Проблема текучести кадров и пути ее снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 10:51, контрольная работа

Краткое описание

Персонал организации является основным ресурсом компании. Сегодня большинство руководителей убедились в важности вопросов кадровой политики, поскольку какой бы хорошей не была идея, воплощают ее в жизнь сотрудники организации. И только удачно подобранный трудовой коллектив, команда единомышленников способны реализовать стоящие перед компанией серьезные задачи. Одной из важных и сложных проблем управления является обеспечение устойчивости при функционировании предприятий и организаций в условиях экономического кризиса и снижение тем самым негативных эффектов феномена цикличности. Сегодня неустойчивость развития экономики непосредственным образом проявляется в росте текучести персонала организаций всех видов и форм собственности [33].

Содержание

1.1. Теоретические основы проблемы текучести кадров и пути ее снижения…………………………………………………………………….…..2-4
1.2. Современные подходы к оценке текучести персонала………………….5-8
1.3. Факторы, вызывающие текучесть персонала…………………………...9-14
1.4. Программа мероприятий по снижению текучести кадров…..………..15-20
1.5. Заключение…………………………………………………………………..21
Список литературы………………………………..………………………....22-24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.управление персоналом.docx

— 56.20 Кб (Скачать файл)

Тема: «Проблема текучести кадров и пути ее снижения»

 

Содержание

 

1.1. Теоретические основы проблемы текучести кадров и пути ее снижения…………………………………………………………………….…..2-4

1.2. Современные подходы к оценке текучести персонала………………….5-8

1.3. Факторы, вызывающие текучесть персонала…………………………...9-14

1.4. Программа мероприятий по снижению текучести кадров…..………..15-20

1.5. Заключение…………………………………………………………………..21

Список литературы………………………………..………………………....22-24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Теоретические  основы проблемы текучести кадров  и пути ее снижения

 

      Персонал организации является основным ресурсом компании. Сегодня большинство руководителей убедились в важности вопросов кадровой политики, поскольку какой бы хорошей не была идея, воплощают ее в жизнь сотрудники организации. И только удачно подобранный трудовой коллектив, команда единомышленников способны реализовать стоящие перед компанией серьезные задачи. Одной из важных и сложных проблем управления является обеспечение устойчивости при функционировании предприятий и организаций в условиях экономического кризиса и снижение тем самым негативных эффектов феномена цикличности. Сегодня неустойчивость развития экономики непосредственным образом проявляется в росте текучести персонала организаций всех видов и форм собственности [33].

      Текучесть зависит от множества факторов (специфики бизнеса, территориального расположения фирмы, стадии развития компании, квалификации, образования и возраста сотрудника), поэтому каждая компания определяет свой идеальный уровень сменяемости персонала.

       В российской производственной сфере оптимальной считается текучесть около 10%. В активно растущем бизнесе, особенно на стадии массового найма, уровень текучести может составлять чуть более 20%. В ресторанном и страховом бизнесе 30% ежегодной смены сотрудников не вызывает беспокойства, а для некоторых розничных сетей даже текучка 80% считается нормальной.

      В крупных городах с большим рынком труда средние нормы по всем отраслям варьируются от 10% до 20%. А в небольшом провинциальном городе этот показатель может составить всего 5% только потому, что в данной местности гораздо меньше возможностей найти другую работу.

Отличается процент нормы и для разных уровней персонала: для управленческого звена текучесть не должна превышать 5%, для линейного персонала 10-30%, для неквалифицированного персонала - 80%. Замечено, что чем ниже квалификация, тем больше стремление к перемене места работы.

      И все же норма текучести кадров зависит не столько от каких-либо стандартов, сколько от кадровой стратегии компании. Практика показывает, что основная причина увольнения - недовольство работников своим положением [21].

     Для многих компаний высокая текучесть кадров - одна из самых актуальных проблем. Поэтому важно научиться управлять текучестью персонала: выявлять ее причины, вести статистику и вовремя принимать соответствующие меры.

        Если в компании существует высокая текучесть кадров, нужно постоянно искать замену уходящим сотрудникам, проводить адаптацию и обучение новичков, решать проблему преемственности и сохранности коммерческой информации. Компании с высокой текучестью кадров сложнее формировать имидж привлекательного работодателя и создавать благоприятный климат в коллективе. Поэтому неслучайно текучесть персонала - это один из основных показателей, характеризующих эффективность системы управления человеческими ресурсами в компании.

Однако, несмотря на запросы практики, в науке еще не сложилось целостной концепции и технологии управления этим процессом. В этой связи остается актуальным вопрос поиска путей оценки и методов сокращения текучести персонала.

    Цель курсовой работы: изучение проблемы текучести кадров на и нахождение путей ее снижения.

Задачи:

1. Исследовать современные  подходы к оценке текучести  персонала.

2. Выявить факторы, вызывающие  текучесть персонала.

3. Исследовать методы  снижения уровня текучести кадров.

4. Выявить причины текучести кадров.

5. Разработать мероприятия по снижению текучести кадров.

    Сегодня текучесть кадров - также одна из многих проблем, с которыми сталкиваются современные предприятия.

    При анализе текучести рабочей силы общепринято начинать с понятия «движение кадров».

     Под движением кадров предприятия будем понимать совокупность всех случаев поступления на предприятие работников извне и всех случаев выбытия за пределы предприятия.

В прежние годы эта проблема привлекала внимание экономистов в связи с тем несомненным ущербом, который текучесть наносит народному хозяйству страны.

     Под текучестью же обычно понималось то явление, которое представляется непосредственной причиной указанного ущерба, а именно стихийное, неорганизованное движение рабочей силы.

Роджер Беннетт, профессор социологии Лондонского университета предлагает следующее определение: «Текучесть рабочей силы - это движение работников в/из штата компании. Обычно текучесть кадров отслеживается путем регистрации увольняющихся и предположения, что на место уволившегося будет принят новый работник».

     В настоящее время под текучестью персонала в теории управления понимается движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником.

    Текучесть и ее влияние на деятельность организации Л. Никифорова предлагает рассматривать в двух аспектах: количественном и качественном.

В первом случае нужно различать естественный и повышенный уровни текучести: естественный уровень в пределах 3-5% от численности персонала и повышенный, вызывающий значительные экономические потери.

Естественный уровень способствует обновлению производственных коллективов. Этот процесс происходит непрерывно и не требует каких-либо чрезвычайных мер со стороны кадровых служб и руководства. Часть работников уходит на пенсию, часть увольняется по различным причинам, на их место приходят новые сотрудники - в таком режиме живет каждое предприятие.

     В результате открываются возможности для кадровых перестановок и карьерного роста оставшихся лучших сотрудников, что является для них дополнительным стимулом.

    Другое дело, когда текучесть существенно превышает 3-5%. В этом случае издержки становятся значительными и возрастают с увеличением оттока кадров [34]. Тогда предприятие терпит убытки, которые возрастают с увеличением оттока кадров.

       Прежде всего, это упущенная прибыль и падение производительности труда. Высокая текучесть снижает укомплектованность рабочих мест исполнителями, отвлекает от работы высококвалифицированных специалистов, которые вынуждены помогать новичкам, ухудшает морально-психологический климат в коллективе, что препятствует созданию команды, снижает производительность труда у тех, кто собирается уходить [21].

     Коллектив предприятия по численному составу, уровню квалификации не является постоянной величиной, он все время изменяется: увольняются одни работники, принимаются другие. Для анализа (отражения) изменения численности и состава персонала используются различные показатели [30].

О.П. Коробейников, Д.В. Хавин и В.В. Ноздрин предлагают использовать такие как: показатель среднесписочной численности работников, коэффициенты приема, выбытия, стабильности и текучести кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Современные  подходы к оценке текучести  персонала

 

     Текучесть кадров - это отношение количества работников, ушедших из компании, к среднесписочному числу работников. Число работников, ушедших из компании, складывается из сотрудников, уволившихся по собственному желанию (так называемая активная текучесть), и сотрудников, уволенных по инициативе администрации (так называемая пассивная текучесть).

Таким образом, текучесть кадров можно рассчитать по формуле:

Ктек =

Чусж + Чуиа

*100% (7)

Чс


 

Чусж - число работников, уволившихся по собственному желанию;

Чуиа - число работников, уволенных по инициативе администрации;

Чс - среднесписочное число работников.

При изучении текучести кадров большой интерес представляет измерение ее величины не только в целом по предприятию, но и по отдельным структурным подразделениям, группам работников.

Коэффициенты, характеризующие уровень текучести в отдельных подразделениях или группах работников, называются частными коэффициентами текучести. Методика исчисления частных коэффициентов текучести аналогична расчету общего показателя.

Отношение частного коэффициента текучести к общему по предприятию называется коэффициентом интенсивности текучести:

Кит =

Ктч

(8)

Ктек


 

где Кит - коэффициент интенсивности текучести,

Ктч - частный коэффициент текучести.

Частный коэффициент показывает, во сколько раз текучесть работников исследуемой группы выше (ниже), чем в целом по предприятию. Расчет этого показателя имеет большое значение при изучении социальных, демографических, профессиональных и других особенностей текучести кадров [21].

Р. Беннетт [5] для расчета показателя текучести рабочей силы предлагает применять следующие формулы.

1. Коэффициент увольнений  или потерь, который показывает  число увольнений за период (как  правило, за один год) в процентах  от среднего числа занятых  в тот же период:

Кув =

Число увольнений за период

*100% (9)

Средняя численность персонала за период


 

2. Индекс стабильности  рабочей силы, который показывает  долю работников, проработавших  в компании как минимум в  течение одного года. Он обычно  рассчитывается следующим образом:

Ист =

Численность работников, проработавших в течение как минимум одного года

* 100% (10)

Число работников, принятых год назад


 

3. Вариации индекса стабильности  рабочей силы называются «дополнительным  индексом текучести»:

ДИтек =

Численность работников, поступивших на работу и уволившихся в течение одного года

* 100% (11)

Средняя численность персонала в течение одного года


 

Дополнительный индекс текучести показывает текучесть работников, проработавших короткое время. Р. Беннетт предлагает и другой метод исчисления текучести кадров - это изучение группы работников, набранных за определенный период (как правило, за три месяца) и учет скорости, с которой они покинули организацию.Пример расчета этого показателя приведен в табл. 1. Метод основан на допущении, что организация приняла за период 500 новых работников.

Таблица 1 Исчисление текучести кадров

Период

Квартальный период работы

Численность уволившихся

% увольнений

% оставшихся работников

Первый

(1-13 недель)

200

40

60

Второй

(14-26 недель)

100

20

40

Третий

(27-39 недель)

50

10

30

Четвертый

(40-52 недели)

25

5

25

Пятый

(53-65 недель)

15

3

22

Шестой

(66-78 недель)

10

2

20

Седьмой

(79-91 неделя)

5

1

19

Восьмой

(92-104 недели)

5

1

18

Информация о работе Проблема текучести кадров и пути ее снижения