Принятие управленческих решений в сфере муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

При анализе накопленного опыта в сфере работы с управленческими актами выявлено, что к числу основных проблем, с которыми сталкиваются муниципальные органы исполнительной власти для обеспечения своевременных и точных управленческих решений относятся:
1) отсутствие модельного инструментария подготовки вариантов управленческих решений, их сравнения и оценки эффективности;
2) отсутствие полной, достоверной и своевременной информации для принятия управленческих решений;
3) отсутствие стройной системы обработки и представления информации для ее анализа.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Структура управленческих решений
1.1. Понятие и классификация управленческих решений………6
1.2 Субъекты и объекты управленческих решений
ГЛАВА 2 Управленческие решения как главный компонент муниципального управления
2.1 Понятие, функции и задачи муниципального управления…14
2.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям...19
2.3 Процесс принятия управленческого решения………………..23
Заключение…………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

По функциональной направленности выделяют планирующие, организующие, координирующие и контролирующие управленческие решения.

Управленческие решения могут приниматься как единолично полномочным субъектом, так и в коллегиальном составе. Могут быть направлены на урегулирование часто повторяющихся отношений или новой возникшей проблемы. Решения принимаются в различных условиях: условиях риска, полной – неполной, качественной или некачественной информации.

Выделяют также решения:

    1. Жестко обусловленные (детерминированные), которые основаны на предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом;
    2. Инициативные, которые принимаются полномочным субъектом управления в соответствии с ситуацией. Их эффективность зависит от компетентности, управленческого опыта, личных качеств принимающего субъекта.

Функции управленческих решений:

  1. Направляющая, которая состоит в том, что решение принимается исходя из долговременной стратегии развития организации: это целеполагание, выбор и обоснование стратегии развития;
  2. Организующая функция проявляется в необходимости согласования действий исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации решений в запланированные сроки и необходимого качества;
  3. Мотивирующая функция заключается в согласовании интересов каждого члена организации и нацеливание их на выполнение задач организации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческое решение – понятие сложное и многогранное, включающее в себя различные критерии оценки. Общими признаками для всех управленческих решений являются их целенаправленность и принятие в рамках компетенции управляющего субъекта.

В управленческом решении в той или иной степени пересекаются и концентрируются все виды управленческой деятельности. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации. Они принимаются уполномоченными субъектами управления и направлены на регулирования широкого круга подведомственных отношений.

 

1.2 Субъекты и объекты  управленческих решений

 

Субъектами управленческих решений выступают лица, полномочные принимать эти решения в процессе управленческой деятельности.

Для данного исследования в качестве основных субъектов управленческих решений рассматриваются исполнительные органы местного самоуправления – аппарат управления, реализующий властные функции и направляющий свою деятельность на достижение целей муниципального образования; их должностные лица.

К данным субъектам относятся: глава муниципального образования; руководители муниципальных органов исполнительной власти; первые заместители и заместители главы муниципального образования, муниципальных органов исполнительной власти; заместители глав муниципальных образований и руководителей муниципальных органов исполнительной власти - управляющие делами и их заместители; руководители, заместители руководителей самостоятельных управлений, комитетов, отделов и иных органов, являющихся юридическими лицами, а также руководители, заместители руководителей комитетов исполнительных органов муниципального образования; начальники структурных отделов исполнительного органа муниципального образования и структурных отделов самостоятельных управлений, комитетов, отделов и иных органов, являющихся юридическими лицами.

Вышеперечисленные лица осуществляют исполнительно – распорядительную деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; имеют, как правило, постоянные штаты. Основное содержание их деятельности реализуется через решение управленческих задач на всех этапах выполнения управленческих функций. В соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»[8] данные субъекты имеют право принимать управленческие решения в соответствии с предоставленной компетенцией, рамки которой четко обозначены в требованиях формальной структуры.

Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую - субъекта на объект управления.

Объект управленческих решений – система отношений и вопросов, для урегулирования, изменения которых данные управленческие решения принимаются.

Управленческие решения регулируют широкий круг вопросов как внутреннего, так и внешнего управления и принимаются по различным основаниям:

1) осуществление текущих целей  и задач управляющего субъекта;

2) необходимость изменений в  самой организации под влиянием  как внешних, так и внутренних факторов;

3) решение возникшей проблемы, требующей  оперативного или долговременного  разрешения;

4) необходимость поиска и выявления  новых ресурсов деятельности  организации;

5) прогнозирование и определение  социально – экономического развития;

6) разработка программ и проектов, планирование, стратегическое управление.

Итак, управленческие решения принимаются определенными полномочными субъектами и всегда направлены на изменение, совершенствование, рационализацию внешних и внутренних отношений организации. Регулируют различные вопросы, связанные с процессом управленческой деятельности, которая всегда предполагает значительную ответственность управленцев. Последние должны обладать определенными качествами: компетентность, профессионализм, опыт, предусмотрительность, уравновешенность, способность реагировать на изменяющиеся процессы и объективно подходить к анализу и решению возникающих ситуаций; рациональное отношение к нововведениям.

Если управленческое решение принимается коллегиально полномочными субъектами, то необходима согласованность процесса.

Эффективность управленческого решения определяется полнотой регулирования ситуации или разрешения проблемы.

 

 

ГЛАВА 2. Управленческое решение в системе муниципального управления

 

2.1 Понятие, функции и задачи муниципального управления

 

Понятие «муниципальное управление» отражает комплексное и многообразное явление, которое порождает различные подходы к его исследованию.

Под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении местным органам власти и их должностным лицам предоставляется право и реальная возможность регулировать подведомственные вопросы и управлять в рамках закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения.

Рассмотрим функции и задачи местного самоуправления.

Функции – это совокупность действий и операций, которые осуществляются управляющими субъектами для достижения определенных подцелей в рамках единой целенаправленной деятельности. Функции управления в социально-экономических системах (к которым относится и местное самоуправление) объективны по своей природе и реализуются путём принятия управленческих решений уполномоченными органами и должностными лицами.

Основными функциями управления являются:

1) прогнозирование изменений в  развитии каких-либо событий и  процессов на основе полученной  информации о прошлом и настоящем  с учётом всех условий и факторов влияния;

2) планирование – определение  направлений, формулирование целей, постановка задач, определение перечня  мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных  и качественных показателей в  организации деятельности;

3) выработка, обоснование и принятие  решений и организация их исполнения;

4) распорядительство и координация  действий субъектов, осуществляющих  деятельность по реализации управленческого  решения;

5) правовое регулирование исполнительно-распорядительной  деятельности;

6) контроль с целью выявить  и устранить отклонения в реализации  решений и принятие мер к  нарушителям;

7) учёт людских, материальных и  финансовых ресурсов;

8) информационное обеспечение и  информационно-аналитическая работа;

9) кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.п.

Перечисленные функции являются основными для исполнительных органов местного самоуправления и по существу характеризуют содержание их деятельности. Отношения, связанные с реализацией этих функций, регулируются нормами административного права.

При реализации вышеуказанных функций выборные и иные должностные лица местного самоуправления формулируют цели (желаемый результат познания и практической деятельности), ставят своим подчинённым задачи и обеспечивают их решение.

Задачи – это перечень мер, мероприятий, действий и операций, которые должны осуществлять исполнители, чтобы приблизится к сформулированной цели. Термин "решение задачи" употребляется в трех различных смыслах: а) решение как план (способ) решения задачи; б) решение как процесс осуществления требований задачи, выполнения плана решения; в) решение как результат выполнения плана решения.

В отличие от функций задачи всегда имеют субъективный характер, т.е. результат их решения зависит от уровня образования, опыта работы и личных качеств субъекта управления. Функции всегда первичны, а организационные структуры по их реализации – вторичны.

Рассмотрим организационные принципы управления.

1) Принцип плавности в условиях  перехода к рыночной экономике  выражается в разработке различных программ развития хозяйства, прогнозировании результатов региональных программ, расчётах по наиболее эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, определении приоритетных целей и задач.

2) Принцип объективности требует анализа и учёта фактического состояния и развития процессов и явлений, условий, существующих в социальной среде, влияния демографических и других факторов, а также закономерностей взаимодействия общества с природной средой в целях реализации оптимального управления.

3) Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий  каждого из должностных лиц, что  крайне важно для правильного  подбора и расстановки муниципальных  служащих в соответствии с  их профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки организационных структур управления в соответствии с объективными функциями.

4) Принцип научности заключается  в применении научных методов  и средств сбора, обработки, обобщения  и анализа информации о состоянии  объекта управления; её обработки с применением количественных методов на базе ЭВМ; выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.

5) Принцип рациональности заключается  в том, что цели и задачи управления должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных (силах и средствах) и временных затратах. Управление должно быть оптимальным. Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего.

6) В тесной связи с принципом  рациональности находится принцип  ответственности субъектов исполнительной власти за результаты работы в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, структуры, форм и методов работы.

7) Принцип единоначалия заключается  в том, что вопросы текущего  оперативного управления осуществляются путём единоначалия, например, принятие распоряжений главой администрации муниципального образования.

8) Особую роль в муниципальном  управлении отводится принципу  отраслевого управления. В соответствии  с ним для решения определённой  группы задач образуются целевые структуры, специальные органы и аппараты. Отраслевой принцип позволяет оперативно проводить единую управленческую политику, рационально и оперативно использовать силы и средства.

9) Принцип двойного подчинения  обеспечивает сочетание начал  централизации в руководстве с учётом местных условий (например, управление муниципальной милицией).

Организационные принципы закрепляются в уставах субъектов Российской Федерации.

Процесс управления включает в себя несколько этапов: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы и принятие решения по ее разрешению.

По характеру взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют на несколько типов:

1. Если осуществление этапов  происходит в строгой последовательности  и есть достаточная определенность по всем этапам процесса управления и уверенность в их осуществлении, то такой процесс управления относится к линейному типу: цели – ситуация – проблема – решение.

2. Если при выполнении какого-либо  этапа предыдущий нуждается в  корректировке и она вносится, то процесс управления называется корректирующим.

3. Когда нет возможности выделить  главную проблему и принять  единственное решение, тип процесса  управления характеризуется как  разветвленный.

4. Если цель формируется в  условиях неопределенности как  предварительная, на первое место выходит задача анализа ситуации, процесс в этом случае носит название ситуационного.

Информация о работе Принятие управленческих решений в сфере муниципального управления