Принятие решений в условиях неопределенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 02:27, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является изучение механизма разработки и принятия решений в условиях объективно существующей неопределенности и риска на примере деятельности ОАО «ЖБК-1».
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы принятия решений в условиях неопределенности и риска;
2. Описать объект исследования, выявить его сильные и слабые стороны;
3. Проанализировать процесс принятия решений в условиях неопределенности и риска на примере ОАО «ЖБК-1»;
4. Разработать рекомендации по совершенствованию принятия решений на предприятии ОАО «ЖБК-1».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА
1.1 Технология принятия решений в условиях неопределенности …….5
1.2. Сущность, содержание и виды рисков при реализации решений...15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА НА ПРИМЕРЕ
ОАО «ЖБК-1»
2.1 Краткая характеристика, маркетинг, стратегия развития и оценка платежеспособности ОАО «ЖБК-1»………………………..……………….…21
2.2 Анализ процесса принятия решений в условиях неопределенности и риска на ОАО «ЖБК-1» ……………………………………………….……..…26
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА НА ОАО «ЖБК-1»……………………………………………………………………….…34
3.1 Матрица и граф проблем…………………………………………..…35
3.2 Принятие управленческого решения……………………………..….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….………..….41

Вложенные файлы: 1 файл

Принятие решений в условиях неопределенности и риска.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

По структурному признаку коммерческие риски делятся на следующие категории:

  • имущественные риски – риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т.п.;
  • производственные риски – риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов и, прежде всего с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии;
  • торговые риски – представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара и т.п.; финансовые риски – связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств). К ним относятся:
    • риски, связанные с покупательной способностью денег:
      • инфляционный риск – риск того, что при росте инфляции (обесценение денег и, соответственно, рост цен) получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут;
      • дефляционный риск – риск того, что при росте дефляции (снижение цен и, соответственно, увеличение покупательной способности денег) происходят падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов;
    • валютные риски – опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций;
      • риски ликвидности – риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости;
    • риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски):
      • риск упущенной выгоды – риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхование, хеджирование, инвестирование и т.п.);
      • риск снижения доходности – риск, возникающий в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам, а также по портфельным инвестициям, связанным с формированием инвестиционного портфеля, представляющим собой приобретение ценных бумаг и других активов (сюда могут относиться: процентные риски – опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, селинговыми компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам, риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам;
      • кредитный риск – опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору, риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга);
      • риски прямых финансовых потерь – биржевые риски, представляющие собой опасность потерь от биржевых сделок (риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.);
      • селективный риск (лат. selektio – выбор, отбор) – риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля;
      • риск банкротства – опасность в результате неправильного выбора вложения капитала полной потери предпринимателем собственного капитала и его неспособности рассчитываться по взятым на себя обязательствам.

При принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска необходимо проводить анализ рисков. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный, главная задача которого состоит в определении факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и количественный, позволяющий вычислить величину отдельных рисков и риска проекта в целом. .[12, с.125]

Вопросами теории управления риском занимается риск-менеджмент. Риск-менеджмент – специальная форма предпринимательской деятельности. Осуществляют ее профессиональные институты специалистов, страховые компании, финансовые менеджеры.

Одна из основных сфер риск-менеджмента – страховой рынок, где объектом купли-продажи выступают страховые услуги, предоставляемые организациям и отдельным гражданам преимущественно страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами. Схема риск-менеджмента представлена на рис. 1

 

Рис. 1. Инструментарий снижения влияния риска

 

Одно из главных правил управленческой деятельности гласит: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня. Это требует грамотного управления рисками, т.е. своевременного предвидения, заблаговременного выявления неопределенностей и их последствий на деятельность организации для разработки и реализации управленческих решений по их уменьшению.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска менеджер сталкивается с необходимостью проведения анализа существующих рисков, а также осуществления мероприятий, связанных с избеганием, удержанием, передачей рисков или снижения их степени. Кроме того, в условиях неопределенности и риска менеджеру необходимо использовать специальные приемы и методы разработки и принятия решений.

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА НА ПРИМЕРЕ

ОАО «ЖБК-1»

 

 

2.1 Краткая характеристика, маркетинг, стратегия развития и оценка платежеспособности ОАО «ЖБК-1»

 

1)Полное и сокращенное наименование предприятия:

Открытое акционерное общество «Белгородский завод железобетонных конструкций №1», ОАО «Белгородский завод ЖБК №1»

2)Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие

1993 г. приказ №107 от 26.04- Акционерное  общества открытого типа.

1997 г. приказ №389 от 15.08- Открытое  Акционерное общество

3)Почтовый и юридический адрес предприятия:

Российская Федерация, 308800, г.Белгород, ул.Коммунальная 5

4)Подчиненность предприятия - вышестоящий  орган.

5)Вид деятельности - производство строительных материалов.

6)Организационно-правовая форма предприятия - открытое акционерное общество.

7)Форма собственности – частная.

8)Включено в государственный реестр Российской Федерации предприятий-монополистов: местный – включено.

 

Стратегия развития заключается в более полном удовлетворении потребностей Белгородской области и других регионов. Существует ряд товаров, импортируемых на Белгородский рынок строительных материалов из-за границы и стран СНГ, но в области существует ресурсно-сырьевая база позволяющая выпускать данные товары внутри области, что снизит их стоимость на 30-40%, повысит конкурентноспособность предприятий их производящих. Предприятие ЖБК-1 имеет возможность пополнить свою номенклатуру изделиями, которые с технической и маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары фирмы. Поддержка со стороны органов местной власти обеспечивает постоянное поддержание производственных мощностей предприятия.

Из-за того, что доля продукции ЖБК-1 на данном рынке составляет 40% конкуренция остальных предприятий пока, не представляется сильной.

Каналы сбыта - это лицо, организации или их совокупность берущая на себя ряд функций, риск и ответственность за продвижения товара от производителя к потребителю. Основными каналами распределения являются:

• предприятия розничной торговли;

• оптовые предприятия;

• непосредственно отдел реализации на предприятии. Посредники выполняют ряд важнейших функции:

1.сбор информации, для планирования  обмена производства;

2.стимулирование сбыта;

3.установление контактов - налаживание и поддержание связей с потенциальными покупателями;

4.организация товародвижения - склад - транспортировка. Производиться стимулирования сбыта продукции и на самом предприятии: посредством системы наценок и скидок, в зависимости от объема продажи и условий оплаты; стимулирование работников службы маркетинга и сбыта продукции посредством нормативов оплаты их труда в зависимости от объема продаж.

Система маркетинговых коммуникаций, применяемая ОАО «ЖБК-1», включает в себя следующий набор элементов:

1. реклама;

2. стимулирование сбыта;

3. выставки - ярмарки;

4. паблик рилейшенз.

В своей деятельности ОАО «ЖБК-1» использует как прямую, так и косвенную рекламу. Косвенная заключается в том что на протижении многих лет потребители отдавали предпочтения товару данной фирмы. Прямая реклама, которая способствует быстрой реакции распространяется в прессе (газеты, журналы), специальные буклеты, на телевидении, в наружной рекламе.

В связи с выбранной, стимулированию сбыта будет уделяется большое значение. Деятельность в этой области направлена на то, чтобы: дать необходимую информацию потенциальным потребителям о новом товаре, а также существующим потребителям о конкретных характеристиках предлагаемого товара; выявить на рынке новые возможности использования предлагаемого товара; переманивание клиентов; инициировать реализацию товара за счет повышения степени их узнаваемости в среде покупателей; спользовать различные средства стимулирования объемов и кратности совершения покупок; повышать имидж предприятия.

Стимулирование, направленное на покупателей: разработанная и отлаженная система скидок постоянным клиентам; предоставления товара в кредита; отпуск товара под реализацию (постоянным посредникам); выдача рекламных проспектов покупателям; посещения выставок; демонстрация товара; и т. д.

Паблик рилейшенз - размещается в средствах массовой информации самими журналистами т. е. бесплатная реклама. Основная задача паблик рилейшенз - создание и сохранение имиджа предприятия. Общественное мнение делится на внутренние - сотрудники, внешние - инвесторы, СМИ. Для повышения общественного мнения «ЖБК-1» использует следующие элементы:

1. Благотворительная деятельность.

2. Помощь администрации в благоустройстве  города.

3. Посещения различных выставок (что повышает репутацию предприятия не только в области, но и по России в целом).

Тем самым ОАО Белгородский завод «ЖБК-1» наиболее выгодно для себя использует конкурсы и выставки, что помогает поднять престиж предприятия и его известность, а так же снизить затраты на традиционную рекламу.

Оценка платежеспособности предприятия за 2009 год.

В таблице 3 рассчитаем трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации.

Расчет трехкомпонентного показателя (тыс. руб.)

Таблица 3

№ пп

Показатель

начало периода

конец периода

отклонение

1

Источники собственных средств (Цс)

290127

441593

151466

2

Внеоборотные активы (F)

249514

318866

69352

3

Наличие собственных оборотных средств (Ес)( 1-2)

40613

122727

82114

4

Долгосрочные пассивы (Кт)

49411

124015

74604

5

Наличие собственных оборотных

     
 

средств и долгосрочных кредитов и займов (3+4)

90024

246742

156718

6

Краткосрочные кредиты и займы

1500

10679

9179

7

Общая величина основных источников формирования запасов(Кt) (5+6)

91524

257421

165897

8

Общая величина запасов (Z)

61703

89562

27859

9

Излишек или недостаток оборотных средств (±Ес) (3-8)

-21090

33165

54255

10

Излишек или недостаток собственных и заемных источников(±ЕТ) (5-8)

28321

157180

128859

11

Излишек или недостаток общей величины формирования запасов(±ЕП) (7-8)

29821

167859

138038

12

Трехкомпонентный показатель

{0;1;1}

{1;1;1}

 

 

В таблице 4 приведем некоторые данные по характеристике затрат и доходов предприятия за последние два года.

Расходы по обычным видам деятельности (тыс. руб.)

Таблица 4

Статьи затрат

2002 год.

2003 год.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1. Материал. затраты

158515

59

102547

49

2. Затраты на оплату труда

61794

23

45010

21,6

3. Отчисления на соц. страх.

21494

8

12690

6,1

4.Амортизация

16120

6

22769

11

5. Прочие

10748

4

25837

12,3

Себестоимость

268671

100

208853

100


 

По основным материалам отклонение сложилось за счет разницы в цене материалов и замены некоторых из них.

 

Показатели прибыльности предприятия.

Таблица 5

Показатели

2002

2003

1. Валовая прибыль 

2. Чистая прибыль 

3. Амортизация

4. «Cash Flow»

148728

85172

74069

63609

68157

10809

11239

68199


 

Анализ прибыльности проводится для оценки способности предприятия приносить доход на вложенные в текущую деятельность средства.

Информация о работе Принятие решений в условиях неопределенности