Принятия управленчиских решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:37, реферат

Краткое описание

В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой.
Актуальность данной темы объясняется тем, что от правильно выбранного метода или группы методов принятия решений зависит успех деятельности и эффективность работы любого предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2
1.Понятие, характеристика и виды управленческих решений……….............3
2.Характеристика методов принятия управленческих решений……………..8
2.1 Оценка эффективности принятия решений………………………………………………………………………….13
3. Рекомендации по совершенствованию процесса принятия решений……17
4.Заключение……………………………………………………………………22
5. Список литературы…………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

рефер.docx

— 43.14 Кб (Скачать файл)

Виды мозговой атаки:

1). Прямая мозговая атака («мозговой штурм»). Цель проведения  прямой мозговой атаки состоит  в выработке управленческого  решения путем обсуждения предложенных  идей для решения данной проблемы. Метод прямого мозгового штурма  целесообразно использовать при  решении изобретательских и рационализаторских  задач в самых различных областях  техники и видах деятельности, в том числе управленческой.

2). Обратная мозговая атака. В основе обратной мозговой  атаки лежит закон прогрессивной  конструктивной эволюции. Согласно  этому закону переход к новому происходит через выявление и устранение дефектов в существующем. Таким образом, обратная мозговая атака не генерирует идеи, а целиком направлена на критику уже имеющихся идей. Метод обратной мозговой атаки ориентирован на решение первой творческой задачи, то есть цель обратной мозговой атаки заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, который подвергается ничем не ограниченной критике. Объектом обратной мозговой атаки может быть конкретное изделие, процесс, сфера обслуживания и т.д. Обратная мозговая атака может быть использована в следующих случаях:

- при уточнении постановки  изобретательских и рационализаторских  задач;

- при разработке технического  задания или технического предложения;

- при проведении экспертизы  проектно-конструкторской документации  на любой стадии разработки.

3). Двойная мозговая атака. Суть двойной мозговой атаки  заключается в том, что после  проведения прямой мозговой атаки  делается перерыв от двух часов  до двух-трех дней, затем еще  раз повторяется прямая мозговая  атака. При двойной мозговой атаке  число участников может возрасти  до 20 и более человек. Обсуждение  задачи идет в непринужденной  обстановке и во время перерыва, при этом допускается критика  высказанных идей, причем как  бы «неофициальная». После перерыва  генерация высказанных идей продолжается, но уже с учетом высказанных  замечаний.

4). Теневая атака: мнения  фиксируются на бумаге, затем  выполняется их обработка.

5). Метод индивидуального  мозгового штурма: человек поочередно  выполняет роли «генератора» и «критика» .

5. Метод расстановки приоритетов - используется для оценки и  выбора наилучшего варианта управленческого  решения. Его применение предполагает  попарное сравнение вариантов решения проблемы по определенным критериям. При этом используются следующие символы:

1) - если данный вариант  лучше (1,5);

2) = - если сравниваемые  варианты равны (1);

3) < - если данный вариант  хуже другого (0,5).

6. Метод дерева решений - этот метод имеет несколько  вариаций - дерево решений, дерево  целей, эффективно реализуется путем  коллективной экспертизы. Суть метода  дерева целей сводится к тому, что группа экспертов дает  свою оценку всем направлениям  и вариантам решения проблемы, выделяя наиболее приоритетный  путь (вариант). Метод показывает  «пробелы», которым не уделили  внимания. Принцип построения: четкая  иерархия и полнота.

7. Метод функционально-стоимостного  анализа (ФСА) - применяется не только  в технической сфере, но и при  решении управленческих задач  по формированию организационных  структур, организации работы персонала, повышению отдачи функционирования  подразделений. Он является универсальным  методом выбора решений, позволяющим  добиваться оптимизации затрат  на исполнение функций объекта  без ущерба их качеству.

Основная суть метода сводится к представлению объекта в виде совокупности функций (функциональной модели) и решению вопроса о том, все ли функции действительно необходимы, какие из них можно совместить или убрать без ущерба для качества. Метод ФСА хорошо себя зарекомендовал в управленческой практике разработки и принятия решений: он обладает высокой практической полезностью в сфере построения организационных структур управления, в том числе при анализе функций исполнителей (выявление лишних функций, нейтральных, негативных и др.) и выборе оптимального соответствия качества выполнения функций с затратами на их реализацию.

8. Метод платежной матрицы - это один из методов принятия  управленческих решений, который  применяется в условиях, когда:

- число альтернативных  вариантов разумно ограничено;

- нет полной определенности  в отношении того, что может  произойти (неопределенность среды).

9. Метод цепных подстановок (МЦП) - используется для разработки  и принятия решений в том  случае, если проблема имеет строго  выраженный функциональный характер. Суть метода заключается в  последовательной замене плановых  величин одного из факторов  при условии, что остальные факторы  остаются неизменными.

10. Метод сценариев - используется  в сфере принятия управленческих  решений в долгосрочном периоде. Сценарий - описание или картина  будущего какого-либо объекта (фирмы), составленные с учетом правдоподобных  предпочтений. Сценарий используют  для принятия решений в сфере  стратегического развития фирм, регионов, технологий, рынков .

Таким образом, методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой (субъектом управления).

 

2.1 Оценка эффективности принятия решений

Вершиной деятельности управленца является принятие решений, реализация которых способствует достижению поставленных целей и повышению эффективности функционирования организации. Эффективность происходит от слова «эффект», означающего впечатление производимое кем-либо на кого-либо. Это впечатление может иметь организационную, экономическую, психологическую, правовую, этическую, технологическую и социальную окраску. Эффект может наблюдаться или формироваться. Обычно эффект сравнивают с затратами в сопоставимых понятиях. Соотношение эффекта (результата) и затрат характеризует эффективность какой-либо деятельности или явления. В современной экономической литературе понятие эффективности управленческих решений трактуется неоднозначно. Ряд авторов считает, что оно практически полностью совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть производства .

Целесообразно рассматривать эффективность как результативность функционирования системы и процесса управления, как результат взаимодействия управляемой и управляющей систем. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, - это и есть содержание эффективности как управленческой категории.

На эффективность принятия решений менеджером влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно (приложение Б).

Таким образом, эффективность управления - один из основных показателей совершенствования управления, определяемых результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение .

Эффективность управленческих решений в торговой организации проявляется обобщенным образом в количественном виде как прирост объема товарооборота, ускорение оборачиваемости товаров, уменьшение суммы товарных запасов.

Определение экономической эффективности управленческих решений, в результате исполнения которых возрос товарооборот, и, следовательно, увеличилась прибыль, можно осуществить по следующей формуле:

Эф = П*Т = П * (Тф - Тпл), где

Эф - экономическая эффективность (в тыс. грн);

П - прибыль в расчете на 1 млн. рублей товарооборота (в тыс. грн);

Т - прирост величины товарооборота (в млн. грн);

Тф - фактический товарооборот, который имеет место после внедрения данного управленческого решения;

Тпл - плановый товарооборот (или товарооборот за сопоставимый период до внедрения данного управленческого решения).

Выбор варианта решения проводится посредством системы оценок. Оценка решения производится на основе качественного, профессионального анализа промежуточных и конечных результатов. Главная цель оценки - выявить необходимость изменения в части ресурсного обеспечения, практики управления и организации выполнения принятого решения. От этих оценок во многом зависит продолжение, изменение или прекращение обсуждения вариантов решения.

Группы при выработке решения должны рассмотреть следующие вопросы:

- может ли организация  позволить себе внедрение предложенных  вариантов решения;

- какие выгоды организация  приобретет от внедрения некоторых  вариантов решений.

При проведении этапа анализа эффективности решений на собрание группы можно пригласить соответствующих специалистов, которые могут помочь в оценке эффективности того или иного решения .

При проведении анализа эффективности решений участникам группы необходимо учесть все возможные критерии оценки, а также факторы внешней среды, которые могут оказывать влияние на предложенные решения.

Цели и потребности системы управления определяют: ориентированность решения на пользователя, наглядность решения для пользователя, возможность многократного повторного использования.

К затратам управленческих решений относятся: информационные затраты, временные затраты, технические затраты, трудовые ресурсы, прочие затраты.

К результатам управленческих решений относятся: качество решения, обеспеченность, степень разнообразия, степень соответствия целям критериям требованиям заказчика, а также устойчивость, точность, внутренняя непротиворечивость (согласованность), возможность развития, степень усовершенствования процедуры принятия решения.

Оценка эффективности организационно-управленческих решений может включать следующую последовательность действий руководителя компании:

- определить реальные  полезные результаты, которые должны  быть получены в компании (в  цепочке создания ценности для  клиента, для бизнес-процессов управления, и др.);

- обозначить ограничения - например, интервал времени для  получения организационно-управленческого  эффекта или объем выделенных  ресурсов;

- определить степень соответствия  получаемого организационно-управленческого  эффекта желаемым значениям и  выбрать организационно-управленческую  инновацию, которая позволит адекватно  обеспечить управленческий эффект  с минимальными затратами ресурсов  всех видов.

Говоря об оценке эффективности управленческих решений, необходимо отметить, что она может оцениваться как качественно, так и количественно. В состав показателей эффективности управленческих решений можно включить: своевременность представления проекта решения, степень научной обоснованности решений (использование научных методов разработки, современных подходов), многовариантность решений, применение информационных технологий, ориентация на изучение и использование прогрессивного отечественного и зарубежного опыта, степень риска реализации решений, расходы, связанные с разработкой проектов решений, численность занятых в разработке решений, стоимость и сроки реализации решения, количество соисполнителей на этапе разработки решений .

Таким образом, эффективность представляет соизмерение ресурсов (затрат), необходимых для достижения результатов, поэтому без глубокого анализа и оценки эффективности проектов нововведений в управлении нельзя принимать решение об их реализации.

 

3.Рекомендации по совершенствованию процесса принятия решений

В качестве рекомендаций по совершенствованию процесса принятия решений в организации можно предложить ряд мер.

Прежде всего, можно расширить структуру торговой группы, создав отдел продаж и внеся дополнительную должность - менеджер торговой группы. Вопрос о создании отдела продаж можно решить с помощью метода «дерево решений». Дерево решений - популярный метод науки управления, используемый для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов. Дерево решений - это схематичное представление проблемы. Оно дает руководителю возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы. Методом дерева решений можно пользоваться в ситуациях, где предполагается, что данные о результатах, вероятности и т.п. не влияют на все последующие решения .

Информация о работе Принятия управленчиских решений