Проблемы малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:46, реферат

Краткое описание

Развитие малого предпринимательства имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА)………5
2. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………..7
3. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………………………………...9
3.1 Проблемы общего характера……………………………………………...9
3.2 Отраслевые проблемы……………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)


2

 


содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Сущность малого бизнеса (предпринимательства)………5

2. Роль малого бизнеса в рыночной экономике………………..7

3. Проблемы малого бизнеса…………………………………………...9

3.1 Проблемы общего характера……………………………………………...9

3.2 Отраслевые проблемы……………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………18


Введение

Малый в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия. Они выделяются среди прочих по численности занятых (например, не более 500 человек) или размеру основного капитала. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости.

Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки.

Развитие малого предпринимательства имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.

Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих малых предприятий.


1. Сущность малого бизнеса (предпринимательства)

 

Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем.

Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

·средняя численность занятых на предприятии работников;

·ежегодный оборот, полученный предприятием за год;

·величина активов.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года №88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

·в промышленности – 100 чел.;

·в строительстве – 100 чел.;

·на транспорте – 100 чел.;

·в сельском хозяйстве – 60 чел.;

·в научно-технической сфере – 60 чел.;

·в оптовой торговле – 50 чел.;

·в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел.;

·в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.

В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.


2. Роль малого бизнеса в рыночной экономике

Роль малого предпринимательства в мировой экономике резко возросла в 80-90-е годы. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта.

Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

Малое предпринимательство антимонопольно по самой своей сути в силу существующих жестко детерминированных ограничений критериев отнесения предприятий к малым. В этой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики.

Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.

По гражданскому кодексу РФ, «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях).


3. Проблемы малого бизнеса

Сегодня уже никто не оспаривает социально-экономическую весомость малого бизнеса не только как плательщика в бюджеты разных уровней, но и как гаранта социальной стабильности общества и источник нарождающегося среднего класса. Достаточно вспомнить, что ведущие политики страны предложили сделать поддержку и развитие малого бизнеса 5-м национальным проектом. Следовательно, отрицательная динамика развития малого бизнеса в России должна иметь очень серьезные причины.

И их действительно много, но в качестве основных можно выделить три:

— безудержная экспансия крупных сетевых структур, дополняемая «васильковым» рейдерством;

— нестабильность и неоптимизированность федерального и городского законодательства по вопросам аренды объектов недвижимости, осложняемые избыточными полномочиями глав районных администраций;

— несовершенство структуры поддержки малого предпринима-тельства, осложняемое разобщенностью предпринимательского сообщества.
В целом же круг проблем можно разделить на две большие группы — общие проблемы малого бизнеса и специфические отраслевые проблемы в сфере потребительского рынка.

 

3.1 Проблемы общего характера

Экспансия сетевых структур

Экспансия сетевых структур является одной из ключевых проблем. Многочисленные признаки указывают на то, что ущемление прав, а зачастую и ликвидация торговых объектов СМП осуществляется именно в интересах крупных сетевиков. В этом направлении задействован административный ресурс разноуровневых органов власти.

 

 

Аренда нежилых помещений

Более 90% субъектов малого предпринимательства (далее — СМП) так или иначе, вступает в арендные отношения в части имущества, в первую очередь — объектов недвижимости. И именно в этой области в последнее время резко обострились проблемы.

Резкое повышение с января 2006 года арендных ставок за нежилые помещения поставило на грань разорения многие СМП. По оценкам общественных бизнес-сообществ до 70% СМП готовится к ликвидации своего бизнеса к моменту окончания рассрочек по повышению арендных платежей (в основном к концу 2007 года).

При сравнении рыночных арендных ставок коммерческих и городских нежилых помещений не проводится объективное сравнение качества этих помещений. В частности, фактически на арендатора, вынужденного самостоятельно, за свой счет и без каких-либо компенсаций вносить неотделимые улучшения в арендованное имущество (ремонтные работы, платежи за присоединение электрической мощности, установку водомерных счетчиков и пр.). Кроме того, приходится выполнять и оплачивать очевидные обязанности арендодателя (например, страховые платежи), возложены дополнительные обременения. Некорректно выглядит и применение повышающего значения коэффициента благоустройства К4 к помещениям, отремонтированным арендатором за свой счет.

Приватизация помещений

Крайне сложным остается и вопрос с приватизацией арендуемых СМП нежилых помещений. В соответствии с действующим федеральным законодательством СМП не имеет льгот при выкупе. Не имея также финансовых резервов и кредитных ресурсов, они не в состоянии конкурировать с крупным бизнесом: по официальным данным КУГИ в течение 2005 года из 156 выставленных на торги объектов было куплено 120, и только 42% — арендаторами. Никаких компенсаций за вложенные в неотделимые улучшения средства предыдущие арендаторы не получили.

Методическое и нормативно-правовое регулирование арендных отношений

В настоящее время чрезвычайно усложнен доступ к аренде городской недвижимости в силу искаженной системы заключения и продления договоров аренды. Действующее законодательство (ст. 610 ГК РФ) не учитывает различий, как между формами собственности, так и предметом договора аренды, а также размером возможных негативных последствий. Соответственно, непродление договора аренды земельных участков с торговыми комплексами по 1000 кв.м., с правовой точки зрения, равноценно непродлению договора аренды жилой комнаты. Кроме того, крайне деструктивную роль играет главенствующее положение в этом вопросе глав районных администраций, фактически контролирующих этот процесс на каждом этапе, но не имеющих при этом никакой юридической ответственности.

Информация о работе Проблемы малого бизнеса