Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:51, лекция
В современных условиях и в долговременной стратегической перспективе глобализация всех жизненно важных процессов в обществе — самоочевидная тенденция. Центростремительные факторы напрямую затрагивают все сферы и направления государственного устройства, политику, оборону, экономику, культуру, науку, информационную среду и экологию. Все это проявляется в интернационализации хозяйственной жизни, переплетении и сближении экономик, в устранении национальных перегородок, укреплении региональных и международных структур Фундаментальные изменения здесь все в меньшей степени зависят от локальных, внутригосударственных целей и задач.
Решение таких проблем носит многоаспектный характер. Анализ международного опыта показывает, что одним из наиболее эффективных подходов к их решению является так называемый институциональный подход. Целостность решения на основе такого подхода достигается путем создания институтов, способных адекватно идентифицировать и решать все перечисленные проблемы в их взаимосвязи.
В идеале речь идет о формировании некоего международного института (например, всемирного института экономической интеграции) и об обеспечении его эффективного функционирования. Предполагается при этом, что его регулирующее воздействие на экономические процессы на различных уровнях управления (всемирном, региональном и национально-государственном) позволит в конечном итоге получить максимальный социально-экономический эффект как для отдельного государства-субъекта, так и для всего мирового экономического сообщества.
В современных условиях всемирный институт экономической интеграции строится в рамках различных политических объединений, экономических союзов, общественных и других, в том числе и таможенных, организаций. Достаточно очевидно, что такой институт в ближайшей и в долгосрочной перспективе не будет представлять собой единую структуру. Его основу составляет некая саморазвивающаяся и самоорганизующаяся совокупность общественных объединений и союзов, не связанных едиными целями, стратегиями и задачами. Такой институт определяет только условия, принципы, договорные ограничения, вырабатывает рекомендации, рамочные стандарты и осуществляет их контроль в сфере международной интеграции внешнеэкономических процессов. Другими словами, по выражению Л.А. Лозбенко. этот институт в большей мере выполняет функцию конвенциального регулирования внешнеэкономической деятельности.
В
практическом плане опору, основное ядро,
инструментально-
• между народный уровень, формируемый ведущими международными организациями, такими как ВТО/ГАТТ, ВТО/СТС. Мировой банк, Международный валютный фонд, Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию:
• региональный уровень, формируемый с учетом специфики региональных объединений — ЕС, ЕАСТ, НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН, АНЗЕРТА;
• национальный уровень, представляемый институтами таможенного администрирования (таможенными органами и организациями конкретных государств).
Такой институт является развивающимся, что позволяет использовать его возможности для комплексного решения проблем международной интеграции внешнеэкономической деятельности, для ее регулирования. Для существования в подобном качестве он должен обеспечивать мониторинг экономических процессов на мировом уровне и одновременно осуществлять эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Общая схема институционального подхода к системному решению проблем международной интеграции и регулирования внешнеэкономической деятельности таможенными методами и инструментами приведена на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Схема решения проблем международной экономической интеграции и регулирования ВЭД таможенными метопами и средствами
Наиболее результативно решению такого комплекса проблем в мировом масштабе способствует Всемирная таможенная организация.ВТО обобщает положительный и отрицательный опыт в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности и, на основе анализа ситуационных, коммуникационных моделей экономических и таможенных процессов, разрабатывает рекомендации по совершенствованию таможенного администрирования.
За последние годы Всемирная таможенная организация во взаимодействии с другими ведущими международными организациями и странами — участницами ВТО разработала и приняла ряд соглашений, конвенций и стандартов, обеспечивающих более эффективную деятельность национальных таможенных служб и способствующих дальнейшему развитию мировой торговли в XXI в.
Наиболее современная модель совершенствования таможенного дела в международном масштабе содержится в разработанных ВТО стандартах безопасности и облегчения мировой торговли, или так называемых Рамочных стандартах, подготовленных Стратегической группой высокого уровня ВТО и принятых Советом таможенного сотрудничества в июне 2005 г. В рамках предлагаемых стандартов предусматривается совершенствование управления международными грузовыми потоками на основе построения системы партнерских отношений между участниками ВЭД и таможенными администрациями. Главная цель их внедрения — реализация стратегии повышения безопасности и развития мировой торговли.
1.3. ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ В РОССИИ. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Участие России в процессе международной экономической интеграции является необходимым условием ускорения рыночных преобразований и эффективного развития национальной экономики. Недостаточное участие страны в этих процессах оказывает существенное отрицательное влияние на уровень конкурентоспособности отечественной продукции и служит серьезным препятствием для допуска на перспективные мировые рынки (табл. 1.1—1.4).
Россия на сегодняшний день состоит членом в таких крупных организациях, как Форум АТЭС, Шанхайская организация сотрудничества. Содружество независимых государств (СНГ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Организация Черноморского экономического сотрудничества. В ближайшей перспективе Россия вступит во Всемирную торговую организацию, после чего с Европейским союзом планирует создать зону свободной торговли. Участие в данных организациях направлено на либерализацию взаимной торговли стран-участниц, ликвидацию таможенных и административных барьеров, количественных и иных ограничений, а также на привлечение инвестиций и обеспечение экономической безопасности.
Для Российской Федерации одним из важнейших направлений международного сотрудничества является развитие взаимоотношений со странами — бывшими республиками СССР. Торгово-экономические отношения со странами СНГ имеют жизненно важное экономическое и геополитическое значение для России, обусловленное взаимосвязанностью и взаимодополняемостью их хозяйственных комплексов, едиными технологическими цепочками практически во всех перерабатывающих отраслях, важностью рынка стран СНГ.
В табл. 1.5 приведены основные интеграционные группировки с участием России на постсоветском пространстве. Анализируя приведенные данные, четко прослеживается неэффективность большинства интеграционных группировок, что обусловлено объективными причинами: различным уровнем экономического развития стран, низким взаимодействием экономик стран и множеством противоречий между ними (политических, правовых, экономических).
Несмотря на многообразие природных ресурсов, многочисленность населения, единую транспортную сеть, обитую инфраструктуру, общее историческое прошлое, культурные связи и возможность создать емкий рынок с набором производств с полным циклом на постсоветском пространстве за 19 лет не удалось создать интеграционные блоки, отвечающие общим и национальным интересам стран-участниц.
В свете неутешительных тенденций выделяется деятельность Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и работа с 01.01.2010 г. в его рамках Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров подчеркнул, что именно ЕврАзЭС в настоящее время «реально определяет интеграционный вектор развития постсоветского пространства в XXI веке».
Таможенный союз Ресггублики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ТС), договор о создании которого подписан президентами трех стран 6 ноября 2007 г., формируется в рамках ЕврАзЭС и в соответствии с общепризнанными международными нормами: единой системой регулирования внешнеторговой деятельности, единым таможенным тарифом и единой таможенной территорией, составляемой из территории трех стран, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Цели создания таможенного союза: обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли таможенного союза с третьими странами, а также развитие экономической интеграции стран-участниц. Эксперты выделяют и такие цели: обеспечение социально-экономического прогресса путем устранения препятствий для свободного взаимодействия, создание условий для добросовестной конкуренции и товарообмена; формирование общего экономического пространства и выхода на внешний рынок.
Задачи Таможенного союза:
• снятие внутренних таможенных границ между странами-членами;
• перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
• устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами стран-членов;
• введение общей для стран-членов системы тарифного и нетарифною регулирования при торговле с третьими странами;
• создание обшей системы преференций;
• согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеторговой деятельности;
• унификация форм и методов сбора внешнеторговой статистики.
Предпосылками создания Таможенного союза явились
• в условиях кризиса появилась необходимость гарантированного сбыта товаров каждой страны — члена ТС;
• геополитические и геоэкономические интересы стран — членов ТС;
• интерес Белоруссии в возможности свободного доступа своих товаров на российский рынок и получения нефти из России без пошлин;
• интерес Казахстана в возможности выхода на российский рынок, транспортировки грузов по российским дорогам и трубопроводам по внутрироссийским пенам:
• интерес России в сохранении Белоруссии и Казахстана в качестве традиционных и потенциально крупных рынков сбыта промышленной продукции, в том числе технически сложной, возможность создать рублевую зону и финансовый центр, независящий от доллара США;
• кооперационные связи в различных сферах и отраслях;
• единая энергетическая, транспортная и коммуникационная система;
• низкий уровень конкурентоспособности продукции стран — членов ТС и качества жизни;
• географическая близость и единый язык общения.
Таможенный союз формируется в три этапа.
1. Предварительный этап: до I января 2010 г — включает введение единого таможенно-тарифного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования внешней торговли с третьими странами.
2. Первый этап: до 1 июля 2010 г. — включает тестирование и введение механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин и акцизов, введение в действие Таможенного кодекса Таможенного союза и перенос таможенного контроля на внешнюю границу Республики Беларусь и Российской Федерации, отмену таможенного оформления на границе с Казахстаном товаров, происходящих из трех стран-членов.
3. Второй этап: до 1 июля 2011 г. — включает перенос таможенного контроля на внешнюю границу Казахстана при сохранении пограничного контроля на российско-казахстанской границе.
В этой связи были приняты или готовятся к принятию нормативно-правовые документы, составляющие правовую основу интеграционного объединения трех стран (табл. 1.6).
В целом, система нормативного правового регулирования в Таможенном союзе выглядит следующим образом (рис. 1.3).
Следует
отметить, что документы, принимаемые
Комиссией Таможенного союза, не носят
статуса закона, так как нет соответствующих
полномочий по изданию властных или организационно-
Рис. 1.3. Система нормативного правового регулирования в Таможенном союзе
Что касается применения национальных кодексов стран — членов ТС, то ими регулируются только технические и административные вопросы в части, не противоречащей нормам Таможенного кодекса ТС.
Система принятия решений в области таможенного регулирования в Таможенном союзе включает следующие уровни (рис. 1.4).
Координационный совет руководителей таможенных служб таможенного союза создан для обсуждения и выработки взаимоприемлемых решений в области профессионального общения представителей таможенных служб стран — членов Таможенного союза. При принятии решений России отведены 57% голосов, Казахстану и Белоруссии — 21,5 и 21,5%.
Принят механизм распределения таможенных пошлин. Нормативы рассчитаны исходя из объемов импорта из третьих стран, зафиксированных в статистических выкладках «Комтрейд ООН». Таможенные пошлины, уплаченные третьими странами при импорте, будут поступать на единый расчетный счет Казначейства, где ежедневная выручка будет перераспределяться между странами в отношении. Российская Федерация — 87,97%, Казахстан — 7,33%, Белоруссия — 4,70%.
Рис 1 4. Система принятия решений в области таможенного регулирования в Таможенном союзе
Таким образом, создание Таможенного союза обеспечивает следующие преимущества:
• беспрепятственное перемещение товаров по единой таможенной территории;
• сокращение административных барьеров в торговле;
• установление единого механизма таможенного контроля на внешней границе, обеспечивающего прозрачность таможенных формальностей и их отмену на межгосударственных границах трех государств;
• сокращение технических барьеров, что существенно ускоряет оборот товаров, подлежащих санитарному, ветеринарному и фитосанитарному контролю.
Таблица 1.1. Цели международной экономической интеграции
№ п/п |
Наименование цели |
Цели первого порядка | |
1 |
Обеспечение инновационного пути и поступательного характера развития стран |
Информация о работе Проблемы интеграции и пути их решения таможенными методами и инструментами