Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 00:04, контрольная работа
В современных условиях развития экономики качество решений, прини¬маемых в процессах управления, непосредственно зависит от исследователь¬ского подхода к управлению, умения изучать проблемы, определять их ис¬токи и последствия.
Введение
1.Проблема в методологии исследования систем управления
2. Анализ организации предприятия и разработка мероприятий по повышению его эффективности
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Сущность, понятие и критерии производственно-хозяйственной деятельности предприятия
2.3. Финансовое состояние предприятия
2.4. Уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия
2.5. Разработка мероприятий по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Заключение
Список использованных источников
2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
по дисциплине: Исследования систем управления
на тему: «Проблема как предмет исследования систем управления: определение, распознавание, формулировка и постановка»
Содержание
Введение
| 3 |
1.Проблема в методологии исследования систем управления
| 5 |
2. Анализ организации предприятия и разработка мероприятий по повышению его эффективности | 13 |
2.1. Общая характеристика предприятия | 13 |
2.2. Сущность, понятие и критерии производственно-хозяйственной деятельности предприятия | 15 |
2.3. Финансовое состояние предприятия | 17 |
2.4. Уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия | 18 |
2.5. Разработка мероприятий по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия | 19 |
Заключение
| 25 |
Список использованных источников
| 27 |
Введение
Истощение природных ресурсов, рост производительных сил, усложнение ситуаций рыночной деятельности повышают роль систем управления в достижении целей деятельности.
Научно-техническая революция привела к росту темпов морального старения товаров и средств их производства. По некоторым оценкам, темпы научно-технического прогресса возрастают вдвое каждые пять лет. Непрерывные изменения во времени внешних условий, внутренней среды организаций естественным образом приводят к появлению проблем в работе систем управления производственных предприятий, компаний, фирм и других типов социально-экономических и организационно-
В современных условиях развития экономики качество решений, принимаемых в процессах управления, непосредственно зависит от исследовательского подхода к управлению, умения изучать проблемы, определять их истоки и последствия.
Но менеджер сталкивается с проблемами не только в объекте управления - процессах развития фирмы или предприятия, но и в процессе управления, который должен совершенствоваться и совершенствование которого сегодня уже не мыслимо без серьезной исследовательской работы.
Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает следующие работы:
• распознание проблем и проблемных ситуаций;
• определение причин их происхождения, свойств, содержания, закономерностей проведения и развития;
установление места этих проблем и ситуаций (как в системе научных знаний, так и в системе практического управления);
• нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме;
• разработка вариантов решения проблем;
• выбор оптимального варианта решения проблемы по критериям результативности, оптимальности, эффективности. [4, С. 29]
Проблемой принято называть критическое рассогласование в желаемых и наблюдаемых результатах и(или) характере, условиях деятельности.
В рыночной экономике основным двигателем исследования систем управления является практическая проблема и необходимость ее решения на должном уровне для обеспечения выживания, развития бизнеса, общества в целом.
В деятельности предпринимателей, менеджеров все большую роль играют: предшествующие (прогнозные и плановые) исследования в реальном масштабе времени протекания процессов (контрольные, диагностические, сравнительные); последующие (отчетные, контрольные, диагностические, сравнительные) исследования систем управления.
Предприниматель, не способный исследовать сам, организовать и финансировать исследование практической проблемы в условиях рынка, чаще разоряется.
Для того чтобы минимизировать риски и ущербы, а также своевременно повышать эффективность деятельности предприниматель и менеджер должны постоянно исследовать и совершенствовать систему управления бизнесом. [2, С. 35]
Вы не можете решить проблему,
пока не признаете, что она у вас есть.
X. Маккей [10]
1. Проблема в методологии исследования систем управления
Методология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.
Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяющую роль. Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. [7, С. 57]
Объект исследования - система управления.
Предметом исследования является проблема. Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр. Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых являются «вечными», другие - преходящими или созревающими.
Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.
Часто путают проблему с задачей. Они различаются тем, что задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных.
Наиболее типичными проблемами в исследовании управления являются проблемы совершенствования организации управления, технологии управления (разработки управленческих решений), системы эффективных мотиваций деятельности, разработка стратегий и инноваций и др. И каждую из этих проблем можно решить только на основе ее исследования, т. е. на основе определения ее истоков, содержания, роли в развитии управления, последствий не решения и возможностей решения и пр.
Проблема - это противоречие, которое не всегда тождественно задаче. Оно несет в себе в той или иной степени элементы новых, неизвестных ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий, решение задачи требует либо знаний, либо типовых схем и алгоритмов.
Исследование предполагает не только применение какого - либо известного метода, но и создание новых методов изучения, поиск новых подходов. Это определяется достаточно ясным пониманием сути проблемы, возможностей, в ней заложенных, трудностей, которые следует преодолеть.
В практике исследования систем управления большое значение имеет:
отделение реальных проблем от псевдореальных;
отбор реальных проблем по критерию необходимости их разрешения;
отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;
выбор проблем в соответствии с критерием возможностей их разрешения.
Существуют реальные и мнимые проблемы. Последние можно разделить на три вида: а) уже не проблемы, т. е. проблемы решенные, но считающиеся еще не решенными или такие, которые переросли в другие проблемы; б) еще не проблемы, т.е. проблемы, существующие лишь в предпосылках или возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения; в) никогда не проблемы, т. е. проблемы для которых не существует решений.
Проблему как предмет исследования характеризуют следующие параметры: качество проблемы, определение проблемы, постановка проблемы.
Качество проблемы - это ее реальность, необходимость разрешения (актуальность), возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат и класс проблемы.
Определение и распознавание проблемы является важным этапом исследования систем управления. Оно предполагает комбинацию и последовательность множества различных операций.
Формулирование проблемы, состоящее из вопрошения, постановки центрального вопроса; контрадикции, т. е. фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы; финитизации - предположительного описания предполагаемого результата.
Построение проблемы, представленное операциями стратификации - расщепления проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос; композиции группировки и определения последовательности решения подвопросов, составляющих проблему; локализации - ограничения поля изучения в соответствии с потребностями исследования, отграничения известного от неизвестного в области объекта исследования; вариантификации - выбора установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиска альтернатив для всех элементов проблемы.
Оценка проблемы, характеризующаяся такими действиями, как кондификация - выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр.; инвентаризация - проверка наличных возможностей и предпосылок; когнификация - выяснение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании; уподобление - нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой; квалификация - отнесение проблемы к определенному типу.
Обоснование проблемы, представляющее собой последовательную реализацию процедур экспозиции - установления ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами; актуализации - приведения доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; компроментации - выдвижения сколь угодно большого числа возражений против проблемы; демонстрации - объективного синтеза результатов, полученных на стадии актуализации и компроментации.
Обозначение проблемы, состоящее в экспликации понятий - перекодировке, переводе проблемы на иной научный или обычный язык; интимизации - выборе словесной нюансировки выражения проблемы и подборе понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы.
Таков наиболее типичный порядок действий, необходимых для определения проблемы. В зависимости от опыта, квалификации и характера исследователя возможно изменение состава и последовательности процедур и операций. Некоторые из них могут осуществляться параллельно с другими, например стратификация и вариантификация; некоторые реализуются по мере развертывания всех процедур и операций, например экспликация понятий и уподобление.