Причин возникновения кризисной ситуации на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:53, реферат

Краткое описание

Переход от плановой к рыночной экономике поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.
Неплатежеспособность и последующие банкротства предприятий все чаще становятся предметом рассмотрения арбитражных судов. Перед управляющими предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий.
На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе – «антикризисное управление».

Вложенные файлы: 1 файл

Причин возникновения кризисной ситуации на предприятии.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Выработка стратегии осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления, анализа сильных и слабых сторон предприятия.

Стратегия предприятия включает в себя:

  1. Стратегию поведения на рынке (выбор районов влияния, занимаемая доля рынка, группы потребителей, выбор стратегии деятельности - конкуренции, расширения рынка, необходимость кооперации и выбор ее форм: объединения, узкоспециализированное производство; ценовая стратегия: лидерство по издержкам, дифференциация, ниша и т.д.).
  2. В соответствии со стратегией рыночного поведения определяется взаимоувязанная система:
  • снабженческо-сбытовой политики;
  • производственно-технологической и инновационной политики;
  • ценовой политики;
  • финансовой политики;
  • инвестиционной политики;
  • кадровой политики и управления персоналом, и разрабатывается программа мер, обеспечивающих ее осуществление.
  1. В соответствии с основными направлениями деятельности и избранной стратегией определяется, как должна быть изменена организационно-управленческая структура.

При разработке стратегии и программы действий уточняются цели и пути их достижения, делается более глубокий анализ и более тщательная оценка эффективности и степени риска мероприятий.

 

4.3. Обоснованность и последовательность  шагов

 

Обоснованность заключается в квалифицированной тщательной проработке вопросов на каждом этапе (шаге) реструктуризации, выборе наиболее эффективного пути, метода, мероприятия, решения.

Последовательность заключается в поэтапном решении вопросов на основании анализа и оценки результатов предшествующего этапа. Иногда этапы могут осуществляться параллельно, но крайне опасно «перепрыгивать» через этапы, если нет основания их исключить вообще из перечня мероприятий.

Основные этапы проведения реструктуризации в соответствии с разработанной стратегией:

  1. Экономическое обоснование целесообразности реструктуризации и оценка возможности осуществления.
  2. Обучение работников высшего и среднего звена управления по программе «Реструктуризация предприятия, основные принципы и положения» и формирование команды исполнителей.
  3. Разработка плана-графика проведения реструктуризации, в том числе:

а) определение перечня создаваемых бизнес-единиц;

б) определение очередности и сроков их создания;

в) выбор организационно-правовых форм;

г) определение перечня и сроков разработки документов (учредительных, договоров, положений, инструкций и др.);

д) проведение заседаний правления, совета директоров, общего собрания (в случае реорганизации);

е) разработка документов;

ж) организация систем планирования, учета, контроля, анализа и оценки деятельности бизнес-единиц и комплекса;

з) подбор кадров руководителей бизнес-единиц и др.

  1. Государственная регистрация и внесение изменений в учредительные документы, при необходимости.
  2. Этап сопровождения проведения реструктуризации.
  3. Оценка результатов реструктуризации и корректировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5. Разработка процедур налогового планирования в процессе антикризисного управления.

5.1. Задачи налогового  планирования.

Высокий уровень налогообложения в совокупности с жесткими штрафными санкциями за нарушение налогового законодательства приводит к быстрому росту кредиторской задолженности предприятий перед бюджетом и обязательными внебюджетными фондами, провоцируя их кризисное состояние.

Для успешного осуществления финансового менеджмента на любом предприятии необходимо хорошо знать налоговое законодательство, четко исполнять налоговые обязательства перед бюджетом и внебюджетными фондами. Однако этого недостаточно для эффективного антикризисного управления. Важно не только уметь рассчитывать размер каждого налога, но и знать, какое воздействие окажут его начисления и уплата на общий результат деятельности предприятия, особенно на ту часть средств, которая остается в его распоряжении после уплаты всех налогов, обязательных платежей, расходов по закупке материально-технических ресурсов, оплаты труда.

В связи с этим составной частью процесса антикризисного управления предприятием должно являться налоговое планирование., направленное на минимизацию налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства и учета всех возможных налоговых льгот. В процессе налогового планирования (наряду с отдельными налогами, которые должны выплачиваться предприятием), целостную систему налоговых обязательств, состоящую из взаимосвязанных и влияющих друг на друга налогов и платежей. Только обобщив отдельные налоговые платежи в их взаимосвязи в один совокупный налоговый платеж, проследив динамику его размеров на предприятии, можно выработать рекомендации, которые позволят добиться позитивных результатов в преодолении кризисной финансовой ситуации.

Результаты налогового планирования оцениваются не только суммами уменьшенных налогов и возможных штрафных санкций за налоговые ошибки и нарушения, но и с точки зрения уменьшения возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета соответствующих особенностей налогообложения.

 

5.2. Этапы и методы  налогового планирования

 

Элементами налогового планирования являются:

  1. Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчетности без задержек, влекущих за собой штрафные санкции.
  2. Стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии.
  3. Четкое исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги) на срок свыше 4 месяцев.
  4. Удовлетворительное состояние бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получать правильную информацию о хозяйственной деятельности, в том числе и для целей адекватного налогового планирования.

Этапы налогового планирования:

    1. Первый этап – совпадает с моментом возникновения идеи об организации или реорганизации коммерческого предприятия, осуществляется формулирование его целей и задач, очерчивание сферы производства и обращения, в связи с чем сразу же решается вопрос о том, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства. Так, например, если предполагается деятельность по производству товаров народного потребления, то следует на первом же этапе принять решение об ограничении численного и качественного состава учредителей, а также количества предполагаемых работающих до пределов, установленных законом «О государственной поддержке малого предпринимательства».
    2. Второй этап – решается вопрос о наиболее выгодном, с налоговой точки зрения, месте расположения предприятия и его структурных подразделений, имея в виду не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения.
    3. Третий этап – решается вопрос о выборе одной из существующих организационно-правовых форм юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица.
    4. Четвертый этап – анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в коммерческой деятельности. По результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования.
    5. Пятый этап – проводится анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности, с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.
    6. Шестой этап – решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея ввиду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Таким образом, если первые три этапа имеют место лишь один раз – до регистрации предприятия, то этапы 4-6 относятся к текущему налоговому планированию. При этом, повседневный контроль охватывает применения налоговых льгот по каждой сделке.

В процессе налогового планирования используется совокупность методов:

= стратегических, связанных с комплексной  оценкой долгосрочных налоговых  последствий принимаемых хозяйственных  решений;

= тактических, направленных на  оптимизацию размеров и сроков отдельных налоговых платежей.

К стратегическим методам налогового планирования относятся прежде всего:

  • выбор организационно-правовой формы предприятия, численности и качественного состава его учредителей;
  • планирование численности и качественного состава работающих, в зависимости от вида деятельности с целью использования возможных налоговых льгот;
  • использование оффшор и компаний, освобожденных от налога на прибыль;
  • выбор эффективных, с точки зрения налогового планирования, элементов учетной политики предприятия;
  • выбор оптимальных, с точки зрения налоговых последствий, форм коммерческих сделок и их правильное юридическое оформление.

В составе группы тактических методов необходимо выделить следующие, наиболее эффективные:

  • минимизация объекта налогообложения (без учета налоговых льгот);
  • использование льгот, связанных с исключением из налогооблагаемой базы определенных элементов объекта налога;
  • использование льгот, связанных с понижением налоговой ставки.

Реализация данных методов осуществляется прежде всего в процессе планирования деятельности предприятия и заключения хозяйственных договоров путем анализа их потенциальных налоговых последствий и выбора наиболее эффективного варианта.

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Закон РФ от 08.01.98 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»
  2. Э.А. Уткин. Антикризисное управление. Тандем. М.1997
  3. Э.А. Уткин. Риск-менеджмент. Тандем. М. 1998
  4. Семь нот менеджмента. М. ЗАО «Журнал Эксперт». 1997
  5. Р.А. Фатхутдинов. Стратегический менеджмент. М. ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1999
  6. Л.С. Бляхман. Основы функционального и антикризисного менеджмента. Издательство Михайлова В.А. Санкт-Петербург. 1999-09-03

 

 


 



Информация о работе Причин возникновения кризисной ситуации на предприятии