Причин возникновения кризисной ситуации на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:53, реферат

Краткое описание

Переход от плановой к рыночной экономике поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.
Неплатежеспособность и последующие банкротства предприятий все чаще становятся предметом рассмотрения арбитражных судов. Перед управляющими предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий.
На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе – «антикризисное управление».

Вложенные файлы: 1 файл

Причин возникновения кризисной ситуации на предприятии.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Эффективность применения методов финансового оздоровления определяется путем финансового прогнозирования, которое дает возможность сравнивать различные варианты антикризисного управления, предупреждать негативные последствия реализации антикризисных процедур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Бизнес-планирование повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия

 

Предполагается, что студенты прошли предмет «бизнес-планирование» и знакомы с теоретическими и практическими особенностями составления бизнес-планов. Приведенная в этом разделе информация имеет целью освежить в памяти студентов основные моменты.

 

Задачи бизнес-плана:

  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия;
  • определить конкретные направления деятельности предприятия;
  • спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов;
  • выбрать состав и определить показатели объема продаж товаров и услуг;
  • и т.д.

Для успешного выполнения этих задач бизнес-план должен:

  • раскрыть возможность проекта в данном виде бизнеса;
  • разъяснить, как реализовать эти возможности;
  • продемонстрировать компетентность руководителя, достаточную для успешного выполнения проекта;
  • раскрыть коммерческую привлекательность проекта для инвестора и дать оценку изменений финансовой деятельности своего предприятия и предприятия-партнера после его реализации.

В плане не только разъясняются цели, но и указываются основные этапы по их достижению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Реструктуризация предприятия как путь сохранения его производственного потенциала. Основные принципы проведения реструктуризации.

 

Реструктуризация предприятия – это структурная перестройка в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех ресурсов предприятия (материальных, финансовых, трудовых, земли, технологий), заключающаяся в создании комплекса бизнес-единиц на основе разделения, соединения, ликвидации (передачи) действующих и организации новых структурных подразделений, присоединения к предприятию других предприятий, приобретения определяющей доли в уставном капитале или акций сторонних организаций.

Бизнес-единица – отдельно управляемое подразделение комплекса, юридически самостоятельное или несамостоятельное, полностью или частично экономически обособленное, ответственное за всю свою деятельность, необходимую для осуществления функций, возложенных на него в комплексе.

Необходимость проведения реструктуризации вызывают:

А) проблемы выживания – многие крупные промышленные предприятия страны находятся на грани краха;

Б) повышение эффективности работы в условиях:

  • развивающейся неуправляемости предприятия из-за его расширения – «синдром большого бизнеса»;
  • перспективы снижения прибыльности;
  • конкуренция.

Возможность осуществления реструктуризации зависит от большого количества самых различных факторов:

  • своевременности осуществления, то есть проведения тогда, когда еще не поздно;
  • правильного выбора пути реструктуризации;
  • наличия или возможности набора, подготовки в приемлемые сроки необходимых кадров;
  • наличия или возможности заимствования денежных средств и др.

Пути реструктуризации:

  1. Реорганизация (см схему);
  2. Реструктуризация без признаков реорганизации;
  3. Очень часто реструктуризация осуществляется комбинированно.=

Понятие «реорганизация» юридического лица дано в Гражданском кодексе РФ (статьи 57-60), а также (более развернуто) в Законе «Об акционерных обществах» применительно к акционерным обществам.

Формы реорганизации согласно ГК: слияние и присоединение (не путать), разделение и выделение (не путать), преобразование.

Слияние и присоединение могут потребовать предварительного согласования с федеральными и территориальными антимонопольными органами. Эти же органы вправе потребовать разделения или выделения юридического лица в случаях возникновения и в целях предотвращения возможности злоупотребления коммерческими организациями доминирующим положением или ограничения конкуренции. Реорганизация любого юридического лица  (кроме АО) требует единогласного решения всех его участников.

Судьба имущества при разделении или выделении юридического лица решается в передаточном акте и разделительном балансе. Этими документами определяется объем прав и обязанностей образуемых юридических лиц. Имущество передается по разделительному балансу со всеми активами и пассивами, включая прибыли и убытки.

Однако, многие предприятия отдают предпочтение второму пути реструктуризации из-за трудностей, связанных с соблюдением обязательных условий реорганизации (см схему). Кроме того, разделение баланса при дебиторской задолженности (зачастую безнадежной, длительно просроченной) и значительной кредиторской задолженности сразу ставят созданное предприятие в тяжелое финансовое положение, если нет инвесторов.

Реструктуризация без признаков реорганизации может быть осуществлена юридическим лицом путем создания новых юридических лиц (без процедуры выделения) для выполнения определенных функций. Организационно-правовая форма создаваемого нового юридического лица должна соответствовать целям и задачам создания и обеспечивать наиболее эффективное выполнение им возложенных функций. Это может быть дочернее, зависимое либо независимое общество или товарищество, если есть рычаги управления последним помимо доли в уставном капитале. При такой реструктуризации сводятся к минимуму либо полностью отсутствуют многие проблемы реорганизации.

Помимо создания нового юридического лица реструктуризация может осуществляться путем приобретения (определяющего участия) действующего «чужого» предприятия, которое специализировано или достаточно легко переспециализируется на нужды предприятия-покупателя.

Трудности при такой реструктуризации по сравнению с вышеуказанными формами реорганизациями: при создании нового юридического лица велика вероятность ошибки в прогнозе эффективности его работы (многое создается заново); при приобретении (покупке) – борьба с возможным противодействием конкурентов-покупателей, дороговизна покупки.

Выбор того или иного пути реструктуризации зависит от конкретных условий и предпочтение должно быть отдано тому варианту, осуществление которого требует наименьших затрат, наиболее реально, менее рисковано на единицу эффекта, то есть риск должен совпадать с ожидаемым эффектом.

 

4.1. Основные принципы проведения  реструктуризации.

Соблюдение основных принципов проведения реструктуризации является необходимым условием успешного ее осуществления.

    1. Осознает ли руководитель, что его предприятие необходимо реструктуризовать – в этом заключается ведущая роль руководителя в проведении реструктуризации.
    2. Для того, чтобы правильно определить причины и установить диагноз проблемности, надо предварительно сделать всесторонний и глубокий анализ проблем.
    3. Установив причины и диагноз, можно обоснованно разработать стратегию и программу действий.
    4. В ходе проведения намеченных программ необходимо соблюдения принципа обоснованности и последовательности.

Руководитель и его команда.

Руководитель должен обладать рядом таких качеств, которые обеспечивают своевременное решение главнейших проблем предприятия. Важнейшими из них являются:

  • умение выделить главнейшие проблемы текущего периода;
  • понимание необходимости разработки стратегии предприятия и умение организовать эту работу;
  • умение подбирать себе квалифицированных дееспособных помощников и ведущих руководителей;
  • способность правильно сочетать в управлении методы единоначалия и демократические;
  • обоснованное и последовательное принятие решений по управлению предприятием (без самодурства) и доведение их до завершения;
  • оптимальное распределение обязанностей между собой и ближайшими помощниками (не брать все на себя, не спихивать все на помощников);
  • желание учиться самому и организовать обучение руководящего состава предприятия;
  • своевременно проводить передвижение руководящих кадров.

Большое значение имеет возрастной уровень руководящего состава. При старении часто теряется желание «двигаться» вперед, сильна боязнь нововведений. С другой стороны, весьма положительным может быть наличие в штате одного-двух-трех опытных (со стажем) квалифицированных специалистов (консультантов) в определенной степени «консерваторов», которые бы критически могли оценивать управленческую деятельность и подсказывать, предлагать обоснованные методы решения вопросов.

Проведение реструктуризации должен возглавить сам руководитель (собственник), не самоустраняться в процессе реструктуризации, не занимать позицию постороннего наблюдателя, критикующего принимаемые решения в ходе разработки мероприятий, а активно участвовать в «процессе».

 

 Анализ  проблем

Наиболее частыми (типичными) проблемами предприятий являются:

  • отсутствие стратегии, плана развития;
  • неудовлетворительная система управления - сверхцентрализация функций, отсутствие четкого их распределения, инерционность (замедленность) исполнения решений, малоэффективные системы оценки и оплаты труда и др.;
  • слабая маркетинговая служба;
  • отсутствие или слабое использование методов управленческого учета в проведении финансово-экономической политики;
  • недостатки своего производства (по качеству, ассортименту, затратам);
  • необеспеченность квалифицированными кадрами;
  • отсутствие системной работы по анализу эффективности работы предприятия в целом и его структурных подразделений (осуществляется от случая к случаю);
  • диспропорция в структуре предприятия.

 

Анализ проблем необходимо начинать с постановки вопросов: «Чего мы хотим добиться и когда?» (цели) и «Зачем?» и оценки состояния, в котором находится предприятие (диагностика). От масштабности, значимости целей и желаемых сроков достижения этих целей зависят широта и глубина проведения диагностики предприятия. Диагностика может включать в себя:

  • оценку производственных возможностей (мощностей, качества, ассортимента объектов производства и др.);
  • оценку рынка и места предприятия на нем;
  • оценку ресурсов предприятия (материальных, трудовых, финансовых);
  • оценку системы управления (структуры, кадров, централизации-децентрализации функций управления, систем планирования, учета, анализа, стимулирования и т.п.).

При проведении любой из вышеперечисленных оценок следует определять сильные и слабые стороны предприятия, что позволит в дальнейшем при разработке мероприятий (программы действия) делать соответствующий акцент на использование, развитие сильных сторон и исключение, снижение влияния слабых сторон.

В результате диагностики должны быть выявлены главные (ключевые) проблемы и вспомогательные, вторичные задачи, обеспечивающие решение первых. На основе диагностики необходимо произвести оценку возможностей решения проблем при отсутствии изменений, то есть инерционным путем.

Достижение желаемого уровня может быть получено помимо инерционного пути за счет различных средств:

  1. более полного использования имеющихся резервов (совершенствование системы управления, отработка конструкций и технологий, перестройка ассортиментной политики, реструктуризация и т.п.);
  2. технического перевооружения, создания и использования новых видов продукции и реструктуризации , сопровождающихся, как правило, инновациями;
  3. сочетанием двух вышеперечисленных направлений. Реструктуризация (в том понимании, которое было дано выше) может быть востребована как на первом, так и на втором пути.

На этапе диагностики определяются наиболее важные направления, пути, проекты решений и производится предварительная их оценка по приоритетности (предварительный отбор, отсев), после чего следует перейти к более основательной проработке стратегии и выбору эффективных вариантов решений.

 

4.2. Разработка стратегии и программы  действий

 

Разработка стратегии и программы действий по ее осуществлению означает переход от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы, на полученные отрицательные результаты - «плестись в хвосте событий») к управлению на основе анализа и прогнозов.

Информация о работе Причин возникновения кризисной ситуации на предприятии