Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 16:52, курсовая работа
Цель работы изучить и проанализировать проблемы макроэкономического равновесия в России и пути их решения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие макроэкономического равновесия;
выделить признаки, условия, виды макроэкономического равновесия;
рассмотреть различные модели макроэкономического равновесия;
проанализировать особенности экономического равновесия в современной России.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие макроэкономического равновесия…………………………...5
1.1 Понятие, признаки и условия достижения равновесия…………………….5
1.2 Виды макроэкономического равновесия……………………………………7
1.3 Модели экономического равновесия……………………………………….12
Глава 2. Проблемы макроэкономического равновесия и пути их решения в
России…………………………………………………………………………….20
2.1 Роль государства в достижении макроэкономического равновесия …….20
2.2 Роль социальной сферы в достижении макроэкономического равновесия………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………
а) б)
Рис.2.2 Равновесный уровень дохода с учетом автономных инвестиций на графике совокупных расходов (а) и сбережений (б) [5, с.424-425]
Чем больше автономные инвестиции, тем выше поднимается график совокупных расходов и тем ближе «заветный» уровень полной занятости. Графическая интерпретация модели равновесия по Кейнсу, которая в экономической теории также известна как «кейнсианский крест». представлена в приложении 1 на рисунке 2.
«Кейнсианский крест» – наглядная графическая иллюстрация той благотворной роли государственных расходов и стимулирования инвестиций в частном секторе, которой огромное значение придавал Кейнс.
Наращивание любого из компонентов автономных расходов ведет к росту национального дохода и способствует достижению полной занятости еще и в силу определенного эффекта, который известен в экономической теории под названием эффекта мультипликатора.
Подчеркнем еще раз
различия в кейнсианском и неоклассическом
подходе к определению
Во-первых, в классической модели длительная безработица представлялась невозможной. Гибкое реагирование цен и ставки процента восстанавливало нарушенное равновесие. В модели, предложенной Кейнсом, равенство инвестиций и сбережений может осуществляться и при неполной занятости.
Во-вторых, классическая модель предполагала существование гибкого ценового механизма, органически присущего рынку. Кейнс подверг сомнению этот постулат: предприниматели, столкнувшись с падением спроса на свою продукцию, не снижают цены. Они сокращают производство и увольняют рабочих, отсюда – безработица со всеми вытекающими социально-экономическими конфликтами, и «невидимая рука» рыночного механизма не может обеспечить стабильную полную занятость.
В-третьих, сбережения являются, прежде всего, функцией дохода, а не только уровня процента, как утверждалось в теории классиков.
Глава 2. Проблемы макроэкономического равновесия и пути их решения в России
2.1 Роль государства в достижении макроэкономического равновесия
Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.
«Цена пола» – установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены [2, с.183].
Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.
Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.
С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п. Максимальные цены вводятся с целью недопущения их резкого роста, возникновению социальных волнений и т.п.
Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня.
Например, рассмотрим рынок сельскохозяйственной продукции в России. Государство регулирует цены на выходе, т.е. цены на готовые продуты, но не учитывает цены на ресурсы. В итоге цена на рынке намного ниже той равновесной цены, которая могла бы быть. Такая ситуация заставляет фермеров работать себе в убыток. Эту проблему государство пытается решить при помощи безвозмездных финансовых вливаний в сельское хозяйство.
Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену. Уклонение от этих цен ведет за собой наложение санкций и штрафов. Ярким примером тому может служить повышение цен на бензин в конце 2008 г. и начале 2009 г. Несмотря на ряд действий со стороны государства, предполагающих недопущение роста цен на бензин, таких как отмена налога на добычу полезных ископаемых с новых месторождений, снижение в три раза экспортных пошлин, обнуление ставки на ввоз импортного оборудования плюс эффект девальвации, крупнейшие нефтяные компании «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть» и ТНК-BP удерживали монопольно высокие цены на нефтепродукты в четвертом квартале 2008 года и повысили оптовые цены с начала этого года 30 - 60 процентов. Так, по данным ФАС, с начала года «ЛУКОЙЛ» в среднем увеличил цены на бензин марки Аи-92 на 46 процентов, ТНК-ВР - в среднем на 66 процентов, «Роснефть» - почти на 60 процентов, «Газпромнефть» - на 62 процента [3].
Таким образом, ФАС предъявила претензии компаниям, обеспечивающим более половины российской нефтепереработки.
ФАС уже несколько месяцев ведет мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов. В результате резкого снижения мировых цен на нефть практически во всех странах произошло адекватное снижение цен на конечные продукты нефтепереработки. Но только не в России.
После ряда действий антимонопольной службы положительные сдвиги все-таки произошли: цены медленно пошли вниз. Так, по данным ФАС, сегодня в нескольких регионах, в первую очередь Центральной России, цена бензина марок Аи-95 и Аи-92 уже опустилась ниже 20 рублей. Однако в остальных случаях цены остаются запредельными.
Помимо установления минимальных и максимальных цен государство стимулирует спрос посредством выдачи льготных кредитов. Это особенно актуально в период кризиса. Например, правительство РФ будет субсидировать ставки по автокредитам. Субсидии будут предоставляться по кредитам на автомобили, стоимость которых не превышает 350 тысяч рублей, и при этом они должны быть российского производства. Размер субсидий составит 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, а начнут их предоставлять с 2009 года [15].
Отмечается, что в диапазон до 350 тысяч рублей попадает вся вазовская продукция, базовые комплектации таких моделей российской сборки как Renault Logan, Fiat Albea, Skoda Fabia, KIA Spectra и Hyundai Accent. Но все это только в том случае, если курс доллара не будет дальше активно расти. В противном случае в диапазоне до 350 тысяч рублей в скором времени может остаться только вазовская продукция.
В данный момент для стабилизации российского авторынка самое главное – поддерживать спрос со стороны конечного покупателя. Если не будет спроса, никакие меры поддержки автопрому не помогут, а деньги будут уходить. Для того чтобы спрос оставался на высоком уровне, необходимо чтобы доходы покупателей росли, и существовала возможность получить кредит по разумной ставке. В данный момент 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (13%) – это 8,7%. В принципе, для конечного потребителя снижение ставки по автокредиту на эту цифру достаточно хороший стимул для покупки [10].
Следующей особенностью
рынков в России является то, что
многие из них представляют собой
механизмы несовершенной
В 2009 году АВТОВАЗ рассчитывает занять треть российского авторынка. АВТОВАЗ планирует реализовать в 2009 году на внутреннем рынке около 600 тысяч автомобилей (на 3,5% меньше, чем в прошлом году). Об этом сообщил президент компании Борис Алешин. По его словам, по итогам 2009 года АВТОВАЗ рассчитывает занять 30% российского рынка легковых автомобилей.
Борис Алешин добавил, что в прошлом году АВТОВАЗ реализовал на внутреннем рынке 622 тысячи автомобилей, на 6% ниже, чем в 2007 году [14].
Как видим, олигополистическая ситуация на рынке, когда присутствует ярко выраженный лидер, позволяет компании диктовать собственные условия в отношении цен на продукт, и в отношении номенклатуры. Пользуясь протекционистскими мерами государства (например, повышение импортных пошлин на ввоз иностранных автомобилей в 2 раза), предприятие может управлять ценой завышая и занижая ее, в то время как иностранные конкуренты вынуждены поднимать цены. Так например, о повышении цен в России с нового года объявили Hyundai (на 2-7%), Ford (на 5%), Opel (более 2,5%), Chevrolet (5-8%), Volvo (10-15%), Subaru. Уже подорожали на 5-7% Mazda, Toyota, Mitsubishi. А китайские Great Wall, BYD, Brilliance и FAW с 1 января будут дороже на 15-20%, сообщил дистрибутор марок «Ирито» [14].
Тоже самое касается и номенклатуры. Рассмотрим это на примере той же автомобильной отрасли.
Согласно данным исследования, проведенного аналитическим агентством «Автостат», 72,8% новых автомобилей реализованных на российском рынке в 2008 году имеют двигатель объемом до 2 литров. При этом, наиболее популярный объем двигателя, который выбирает почти каждый второй покупатель новой машины (48,9%) – находится в диапазоне от 1,4 до 1,6 литра. С такими двигателями в прошлом году было реализовано 1,36 млн. легковых автомобилей из общего числа в 2,8 млн. шт. Этот факт аналитики объясняют тем, что почти вся продукция АВТОВАЗа (кроме семейства «Нивы») оснащается двигателями именно такого объема, а это более 600 тыс. шт [14].
В отчете «Автостат» говорится, что на диапазон от 2,0 до 2,5 литров по итогам года пришлось 18,3% рынка (512,4 тыс. авто), а машин объемом двигателя больше 2,5 литра продалось всего 250 тыс. шт., что соответствует 8,9% рынка. Аналитики констатируют, что в целом структура российского рынка по этому параметру находится в промежуточном положении между европейским и американским рынками. В Европе очень популярны микролитражки объемом до 1,2 литра, тогда как в России на этот сегмент приходится лишь 2,3% рынка. А в Америке наоборот, достаточно большим спросом пользуются автомобили мощными двигателями (свыше 3 л.). На российском рынке доля таких машин составляет менее 6% [15].
2.2 Роль социальной сферы в достижении макроэкономического равновесия
Равновесие спроса на рынке товаров в России сильно зависит от социальной составляющей экономики – это заработная плата, уровень безработицы. Особенность российской экономики в том, что основной источник доходов российских граждан – это заработная плата.
С 2000 г. виден рост номинальной, а в последствии и реальной заработной платы. Рост покупательной способности приводит к росту спроса на товары более качественные и дорогие. Однако с наступлением кризиса уровень заработной платы начинает падать, растет безработица. Как это влияет на спрос и предложение а также цены товаров. Рассмотрим это на примере той же автомобильной отрасли.
В январе в России было продано 116 500 новых автомобилей российской и зарубежной сборки, включая легкие коммерческие, что значительно меньше чем в прошлом году (за январь 2008 – 174488 шт., за декабрь 2011 – 210293 шт.) Это следует из предварительных данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), предоставленных «Ведомостям» одним из российских дилеров [10].
Расти в таких условиях не удалось никому. Лучший результат из десятки лидеров показала Honda, сократившая продажи всего на 2%, худший – Hyundai. Данные по остальным производителям представлены в таблице 3.1.
По информации Олега Дацкива, директора по развитию проекта Auto-dealer.ru, в этом году снижение продаж составит не меньше 50% до 1,3-1,5 млн. автомобилей. Все зависит от цен на нефть. Если они не поднимутся до $50-70 за баррель, массовый покупатель будет выбирать российские бренды или иномарки, произведенные в России. Впрочем, председатель совета директоров Genser Игорь Пономарев думает, что российские автопроизводители вряд ли устоят перед соблазном повысить цену на свою продукцию вслед за иномарками.
Таблица 3.1
Продажи автомобилей наиболее популярных марок [10]
Марки |
Январь 2013 г., шт. |
Январь 2012 г., шт. |
Изменение, %. |
Lada |
29110 |
46624 |
-38 |
Chevrolet |
10011 |
13753 |
-27 |
Ford |
7952 |
9753 |
-18 |
Toyota |
7327 |
10639 |
-31 |
Hyundai |
6567 |
12968 |
-48 |
Nissan |
6251 |
8563 |
-27 |
Opel |
3811 |
5802 |
-34 |
Honda |
3660 |
3750 |
-2 |
Kia |
3635 |
6446 |
-44 |
Mazda |
3481 |
3761 |
-7 |
В 2013 г. в России по предварительным оценкам продано 1,5-1,8 млн. новых легковых автомобилей – такой прогноз дал «Ведомостям» президент «АВТОВАЗа» Борис Алешин. У «Соллерса» (производит Fiat, Isuzu, SsangYong, УАЗ) оптимизма больше: представитель компании говорит, что в 2013 г. будет продано от 1,9 млн. до 2,2 млн. автомобилей.
Информация о работе Проблемы макроэкономического равновесия и пути их решения в России