Приоритетные направления современной российской государственной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:15, контрольная работа

Краткое описание

Сущность современной государственной политики представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в таких сферах как социальные, финансовые, национальные и международные отношения. В современной политической науке занимает значительное место изучение концепции развития современной российской государственной политики. Это обусловлено со значительным ростом роли политики в общественной жизни, ее значимости в управлении социальными и экономическими процессами. Государственная политика учитывает необходимость обеспечения согласования общих государственных интересов и интересов общества, этим обусловлена актуальность данной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Сущность современной российской государственной политики. Механизм ее реализации…………………………………………………..…….5
Глава 2 Основные приоритетные направления современной российской государственной политики в РФ……………………………….……….…..….9
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Приоритетные направления государственной политики.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Развитие конкуренции и сокращение нерыночного сектора будут обеспечены путем создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции. При общем улучшении предпринимательского климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала будут созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг.

Однако, без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне.

Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Основными принципами проведения социальной политики являются:  

1) защита уровня жизни путем  введения разных форм компенсации  при повышении цен и проведение индексации;  

2) обеспечение помощи самым бедным  семьям;  

3) выдача помощи на случай  безработицы;  

4) обеспечение политики социального  страхования, установление минимальной  заработной платы для работающих;  

5) развитие образования, охрана  здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;  

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение  квалификации.6

В РФ существует Среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации, обеспечивающие достижение стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

Рассмотрим наиболее важные стороны социальной жизни населения.

Система образования

Необходимо реформировать всю систему образования, начиная с дошкольного, заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием, путем усовершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях. Предстоит провести реструктуризацию сети образовательных организаций, упорядочить систему бюджетного и внебюджетного финансирования, за счет перехода на нормативно-подушевое финансирование и внедрения образовательных кредитов, создать независимые системы контроля качества образования.

Первоочередными мерами должны стать:

• оказание государственной поддержки высшим и общеобразовательным учреждениям по приобретению лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовке преподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

• внедрение в образовательных учреждениях современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети "Интернет";

• переход на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса;

• оказание государственной поддержки способной и талантливой молодежи, включая предоставление грантов для школьников, студентов и молодых специалистов.7

Система здравоохранения

В последнее десятилетие состояние здоровья населения России заметно ухудшилось. Средняя продолжительность жизни граждан на 10-12 лет ниже, чем в странах с развитой экономикой. Смертность населения с 1993 по 2003 годы увеличилась на 13,1%, в том числе лиц в трудоспособном возрасте - на 6,7%. Высокими по сравнению со среднеевропейскими показателями остаются уровни материнской, младенческой и детской смертности. Только треть детей в возрасте до 18 лет здоровы. Растет потребность в медицинской помощи, так как течение болезней становится более тяжелым и длительным. Увеличивается удельный вес запущенных патологий, лечение которых требует значительных затрат.

В системе здравоохранения накопились следующие серьезные проблемы.

- Ограниченность государственных  гарантий бесплатной медицинской помощи.

- Сложившаяся система  обязательного медицинского страхования (ОМС) не обеспечивает существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения.

- Имеющиеся в системе  здравоохранения ресурсы используются  неэффективно.

Целью реформы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

Одним из важнейших аспектов реформирования здравоохранения является усиление, и совершенствование мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний (инфекционных и массовых неинфекционных) и снижение риска воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на население.8

С использованием программно-целевых методов будут разрабатываться меры, направленные на повышение качества медицинской помощи и улучшение показателей здоровья населения, включающие развитие стандартизации в здравоохранении, разработку новых технологий и методов медицинской и социальной реабилитации.9

Формирование рынка доступного жилья

В настоящее время, в основном, сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере. В то же время существует ограниченность ресурсов институтов жилищного кредитования и инфраструктуры рынка жилья, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке. Кроме того, доступность жилья широким слоям населения ограничивают постоянно растущие цены на жилье, что связано с превышением спроса над предложением.

Целью политики в сфере формирования в России рынка доступного жилья является создание эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах и удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу, а также механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом и повышении доступа на него для определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке.

Для решения задач по обеспечению граждан доступным жильем предусматривается осуществление приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". На первом этапе реализации выделено четыре приоритета:

- увеличение объемов долгосрочного  ипотечного кредитования, населению  на базе развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных кредитов;

- повышение доступности  жилья, включая бюджетную поддержку  в приобретении жилья, в том  числе с помощью ипотечных  кредитов, молодым семьям и молодым  специалистам на селе, нуждающимся  в обеспечении жильем или улучшении жилищных условий;

- увеличение объемов жилищного  строительства и модернизация  коммунальной инфраструктуры с  целью обеспечения условий для  адекватного развития предложения  жилья на конкурентном рынке  жилищного строительства, удовлетворяющего  увеличивающийся платежеспособный спрос населения на жилье, а также повышения качества предоставляемых коммунальных услуг на базе модернизации коммунальной инфраструктуры;

- выполнение государственных  обязательств перед отдельными  категориями граждан путем обеспечения возможности приобретения жилья гражданами, перед которыми Российская Федерация имеет обязательства по обеспечению жильем или улучшению жилищных условий.

Совершенствование пенсионной системы в России

Произошедшие в ходе реформирования пенсионной системы ощутимые изменения - переход от распределительной к смешанной распределительно-накопительной пенсионной системе, обеспечение возможности выбора застрахованными лицами порядка формирования своих пенсионных накоплений, как свидетельствует анализ, сопровождаются целым рядом проблем, тормозящих дальнейшие преобразования в пенсионном обеспечении.

В их числе реформирование льготных пенсий, назначенных ранее общеустановленного пенсионного возраста лицам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии, обеспечение среднесрочной и долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы.10

Нельзя оставлять без внимания негосударственные пенсионные фонды  (НПФ) в сфере обязательного пенсионного страхования. Требуют дальнейшего совершенствования механизмы сбора и учета страховых взносов, их отражения на индивидуальных счетах застрахованных лиц, определение методики учета операций по формированию и инвестированию пенсионных накоплений, сверки средств, учтенных на лицевом счете застрахованного лица с суммами начисленных и поступивших страховых взносов, а также учета доходов от инвестирования пенсионных накоплений. 11

Основными направлениями проведения пенсионной реформы являются:

1. Завершение формирования  нормативной правовой базы обеспечения  проведения пенсионной реформы.

2. Разработка мер по  развитию механизмов обязательного  пенсионного страхования, дополнительного  пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования.

В настоящее время можно констатировать серьезные изменения, как в содержании социальной политики, так и в расширении объектов ее влияния. Ее воздействие уже не ограничивается отдельными категориями населения (трудящимися, нетрудоспособными). В качестве прямого объекта начинают выступать жизненные условия почти всех демографических и социальных категорий. Социальная политика вышла за пределы корректировки негативных последствий экономического развития. Она сосредоточивается на профилактике в позитивном совершенствовании экономической системы. Значительное место занимает не только перераспределение доходов, но и реализация новых направлений обеспечения населения социальными услугами, регулирования занятости, заработной платы и т.д. Иными словами, с помощью социальной политики государство стремится воздействовать на поведение домохозяйств в качестве продавцов рабочей силы, потребителей, агентов сбережений и т.д.

Таким образом, для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики и успешного создания эффективного социально-защитного механизма являются такие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на реализацию данных задач. Все направления социальной политики взаимосвязаны, поэтому необходимо проводить сбалансированную социальную политику.

Национальная политика представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений.

Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, в котором живет более ста народов, каждый из которых обладает особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности.

Основными принципами государственной национальной политики в РФ являются следующие:

- равенство прав   и   свобод   человека    независимо    от    его национальности, языка, принадлежности к религия, принадлежности к социальны группам и общественным объединениям;

- равноправие народов;

- сохранение исторически сложившегося гос.единства РФ;

- равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях между собой и с федеральными органами государственной власти;

- гарантия прав коренных  малочисленных и дисперсно проживающих  народов в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, признанными Российской Федерацией;

- содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;

- запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам национальной, языковой, социальной и религиозной принадлежности;

- своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов путем разработки и реализации согласительных процедур;

- запрещение общественных  объединений и организаций, равно  как и пропаганды и агитации, направленных на подрыв безопасности государства, на национальную и религиозную рознь;

- защита прав  и  интересов  граждан  Российской  Федерации  за  ее пределами в соответствии с нормами международного права;

- поддержка соотечественников,  проживающих в зарубежных странах в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций,

укреплении их связей с Родиной.12

Национальная политика должна  выражать  интересы  и  обеспечивать предусмотренные   Конституцией   Российской   Федерации   и   законами Российской  Федерации права  граждан,  связанные  с  их  национальной принадлежностью.   Удовлетворение  этих  прав  и  потребностей  должно осуществляться на основе многовариантных форм самоопределения  народов в Российской Федерации,  учитывая дисперсное проживание многих народов на ее территории.13

Информация о работе Приоритетные направления современной российской государственной политики