Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:51, лекция
В современных условиях и в долговременной стратегической перспективе глобализация всех жизненно важных процессов в обществе — самоочевидная тенденция. Центростремительные факторы напрямую затрагивают все сферы и направления государственного устройства, политику, оборону, экономику, культуру, науку, информационную среду и экологию. Все это проявляется в интернационализации хозяйственной жизни, переплетении и сближении экономик, в устранении национальных перегородок, укреплении региональных и международных структур Фундаментальные изменения здесь все в меньшей степени зависят от локальных, внутригосударственных целей и задач.
№ п/н |
Наименование цели |
Цели второго порядка | |
2 |
Со здание единого федеративною или конфедеративного государства, нового многофункционального субъекта международных экономических и политических отношений |
3 |
Создание единого экономического пространства (ЕЭП) (на основе единого информационного-правового пространства) |
4 |
Ускорение темпов экономического развития |
5 |
Структурная перестройка экономики, новая модернизация |
6 |
Совместное противостояние глобальной конкуренции |
7 |
Обеспечение экономической, политической, социальной, информационной и другой безопасности |
8 |
Укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях |
Цели третьего порядка | |
9 |
Ликвидация барьеров вo внешнеэкономической деятельности |
10 |
Создание благоприятных условий во взаимодействии, устранение дискриминации |
11 |
Расширение рынков сбыта, ассортимента и объема продукции |
12 |
Привлечение иностранных инвестиций |
13 |
Совместное решение общих хозяйственных и иных проблем, характерных для стран региона |
Таблица 1.2. Основные предпосылки международной экономической интеграции
№ п/п |
Предпосылки МЭИ | |
общего характера |
частного характера | |
1 |
Объективный процесс усиления взаимозависимости cстран. рост интернационализации хозяйственной жизни (выход воспроизводственного процесса за границы одною государства, международная специализация и кооперация производства), международное разделение труда |
Близкий уровень развития и степени зрелости рыночной экономики интегрирующихся стран, совместимость хозяйственных механизмов; экономика стран на уровне подъема |
2 |
Страны, не использующие огромный потенциал интеграции в своей экономической стратегии, не способны выстоять в современной глобальной конкуренции, противостоять вызовам глобализации |
Развитая демократия позволяет достичь более эффективной интеграции |
№ |
Предпосылки МЭИ | |
п/п |
общего характера |
частного характера |
4 |
Процессы либерализации экономики и повышение степени открытости национальных. хозяйств: а) для развитых стран открытость экономик позволяет легче создать единое экономическое пространство, выстоять в глобальной конкурентоспособной борьбе своих экономик, фирм, товаров; б) для большинства относительно слабо развитых стран политика максимальной открытости экономики ставит их под удар Глобальной конкуренции, который они заведомо не могут выдержать |
Ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации |
5 |
Множество (плюрализм) цивилизаций, кульгурно-цивилизационных типов общества и мировоззренческо-духовных структур в современном мире: а) интеграция позволяет сохранить и развивать общие для стран традиции, идеоло1ию, стиль жизни; б) поддерживает высокий уровень внутреннего разнообразия и устойчивости человечества |
Общность хозяйственных и иных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами; интересов в обеспечении устойчивого развития в конкретных условиях (развивающиеся страны, которые пытаются решить проблему обеспечения населения предметами первой необходимости, не могут интегрироваться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала) |
6 |
Общность национальных интересов ряда стран с точки зрения их безопасности |
Наличие политической воли государств — лидеров интеграции в определении целей, которые могут быть достигнуты с помощью экономического сближения, его результаты и последствия, а также объемы необходимых затрат и сроки их окупаемости, т. е. решить все проблемы экономической целесообразности экономического сближения и объединения |
7 |
Потребность государств во взаимной адаптации и сознательном совместном регулировании экономических процессов в масштабах всего формирующегося хозяйственного комплекса |
Поддержка населения в интеграционных процессах государств |
№ п/п |
Предпосылки МЭИ | |
общего характера |
частного характера | |
9 |
Необходимость коллективного разрешения проблем глобального характера |
«Эффект домино» — в то время как интегрирующиеся страны направляют свои усилия на создание единого экономического пространства, третьи с граны испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли с первыми, что подталкивает их к присоединению к группировке |
10 |
Процессы развития транспортной инфраструктуры. инфраструктуры связи мирового хозяйства; тенденций целостности финансовой системы современного мира и сближения в валютно-кредитной области; единого информационного пространства |
Таблица 1.3. Этапы международной экономической интеграции
№ п/п |
Фирма интеграции |
Характерные черты |
Примечание |
1 |
Зона свободной торговли (Североамериканская зона свободной торговли NAFTA США, Мексика, Канада, 1994 г.; Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН AFTA, 1992 г.) |
— отмена таможенных барьеров и количественных ограничений во взаимной торговле; — сохранение автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении третьих стран; — отсутствие механизмов компенсации потерь менее развитым странам |
Страны не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить новые торговые барьеры. Либерализация внешнеторговой политики по отношению к с/х товарам носит ограниченный характер и обычно охватывает лишь некоторые позиции товаров Отсутствие барьеров на перемещение товаров внутри ЗСТ и неодинаковые барьеры на импорт из третьих стран ведет к тому, что последние ввозят товары в ту страну ЗСТ, где таможенное регулирование благоприятнее, в итоге эти товары попадают на рынки всех стран ЗС Г. Большинство ныне действующих зон свободной торговли идут дальше принципа беспошлинной торговли товарами, реализуя гармонизацию нетарифных ограничений, либерализацию торговли услугами, общую инвестиционную политику вплоть до свободною движения капитала |
2 |
Таможенный союз (Южноафриканский таможенный союз SACU, 1910 г.) |
единство таможенной территории; |
Формирование единой внешнеторговой политики требует создания наднационального регулирующего органа и передачи ему части полномочий по вопросам внешнеторгового регулирования от национальных органов управления. Таможенные органы и службы, действующие на «внутренних» границах стран — участниц таможенного союза, упраздняются и их функции передаются таможенным службам на внешних 1раницах союза. Предполагает сближение систем применения прямых и косвенных налогов (систем налогообложения), что. в свою очередь, ставит вопрос о сближении и проведении государственной экономической политики в целом. |
формирование единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам, не входящим в интегрирующуюся группировку; | |||
формирование единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам; | |||
единые правила распределения таможенной выручки между странами |
3. |
Общий рынок (Общий рынок южного конуса MERCOSUR (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай), 1992 г.) |
снятие таможенных барьеров на товары, услуги, капитал и рабочую силу, т. е. на все факторы производства; |
Страны-участники начинают разрабатывать скоординированную, совместную политику развития отраслей и секторов экономики Взаимодополнение и сращивание экономик позволяет начать формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию менее развитых районов интеграционного объединения |
проведение единой экономической политики; | |||
взаимное сближение национальных экономик по параметрам: дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют | |||
4 |
Экономический и валютный союз (Европейский союз: Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Люксембург, Греция, Ирландия, Испания. Италия. Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, 1993 г.) |
введение общей валюты с единой денежно-кредитной политикой, единым эмиссионным центром; |
Правительства отдельных стран уступают все больше своих функций созданным межнациональным органам. Общая экономическая политика и ее соблюдение необходимы для того, чтобы сформировать единое экономическое пространство, которое, в свою очередь, необходимо для проведения единой денежно-кредитной политики и функционирования единой денежной единицы. |
проведение единой экономической и социальной политики, в том числе в сферах промышленности, сельского хозяйства. транспорта, энергетики, валютно-финансовой области | |||
5 |
Полная экономическая и политическая интеграция |
унификация законодательной базы; | |
формирование единого валютного, экономического и политического союза, в том числе проведение общей внешней политики и политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и др.; | |||
формируется новый многонациональный субъект международных экономических и политических отношений, происходит движений к созданию единого федеративного или конфедеративного государства |
Таблица 1.4. Возможные выгоды и издержки международной экономической интеграции
№ п/п |
Преимущества МЭИ |
Недостатки МЭИ |
1 |
Расширение емкости внутренних рынков стран за счет объединения разрозненных национальных рынков в единый, что стимулирует рост совокупного ВВП объединения |
Сокращение бюджетных поступлений в результате отмены таможенных пошлин (следует иметь в виду, что правительства стран проводят налоговые реформы, которые в итоге приносят большие доходы, чем таможенные пошлины и сборы) |
2 |
Увеличение покупательной способности населения параллельно росту среднедушевых доходов и снижению цен на товары |
Изменение внешнеэкономического климата страны и сопутствующие ему краткосрочные издержки регулирования в форме увольнения работников, более рационального размещения отдельных отраслей и предприятий |
3 |
Создание более эффективной структуры производства с учетом сравнительных конкурентных преимуществ каждой страны-участницы |
Неравномерное распределение преимуществ между отдельными странами с учетом национальных сравнительных преимуществ. Экономически более развитые страны получают преимущества за счет менее развитых стран-членов |
4 |
Повышение эффективности и конкурентоспособности производства |
|
5 |
«Эффект масштаба» производства и углубление специализации |
|
6 |
Повышение инвестиционной привлекательности за счет объединения рынков, свободного перемещения четырех факторов, повышения производительности и роста доходов в каждом государстве |
|
7 |
Ускорение темпов экономического развития |
Таблица 1.5. Интеграционные группировки на постсоветском пространстве с участием России
№ п/п |
Форма интеграции |
Характерные черты |
Примечание |
1 |
Зона свободной торговли (Североамериканская зона свободной торговли NAFTA.: США. Мексика, Канада, 1994 г.; Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН AFTA, 1992 г.) |
— отмена таможенных барьеров и количественных ограничений во взаимной торговле; — сохранение автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении третьих стран; — отсутствие механизмов компенсации потерь менее развитым странам |
Страны не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить новые торговые барьеры. Либерализация внешнеторговой ПОЛИТИКИ по отношению к с/х товарам носит ограниченный характер и обычно охватывает лишь некоторые позиции товаров. Отсутствие барьеров на перемещение товаров внутри ЗСТ и неодинаковые барьеры на импорт из третьих стран ведет к тому, что последние ввозят товары в ту страну ЗСТ, где таможенное регулирование благоприятнее, в итоге эти товары попадают на рынки всех стран ЗСТ Большинство ныне действующих зон свободной торговли идут дальше принципа беспошлинной торговли товарами. реализуя гармонизацию нетарифных ограничений, либерализацию торговли услугами, общую инвестиционную политику вплоть до свободного движения капитала |
2 |
Таможенный союз (Южноафриканский таможенный союз SACU, 1910 г.) |
единство таможенной территории; |
Формирование единой внешнеторговой политики требует создания наднационального ре[улируюшего органа и передачи ему части полномочий по вопросам внешнеторгового регулирования от национальных органов управления. Таможенные органы и службы, действующие на «внутренних» границах стран — участниц таможенного союза, упраздняются и их функции передаются таможенным службам на внешних границах союза. Предполагает сближение систем применения прямых и косвенных налогов (систем налогообложения, что, в свою очередь, ставит вопрос о сближении и проведении государственной экономической политики в целом |
формирование единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам, не входящим в интегрирующуюся группировку, | |||
формирование единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам; | |||
единые правила распределения таможенной выручки между странами |
№ п/п |
Фирма интеграции |
Характерные черты |
Примечание |
3 |
Общий рынок (Общий рынок южного конуса MERCOSUR (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай), 1992 г.) |
снятие таможенных барьеров на товары, услуги, капитал и рабочую силу, т. е. на все факторы производства; |
Страны-участники начинают разрабатывать скоординированную, совместную политику развития отраслей и секторов экономики. Взаимодополнение и сращивание экономик позволяет начать формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию менее развитых районов интеграционного объединения |
проведение единой экономической политики; | |||
взаимное сближение национальных экономик по параметрам: дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют | |||
4 |
Экономический и валютный союз (Европейский союз: Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания. Германия. Люксембург, Греция, Ирландия. Испания, Италия, Нидерланды. Португалия. Финляндия. Франция, Швеция. 1993 г.) |
введение общей валюты с единой денежно-кредитной политикой, единым эмиссионным центром; |
Правительства отдельных стран уступают все больше своих функций созданным межнациональным органам. Общая экономическая политика и ее соблюдение необходимы для того, чтобы сформировать единое экономическое пространство, которое, в свою очередь, необходимо для проведения единой денежно-кредитной политики и функционирования единой денежной единицы |
проведение единой экономической и социальной политики, в том числе в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, валютно-финансовой области | |||
5 |
Полная экономическая и политическая интеграция |
унификация законодательной базы; | |
Формирование единого валютного, экономического и политического союза, в том числе проведение общей внешней политики и политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и др. | |||
формируется новый многонациональный субъект международных экономических и политических отношений, происходит движение к созданию единого федеративного или конфедеративного государства |
Таблица 1.6 Нормативно-правовые документы, составляющие основу правовой базы функционирования Таможенного союза | ||||
№ н/п |
Утверждены, |
Вступили в силу с 01 01.2010 |
Готовы для принятия решения с вступлении в силу |
Одобрены |
1 |
Единый таможенный тариф (ЕТТ) и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ЕТНВЭД) |
Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 г. |
Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран |
Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза |
2 |
Перечни развивающихся и наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций ТС; товаров, происходящих и ввозимых из этих стран, при ввозе которых применяются тарифные преференции |
Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12.12.2008 г. |
Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам |
|
3 |
Перечни товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств — членов ТС применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок ЕТТ |
Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008 г. |
Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе |
Единая методология ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли стран-членов ТС |
4 |
Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз странами — членами ТС в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений |
Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09.06.2009 г. |
Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров |
|
5 |
Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия ТС принимает консенсусом |
Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 г. |
Информация о работе Проблемы интеграции и пути их решения таможенными методами и инструментами