Принятие управленческих решений в условиях риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка оптимальной стратегии деятельности фирмы в условиях неопределённости.
В связи с этой целью необходимо решить следующие задачи:
1. описать сущность и виды управленческих решений;
2. ознакомиться с видами рисков при принятии решений и способами управления рисками;
3. провести характеристику исследуемого объекта;
4. разработать оптимальную стратегию исследуемого предприятия в условиях неопределённости.

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
1. Принятие управленческих решений в условиях риска .................................4
1.1. Сущность и классификация управленческих решений..................................5
1.2 Неопределенность в среде принятия управленческих решений.....................6
1.3 Виды рисков при реализации управленческих решений.................................6
2. Технология принятия управленческих решений в условиях риска..................8
2.1 Технология принятия управленческих решений..............................................9
2.2 Основные критерии принятия решений в условиях неопределённости......10
2.3 Способы оценки степени риска........................................................................12
3. Принятие управленческого решения в ООО «Кабель» в условиях неопределённости....................................................................................................45
3.1 Характеристика исследуемого объекта...........................................................26
3.2 Выбор альтернатив, при принятии управленческих решений в ООО «Кабель».....................................................................................................................24
Заключение...............................................................................................................16
Список используемой литературы.........................................................................48

Вложенные файлы: 1 файл

курчса.docx

— 330.17 Кб (Скачать файл)

Структура предприятия включает в себя функциональную и управленческую структуру. Организационная и управленческая структура малого предприятия «Кабель» представлены соответственно на рисунках 4 и 5.

Каждая составляющая организационной структуры выполняет свои функции. Отдел сбыта обеспечивает связь с партнёрами. Отдел рекламы – рекламное сопровождение сбыта. Склад организует приём, хранение и отгрузку товарно-материальных ценностей. В сборочном цехе осуществляется сборка деталей в изделие, маркировка и упаковка товара. Сервис-центр предоставляет информационную поддержку клиентам и консультации специалистов. Финансовый отдел отвечает за ведение внутреннего учёта.

 














 

Рисунок 3 – Дерево целей предприятия «Кабель»

 








 


 

 

Рисунок 4 – Функциональная структура предприятия «Кабель».

 

 




 



 

 


 

 

Рисунок 5 – Управленческая структура предприятия «Кабель».

 

Как и любая система, предприятие действует в совокупности и во взаимодействии с внешней средой. Такое взаимодействие заключается в регулировании деятельности предприятия со стороны государственных органов власти, политических процессов, происходящих в стране, социокультурных и демографических особенностей населения.

Анализ макроокружения показал, что на предприятие оказывается влияние со стороны правовых органов в сфере обязательного лицензирования деятельности и сертифицирования продукции. Это влияние ощущается в повседневной деятельности, но не несет в себе негативного воздействия и снижения результативности деятельности. Затраты, понесенные предприятием в ходе осуществления перечисленных мероприятий, относятся на снижение прибыли.

Политические процессы, происходящие в стране, также оказывают опосредованное воздействие в той мере, в какой снижается покупательная способность населения по отношению ко всем товарам и услугам, и в частности к медицинской технике.

К среде непосредственного окружения относятся потребители, конкуренты, поставщики.

Численность персонала предприятия составляет 225 человек. Стиль руководства на данном прелприятии – мотивационный. Высший эшелон управления на предприятии (директор и менеджерв отделов) имеет высшее образование. Специалисты производственно-технического отдела имеют средне-техническое образование. Главный бухгалтер также имеют высшее образование. А работники отделов рекламы и сбыта – средне-специальное образование.

 

3.2 Выбор альтернатив, при принятии  управленческих решений в ООО  «Кабель».

 

При принятии решений в условиях отсутствия информации о вероятности появления тех или иных событий используются критерии и правила: максимин (максимум из минимума) – выбор альтернативы из всех худших значений; максимакс (максимум из максимума) – выбор альтернативы с лучшим значением; минимакс (минимизация сожалений по поводу упущенной прибыли) и правило Гурвица (правило оптимизма-пессимизма).

Рассмотрим проблему принятия управленческого решения в условиях неопределённости спроса на кабельную арматуру. В условиях неопределённости директору рассматриваемого предприятия необходимо принять решение по выпуску термоусаживаемой кабельной арматуры из нескольких альтернатив.

Возможны следующие варианты решений:

а1: Продолжать выпускать продукцию, соответствующую по качеству и количеству прежним выпускам.

а2: Добиться снижения цены путём снижения издержек на данное изделие и увеличить объём выпуска продукции на 10%.

а3: Улучшать качество продукции и сервисного обслуживания (с соответственным увеличением цены) при снижении объёма выпуска на 15%.

В таблице 4 приведены прогнозируемые показатели прибыли (в тыс. руб.) по каждой альтернативе в зависимости от изменения спроса на данную продукцию.

 

Таблица 4-Прогнозируемые показатели прибыли.

Альтернатива / Спрос

Низкий

Средний

Высокий

а1

4000

7000

10000

а2

6000

8000

9500

а3

5000

9000

12000


 

Выберем необходимое решение, используя критерии и правила принятия управленческих решений в условиях неопределённости.

По правилу максимин (критерий Ваальда) из данных альтернатив выбираем ту, которая при самом неблагоприятном состоянии спроса имеет наибольшее значение прибыли. С этой целью в каждой сточке матрицы фиксируем альтернативы с самым маленьким значением прибыли, и из отмеченных минимальных выбираем максимальное. Результаты расчётов представлены в таблице 5.

 

Таблица 5-Результатов счетов.

Альтернатива / Спрос

Низкий

Средний

Высокий

mini

а1

4000

7000

10000

4000

а2

6000

8000

9500

6000*

а3

5000

9000

12000

5000


 

Максимумом минимальных значений является значение прибыли для альтернативы а2. Следовательно, руководствуясь правилом Ваальда, следует принять вторую альтернативу.

В соответствии с правилом максимакс выбирается альтернатива с наивысшим достижимым значением прибыли. Используя это правило, определяют максимальные значения для каждой строки и выбирают наибольшее из них. Данные расчётов представлены в таблице 6.

 

Таблица 6-Данные расчетов.

Альтернатива / Спрос

Низкий

Средний

Высокий

mini

а1

4000

7000

10000

10000

а2

6000

8000

9500

9500

а3

5000

9000

12000

12000*


 

Следуя правилу максимакса, необходимо выбрать третью альтернативу.

В отличие от максимина минимакс (критерий Севиджа) ориентирован на минимизацию не столько потерь, сколько сожалений по поводу упущенной прибыли.

Расчёт минимакса происходит в четыре этапа:

    1. находится лучший результат каждой графы в отдельности;
    2. определяется отклонение от лучшего результата каждой отдельной графы;
    3. для каждой строчки матрицы сожалений находится максимальное значение;
    4. выбирается решение, при котором максимальное сожаление будет меньше других.

Результат расчётов представлен в таблице 7.

 

Таблица 7- Результат расчетов.

Альтернатива / Спрос

Низкий

Средний

Высокий

mini

а1

2000

2000

2000

2000

а2

0

1000

2500

2500

а3

1000

0

0

1000*


 

В данном случае следует выбрать третью альтернативу.

В соответствии с правилом Гурвица, которое называют также правилом оптимизма-пессимизма, оптимальную альтернативу рассчитывают с помощью коэффициента оптимизма α. Учитывая боязнь риска, целесообразно задавать α=0,3. Наибольшее значение целевой величины и определяет необходимую альтернативу.

Расчётные данные представлены в таблице 8.

 

Таблица 8- Расчетные данные.

Альтернат-тива / Спрос

 

Низкий

 

Средний

 

Высокий

 

(1–0,3) miniП

 

0,3maxiП

(1–0,3) miniП +0,3maxiП

а1

4000

7000

10000

2800

3000

5800

а2

6000

8000

9500

4200

2850

7050

а3

5000

9000

12000

3500

3600

7100*


 

Согласно критерию Гурвица последняя графа содержит значение целевой величины, получаемой при α=0,3. Наибольшее значение целевой величины в данном случае имеет альтернатива а3.

На основании проведённых расчётов директор ООО «Кабель» делает вывод о том, что альтернатива а3 является наиболее приемлемой и выгодной в данных условиях. Следовательно, компании «Кабель» необходимо в ближайшем будущем улучшать качество продукции и сервисного обслуживания (с соответственным увеличением цены) при снижении объёма выпуска на 15%.

 

 

 

Заключение

 

Принятие управленческих решений является одним из элементов самостоятельного управления деятельностью предприятия. Для российских предпринимателей характерно принятие управленческих решений в условиях неопределённости. Неопределённость обусловлена социально-политическими, административно-законодательными, производственными, коммерческими, финансовыми и другими факторами, а также быстро изменяющимися обстоятельствами.

Управленческие решения могут приниматься при различных условиях. Различают три их вида: 1- определенности; 2 - риска; 3 - неопределенности:

    1. условия определенности характеризуются ситуацией, когда результат реализации каждого из вариантов управленческого решения известен и остается выбрать только наиболее предпочтительный из них, исходя из целей управленческого решения;
    2. условия риска предполагают, что каждое действие (вариант управленческого решения) приводит к одному из множества частных исходов, причем каждый из них имеет известную менеджеру-руководителю вероятность появления. Если влияние случайных факторов подчиняется познанным законам, то можно рассчитать вероятность получения результата при различном стечении обстоятельств (вероятность - число «успехов», полученное в результате большого числа экспериментов, т.е. это возможность успеха);
    3. условия неопределенности означают, что действия имеют множество частных исходов, но вероятность этих исходов неизвестна (заключая пари - не знаешь, выиграешь или проиграешь: это и есть неопределенность), а также характеризуются неполнотой и неточностью информации о решаемой проблеме.

Управленческие решения подразделяют на рациональные решения, решения, основанные на суждении, и интуитивные решения. Наиболее оптимальными и эффективными являются рациональные управленческие решения, так как они не основываются на прошлом опыте, а обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Процесс принятия решений в технологическом аспекте можно представить как последовательность этапов, операций и процедур, между которыми существуют прямые и обратные связи. Фактическое количество этапов, операций и процедур определяется сложностью, типом решаемой проблемы.

Неопределенность проявляется в невозможности определения вероятности наступления различных состояний внешней среды из-за их неограниченного количества и отсутствия способов оценки. Неопределенность учитывается различными способами. В данной работе приведены общие критерии рационального выбора вариантов решений из множества возможных. Критерии основаны на анализе матрицы возможных состояний окружающей среды и альтернатив решений.

К этим критериям относятся:

  • критерий Ваальда (Правило максимин);
  • правило максимакс;
  • критерий Севиджа (правило минимакс);
  • правило Гурвица (правило оптимизма-пессимизма).

В практической части данной работы рассмотрено непосредственное применение критериев при принятии управленческого решения в условиях неопределённости спроса на продукцию предприятия.

Используя правила и критерии принятия управленческих решений в условиях неопределённости, было принято решение по выпуску термоусаживаемой кабельной арматур основе рассмотрения трёх альтернативных вариантов решения.

На практике очень немногие управленческие решения приходится принимать в условиях полной неопределенности. Чаще всего лицо, принимающее решения, располагает какой-либо информацией, но её количество или качество обуславливают определённую степень неопределённости. Правила и критерии принятия решений в условиях неопределённости помогают менеджерам принять наиболее верное управленческое решение, несмотря на недостаточность информации об окружающей среде.

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений. Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  2. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управленческие решения: теория и технология принятия. Учебник для вузов. – М.: Проект, 2004.
  3. Бирман Л.А. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: Дело, 2010.
  4. Гудушаури Г.В., Литвок Б.Г. Управление современным предприятием. – М.: ЭКМОС, 2008
  5. Дик В.В. Формирование решений и инструментальные среды их поддержки. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  6. Карданская Н.Л. Основы управленческих решений. – М.: Русская деловая литература, 2008
  7. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. – М.: Юнити, 2008.
  8. Козырь Ю.В. Стоимость компании: оценка и управленческие решения. – М.: Альфа-Пресс, 2009.
  9. Ломакин А.Л. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.
  10. Менеджмент. Конспект лекций / под ред Данилова А.В. – М, 2012.
  11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.,2011.
  12. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: «Дело», 2010.
  13. Ременников В.Б. Управленческие решения Учебный курс Московский институт экономики, менеджмента и права Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 2009.
  14. Рысев Н. Правильные управленческие решения. Поиск и принятие. – СПб: Питер, 2010.
  15. Саак А.Э , Пшеничных Ю.А. Менеджмент  в социально-культурном сервисе и туризме.- М, 2010
  16. Тронин Ю.Н., Масленченков Ю.С. Управленческие решения. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  17. Управление организацией: Учебник / Под ред. Поршнева А.Г. - М.: ИНФРА – М, 2009.
  18. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. 6-е изд., перераб., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  19. Цветков А.Н. Менеджмент.- М., 2010 .
  20. Эддоус М., Стэнфилд Р. Методы принятия решений. – М.: ЮНИТИ, 2007

Информация о работе Принятие управленческих решений в условиях риска