Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:39, реферат
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. Взаимодействие людей и их поведение вызывается одновременно их собственными личными характеристиками и окружающей средой, в которой они находятся. По мере взаимодействия с другими людьми неминуемо цели, задачи и потребности одних вступают в противоречие с целями, задачами и потребностями других.
Слово «конфликт» - латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно к конструктивным или к деструктивным последствиям.
Введение
Природа конфликтов
Сущность конфликта
Субъекты и участники конфликта
Объект конфликта
Классификации конфликтов
Причины конфликтов
Разрешение конфликта
Заключение
Список литературы
- Глобальные (мировая цель);
- Региональные (Афганистан);
- Межгосударственные (Армения -- Азербайджан);
- Межнациональные (Осетино - Ингушский, 1991 г.);
- Межклассовые или между
разными слоями общества (Кузбасс:
учителя, шахтеры и
- Межгрупповые (команда Президента и Верховный Совет в 1993 г.);
- Межпартийные (КПРФ -- ЛДПР);
- Межличностные политические
(предвыборная борьба
Если за критерий взять количество участвующих сторон, т.е. круг участников, то конфликты бывают:
- двусторонние;
- трехсторонние;
- многосторонние.
Если за критерий принять степень силового давления, то конфликты могут быть:
- невооруженные (таможенные войны);
- вооруженные, представляющие собой разномасштабное фактическое ведение военных действий.
Если за критерий
принять степень противоречий,
- агрессивные;
- компромиссные.
Могут быть конфликты:
- по основным вопросам;
- не по основным вопросам.
Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делятся на:
- рациональные;
- эмоциональные.
В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты подразделяются на:
- позитивные;
- негативные;
- конструктивные;
- деструктивные.
Социальный психолог В. И. Курбатов предлагает другие подходы к классификации конфликтов:
- внешний -- конфронтация между субъектами;
- внутренний -- конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;
- конфликт выбора -- затруднение выбора одной из двух равных целей;
- конфликт выбора наименьшего зла -- затруднение выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;
- групповой -- между группами людей;
- коммуникативный -- результат речевого противостояния, являющийся следствием барьеров понимания установки первого впечатления;
- мотивационный -- между потребностями и намерениями;
- открытый -- борьба с целью нанесения ущерба противнику;
- скрытый -- неявное противостояние, напряженные взаимоотношения;
- конфликт потребностей -- разновидность мотивационного, связанного с тем что человек хочет достичь противоречивые цели;
- конфликт потребности и социальной нормы -- между побудительными личными мотивами и запретительными общими императивами;
- статусный -- конфронтация, определяемая статусом, положением и ролью участников;
- целевой -- конфронтация по поводу достижения определенной цели и т.д.
По степени
вовлеченности людей в
- Внутриличностные;
- Межличностные;
- Между личностью и группой;
- Межгрупповые;
- Межколлективные;
- Межпартийные;
- Межгосударственные.
Причины конфликтов
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации. Очень важно определить причины конфликта, так как, зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект.
Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта, предложенный специалистом Кричевским Р. Л. Весьма условно он может быть представлен в виде трех основных групп причин:
- во-первых, причин порожденных трудовым процессом;
- во-вторых, причин, вызываемых
психологическими
- в-третьих, коренящихся в личном своеобразии членов коллектива.
Встречаются также причины
конфликта, обусловленные экономическим
состоянием жизни в нашей стране,
которые нельзя игнорировать. Исчерпывающего
списка причин, вызывающих конфликты,
в том числе и в трудовой
деятельности, не существует. Важная группа
причин межличностного конфликта - причины,
вызываемые психологическими особенностями
человеческих отношений. Наиболее яркий
пример такого рода особенностей - взаимные
симпатии и антипатии людей, ведущие
к их совместимости или
Можно выделить еще несколько причин конфликта:
а) неблагоприятная
б) плохая психологическая коммуникация (т.е. люди не понимают, не учитывают намерения, состояния друг друга, не считаются с потребностями каждого).
Список личностных причин конфликта не сводится только набору соответствующих черт. Демографические характеристики тоже не нейтральны в этом вопросе. Так, для женщины характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личностными потребностями (зарплата, распределение отпусков), мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций).
Разрешение конфликта
Длительность и интенсивность конфликта зависит от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся (и возможных) способов (механизмов) нахождения консенсуса и т.д.
На определенной стадии развития конфликта у противоборствующих сторон могут существенно измениться представления о возможностях своих и противника. Наступает момент переоценки ценностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации -- невозможности достичь целей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом случае конфликтующие стороны начинают искать пути примирения, и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.
На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий:
- очевидный перевес одной
из сторон позволяет ей
- борьба идет до полного поражения одной из сторон;
- борьба принимает затяжной,
вялотекущий характер из-за
- стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя;
- конфликт может быть
остановлен под давлением
Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся реальные условия его прекращения, которые могут быть определены еще до начала противоборства, а могут быть выработаны и согласованы в ходе развития конфликта.
Существуют такие абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников. Чем жестче очерчен предмет спора, чем очевиднее признаки, знаменующие победу и поражение сторон, тем больше шансов для его локализации.
Способы завершения конфликта направлены в основном на изменение самой конфликтной ситуации, либо путем воздействия на участников, либо путем изменения характеристики объекта, либо иными способами. Назовем некоторые из этих способов:
- устранение объекта конфликта;
- замена одного объекта другим;
- устранение одной стороны участников конфликта;
- изменение позиции одной из сторон;
- изменение характеристик объекта и субъекта конфликта;
- получение новых сведений
об объекте или создание
- недопущение непосредственного
или опосредованного
- приход участников конфликта
к единому решению или
Здесь необходимо ввести еще два понятия: цена конфликта и цена выхода из конфликта. Цена конфликта для каждой из конфликтующих сторон складывается из суммы трех величин:
- из затрат энергии, времени и сил на конфликтную деятельность;
- из ущерба, наносимого
недружелюбными действиями
- из потери, связанной с ухудшением общей ситуации.
Не строгость интуитивно вылавливаемой цены конфликта не мешает тому, чтобы сравнить ее с другой интуитивно оцениваемой величиной -- ценой выхода из конфликта.
Цена выхода из конфликта -- это разность между утратами, с которыми сопряжен этот выход из конфликта, и приобретениями, которые дает этот выход.
Если приобретения больше, чем утраты, то выгода от прекращения конфликта очевидна. Однако приобретения обычно представляются неясными и гипотетическими, что значительно снижает их оценку, тогда как утраты отчетливо зримы и поэтому оцениваются высоко. Вот почему неудивительно, что гораздо чаще встречается иной вариант: утраты представляются больше приобретений. В этом случае целесообразно сопоставить цену конфликта и цену выхода из конфликта. Если цена конфликта меньше, т.е. выход из конфликта дается слишком дорогой ценой, то попытки продолжить конфликтную борьбу еще имеют смысл.
Таким образом, сравнение цены конфликта и цены выхода из него позволяет рационально решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт, учитывая дальнейшее возрастание его цены, или же прекратить его.
Заключение
Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое. Конфликт может иметь место между индивидуумами и группами и между группами.
Потенциальные причины конфликта - совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в восприятиях и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей, а также плохая коммуникация. Люди часто не реагируют на ситуации потенциальных конфликтов, если это ситуации не связаны с минимальными личными потерями или угрозами.
При эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия.
Имеется пять стилей разрешения конфликтов. Уклонение представляет уход от конфликта. Сглаживание - такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться. Принуждение - применение законной власти или давление с целью навязать свою точку зрения. Компромисс - уступка до некоторой степени другой точке зрения, является эффективной мерой, но может не привести к оптимальному решению. Решение проблем - стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразие мнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновение этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон.
Список литературы
1. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. - М. 2000
2. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М.: 1997
Сайты
1. www.follow.ru
2. www.psyfactor.ru