствующую информацию, например данные о продажных ценах конкурирующих организаций, ожидаемом спросе на товары по альтернативным ценам и прогнозируемых при различных вариантах производства затратах.

Оперативные решения касаются вопросов вклада единицы продукции в общую прибыль в результате управления ассортиментом продукции, объемом заказов, объемом спроса и продаж, себестоимостью и ценами, а также вопросов безубыточности производства.

Рассмотрим ряд оперативных приемов принятия решений - анализ «разрывов», анализ шансов и рисков (сильных и слабых сторон), анализ портфеля, метод проверочного списка, метод оценки по системе баллов и др. Такие методы хорошо применять при быстром сравнении вариантов, например, на совещании менеджеров высшего звена.

Оперативных приемов принятия решений, или, в другой терминологии, простых методов принятия решений, существует весьма много. Один из них – изложить ситуацию в письменном виде. Эта простая рекомендация часто оказывается весьма полезной. Дело в том, что при составлении описания приходится уточнять многие факты и оценки, которые обычно не удается сопоставить при размышлениях. Далее, письменное описание подсказывает различные альтернативы действий, а также оценки последствий этих альтернатив. Изложение ситуации в письменном виде во многом снимает эмоциональную составляющую при принятии решения, а также дает исходные данные и варианты действий для аналитического разбора.

Иногда рекомендуют проводить первичную формализацию описания ситуации, например, в виде ответов на вопросы (см. приложение 1)

Можно выделить этапы анализа ситуации, подготовки и принятия решения, анализа последствий:

1) Уяснить ситуацию.

2) Установить наличие  проблемы, подлежащей решению.

3) Сформировать возможные  решения.

4) Описать последствия  решений.

5) Выбрать решение.

6) Обобщить накопленный  опыт принятия решений.

Целесообразно уточнить содержание каждого из перечисленных этапов. Например, для уяснения ситуации целесообразно ответить на пять вопросов:

1) КТО должен или обязан (или хочет) принять решение?

2) ГДЕ (в каком месте, в  каком окружении, в какой среде, при каких обстоятельствах) предстоит  принимать решение?

3) КОГДА (до какого срока, или насколько часто, с какой  периодичностью) необходимо принимать  решение?

4) КАК (каким образом, в  какой форме, каким документом) должно  быть выражено решение?

5) ЧТО обусловливает решение? Зачем оно нужно? В чем его  цель? Какой замысел лежит в его основе? Для чего оно служит? Зачем его надо принимать?

После того, как ситуация обдумана, необходимо рассмотреть варианты решений. В большинстве задач принятия решений необходимо выделить перечень факторов, на основе значений которых и целесообразно сравнивать их варианты.

2.4 Сравнение стратегических  и оперативных решений

Руководствуясь критериями области действия решения, времени его действия, иерархического уровня принятия решения, выделяют стратегические и оперативные решения.

Рассмотрим их сравнительные характеристики:

 

 

Признаки

Стратегические решения

Оперативные решения

Иерархические ступени

В основном на уровне высшего руководства

Включает все уровни с основным упором на среднее звено управления

Неопределенность

Существенно выше

Меньше

Вид проблем

Большинство проблем не структурировано

Относительно хорошо структурированы

Временной горизонт

Акцент на долгосрочные, а также на средне- и краткосрочные аспекты

Акцент на кратко- и среднесрочные аспекты

Потребная информация

В первую очередь из внешней среды

В первую очередь из самого предприятия

Альтернативы планов

Спектр альтернатив в принципе широк

Спектр ограничен

Охват

Концентрация на отдельных важных позициях

Охватывает все функциональные области и интегрирует их

Степень детализации

Невысокая

Относительно большая

Основные контролируемые величины

Потенциалы успеха (например, рост доли рынка)

Прибыль, рентабельность, ликвидность

Информация

Используют информацию, полученную в условиях высокой степени неопределенности и риска

Используют оперативную информацию, которая, вероятно, более точна


 

 

Фундаментальные различия :

  • В масштабе их действия, что связано и с числом областей, затрагиваемых этими решениями, т.е. с их параметрами. Оперативные решения влияют на какой-то определенный участок деятельности компании, например расширение деятельности по продвижению продаж. Стратегические решения влияют на все сферы деятельности фирмы. Стратегические решения обычно затрагивают несколько областей деятельности предприятия - финансовую, производственную, коммерческую и даже социальную, т.е. по своей сути являются многопрофильными. Напротив, оперативные решения в отличие от стратегических чаще всего бывают однопрофильными.
  • Продолжительность времени действия. Стратегические решения обычно действуют в течение продолж. времени (10 и более лет), оперативные решения -краткосрочные (I год) или, значительно реже, среднесрочными (3 года).
  • Обратимость решений. Последствия плохо проведенной рекламной кампании можно будет преодолеть в течение нескольких месяцев, в то время как строительство большого завода за границей вряд ли может быть переориентировано за короткий срок. При принятии оперативного решения окружение задано, и менеджер принимает решение на основе имеющейся у него информации o товарах, рынках, конкурентах, технологии. В этих условиях основным фактором, довлеющим над ним, является время. При принятии стратегического решения время и окружение считаются переменными величинами, так как именно выбор окружения и горизонта действия лежат в центре стратегических решений.
  • Стратегические решения определяют сразу несколько целей, например рентабельность, норму прибыли, темп роста, каждая из которых формулируется с разной степенью точности. Таким образом, менеджер, принимающий решение, стоит перед выбором определения последовательности выполнения своих целей (функция ранжирования). Оперативное решение направлено на достижение какой-то одной конкретной цели: уменьшение издержек на три процента, сокращение сроков поставки на неделю.
  • Объем информации Общий принцип можно сформулировать следующим образом: « более важное решение принимается, тем меньше информации имеется». Стратегическое решение часто принимается в условиях наличия ограниченной информации общего характера, в то время как оперативное решение обычно опирается на точную, достаточно достоверную информацию.
  • Частота и уровень принятия решения. Стратегические решения обычно принимаются высшим управленческим звеном, в то время как принятие оперативных решений ложится на всю управленческую структуру предприятия.
  • Связь между иерархическим уровнем принятия решения и частотой его принятия: если решения по текущим вопросам принимаются регулярно на различных уровнях управления,то стратегические решения принимаются только на высшем уровне при необходимости изменения перспективных направлений развития компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Функции принятия решений в методологии процесса управления многообразны и связаны, прежде всего, с решениями: по производству, маркетингу, менеджменту, планированию, организации, мотивации, контролю, распределению власти, разрешению конфликтов и др.

Каждая проблема принятия решения имеет свои особенности. Однако существует и нечто общее для всех проблем, а именно: определенная исходная ситуация, альтернативные варианты решения, определенные последствия различных вариантов. С помощью этих компонентов можно охарактеризовать любую проблему принятия решения.

Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

      1. выработку и постановку цели;

      1. изучение проблемы на основе получаемой информации;

      1. выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

      1. обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);

      1. выбор и формулирование оптимального решения;

      1. принятие решения;

      1. конкретизацию решения для его исполнителей.

Принятие управленческих решений в сложных ситуациях требует тщательного анализа всех факторов и представляет собой много шаговый процесс, состоящий из последовательности взаимосвязанных этапов.

Обычно выделяют следующие глобальные этапы принятия решения:

      1. Определение цели, которую необходимо достичь в результате принятия решения,
      2. Выдвижение альтернативных методов достижения цели или допустимых альтернатив,
      3. Сравнение допустимых альтернатив,
      4. Выбор в качестве решения наиболее предпочтительной из рассмотренных альтернатив.

Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

С одной стороны, выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи. С другой – решение накладывает на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

      1. Агеева Н. Как разработать модель технических компетенций // Кадровое дело № 11, 2004.
      2. Акулов В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента// Международный журнал (Проблемы теории и практики управления), 1999.
      3. Бабенко Т.И. Процессы и методы принятия управленческих решений, 2002.
      4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд. Учебник. М.: Фирма Гардарика, 1996.
      5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.–М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
      6. Голубков Е.П. Какое принять решение? (Практикум хозяйственника). – М.: Экономика, 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

1) Совместим ли рассматриваемый  вариант решения с моими нравственными  принципами?

2) Что я выиграю при этом варианте решения?

    1. деньги;
    2. время;
    3. известность;
    4. уверенность;
    5. удовольствие, и т.д.

3) Что я потеряю при  таком решении?

    1. деньги;
    2. время и т.д. (см. вопрос 1);

Информация о работе Принятие решений в управлении организацией