Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2015 в 10:03, курсовая работа
Цель работы - оценка эффективности управления в деятельности таможенных органов на основе анализа принципов управления в деятельности таможенных органов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Определение понятия и классификация принципов управления.
2. Определение характера и особенностей применяемых принципов управления в деятельности таможенных органов.
Введение…………………………………………………………………………...5
1. Значение принципов управления в деятельности организации……....…...7
1.1.Понятие и классификация принципов управления в таможенных органах.…..……………………………………………………………………….7
1.2.Влияние принципов управления на эффективность управления…....12
2. Реализация принципов управления в деятельности таможенных органов………………………………….…………………………………....17
2.1.Характер и особенности применяемых принципов управления в деятельности таможенных органов …………………………………….……...17
2.2.Эффективность применения принципов управления………..……….22
3. Проблемы применения принципов управления в таможенных органах и пути их решения ………………………………………………..…………...27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемых источников……………………………………………..
Успех в управлении таможенным делом обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом весьма важно четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые ФТС России нормативные документы, положения о таможенных органах РФ и их подразделениях.
На практике, данный принцип закреплен посредством установления в ТК ТС четырехуровневой структуры таможенных органов. При этом функции и, соответственно, права каждого из уровней определяются соответствующим положением о таможенном органе.
Так, например, право отменять обжалуемое решение должностного лица таможенного органа может руководитель данного таможенного органа, но отменять решение таможенного органа или его руководителя может только вышестоящий таможенный орган.
В качестве проявлений обратной связи можно рассматривать данные таможенной статистики внешней торговли в совокупности со специальной таможенной статистикой. Эти данные позволяют судить о состоянии управляемой системы и ее реакциях на определенные воздействия.
Другим проявлением обратной связи могут являться отчеты, предоставляемые таможенными органами, как систематические по установленным формам, так и разовые, по запросам.
Еще одним каналом обратной связи является непосредственное взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности. Этот вид связи реализован в различных консультативных советах. Также, как вариант, могут рассматриваться телефоны доверия.
2.2 Эффективность применения принципов управления
Выявление и описание принципов управления представляет собой сложную интеллектуальную проблему. Но не меньшие трудности лежат и на пути применения принципов в практике управления. Прежде всего, надо считаться с тем, что закономерности, отношения и взаимосвязи, отражаемые посредством понятия принципов, являются по своей природе общественными (социальными). Реально в жизни они действуют преимущественно как тенденция, как объективная предпосылка, возможность, способность, которые для своего действительного воплощения требуют активной, целенаправленной и организованной деятельности. В известной мере принципы — это открытые явления.15
Рациональное и действенное применение принципов управления предусматривает достижение определенного единства, согласованности, надежной связи между объективной закономерностью, отношением и взаимосвязью управления, познанной и закрепленной принципом, и конкретной деятельностью субъективного фактора. В идеальном варианте возможно и достижимо совпадение, тождество управленческой деятельности и направления, содержания и возможностей принципов управления.
Главное - это понимание диалектичности принципов управления в деятельности таможенного органа.16Развиваются отражаемые им явления, и количественный рост одних его сторон приводит к качественным преобразованиям других. Источником такого развития выступают внутренние и внешние (системные) противоречия. В процессах развития происходит отрицание одних сторон, проявлений принципов и становление других. Все это, разумеется, влияет на характер и результаты применения принципов управления, требует толкования принципов применительно к конкретным ситуациям. Кроме того, при различных общественных и управленческих обстоятельствах под влиянием многообразных управленческих факторов один и тот же принцип управления проявляется по-разному.
Пример эффективности применения принципов управления в деятельности таможенных органов:
Эффективность применения: В таможенных органах реализуется множество целевых программ направленных на конечный результат, так же в системе таможенных органов существует система показателей результативности деятельности.
Таблица 1.2
Динамика исполнения
показателей деятельности ФТС России
Цели, показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Целевое значение | ||||
Цель 1. Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов | ||||||||
Доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений) к таможенным органам, рассмотренных судами, % |
75,7 |
66,5 |
82,7 |
Не более 40 | ||||
Исполнение федерального закона о федеральном бюджете в части администрируемыхтаможенных платежей, % |
105,7 |
103,5 |
100,4 |
Не менее 100 | ||||
Цель 2 Повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля | ||||||||
Время на совершение таможенных операций, необходимое для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования, часов. |
24 |
99,4 |
99,9 |
Не более 99,65 |
Эффективность применения: Вся система таможенных органов регламентируется законами, нпа РФ и ТКТС. Например, Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". В частных случаях принцип законности применяется неэффективно из-за некомпетентности сотрудников таможенных органов.
Эффективность применения: В таможенных органах существуют
внутренние должностные инструкции и устав, определяющие ответственность сотрудников. Сотрудникам необходимо отдавать отчет за свои действия и поступки.
Эффективность применения: Вся деятельность таможенного органа основана на принципе иерархии, пример (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Иерархия в таможенных органах
Также примером является: ФТС выпускает приказ, отправляет в ДВТУ, на его основе ДВТУ делает свой приказ, высылает таможням, таможни на основе приказа делают свой, главный инспектор по подготовке занимается организаторской деятельностью.
Эффективность применения: Деятельность таможенных органов напрямую связана с постоянным контролем перемещения товаров через таможенную границу. Этот принцип применяется эффективно.
Эффективность применения: Вся деятельность таможенных органов разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности (табл. 1.3)
Таблица 1.3
Разделение труда в таможенных органах
Таможенное оформление и таможенный контроль |
Экономическая деятельность |
Правоохранительная деятельность |
Таможенные посты, имеющие общее подчинение |
Отдел таможенных платежей |
Учетно-регистрационной отделение |
Отдел таможенных процедур и таможенного контроля |
Отдел контроля таможенной стоимости |
Отдел административных расследований |
Отделение таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами |
Отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров |
Отдел дознания |
Отдел таможенного контроля за таможенным транзитом |
Отдел торговых ограничений и экспортного контроля |
Кинологический отдел |
Отдел применения системы управления рисками, подчиненные первому заместителю начальника таможни по таможенному контролю |
Отдел распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов |
|
Отдел валютного контроля |
||
Отдел таможенной статистики |
Эффективность применения: Принцип основывается на том, чтобы таможенные органы посредством полученной информации могли применить таможенное законодательство к участникам ВЭД. Внедрение электронного декларирования в таможенных органах, совершенствование информационно-технических средств (комплекс программных средств «Паспорт таможенного органа» - используется для анализа деклараций).
Принципы управления взаимосвязаны между собой. И для практики управления весьма актуально знание того, каков же конечный результат их совокупного применения, ведь применение одного принципа, взятого изолированно, существенно отличается от его применения во взаимосвязи с другими принципами. Но это, так сказать, один аспект взаимосвязи принципов управления, указывающий на зависимость каждого отдельного принципа от других. Другой аспект заключается в том, что все принципы применяются одновременно и необходимо целостное представление об их применении. Принципы управления применяются в рамках их системы и как система.
Для решения данной проблемы актуально также развитие практических навыков у государственных служащих, особенно у должностных лиц руководящего состава. Надо постоянно соизмерять свои поступки и действия с соответствующими принципами управления, в свете их требований принимать и исполнять управленческие решения.
Имея источником объективные закономерности, отношения и взаимосвязи, принципы управления реализуются благодаря и посредством субъективной деятельности, главным образом деятельности структурных подразделений таможенного органа. Эта объективно-субъективная зависимость позволяет выявлять и оценивать степень освоения объективных закономерностей, отношений и взаимосвязей и использования их в общественной практике. Чем более организация и функционирование компонентов субъекта управления соответствуют требованиям системы принципов, тем социально эффективнее будут результаты управления.
Поэтому критерием эффективности применения принципов управления является прежде всего достижение системности управления, а посредством ее — гармоничности и комплексности общественной жизни в целом и ее отдельных сфер и областей.17
3. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Концепцией развития таможенных органов определены следующие проблемы, стоящие перед таможенным делом на сегодняшний день:
· недостаточно эффективно реализуется потенциал таможенного администрирования, что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдение законодательства Российской Федерации и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности. Острыми проблемами в работе таможенных органов российской федерации остаются вопрос занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности;
· не в полной мере применяются международные стандарты, необходимые для применения торгово-логистических технологий;
· не развита система информирования таможенных органов российской федерации о ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда;
· таможенные органы российской федерации неэффективно осуществляют контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории российской федерации (контроль на основе методов аудита);
· недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной, деятельности таможенных органов российской федерации;
· остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов российской федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами;
· не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов российской федерации, особенно специалистов в области управления и контроля;
· оплата труда должностных лиц таможенных органов российской федерации не соответствует экономической значимости принимаемых ими решений;
· остается высоким уровень коррупции в таможенных органах российской федерации.18
Таким образом, проблемы, возникающие при управлении в таможенном органе, проистекают из 2 основных источников: особенностей объекта управления и его исторического развития.
К особенностям объекта управления относят его сферу - таможенное управление - и его структуру - множество составляющих элементов, объединенных сложной системой взаимосвязей.
Область таможенного управления предъявляет свои требования при реализации принципов.
Сложная организация деятельности таможенного органа диктует необходимость создания громоздкой системы управления. Это обстоятельство в сочетании с принципом системности и комплексности требует учета большого количества факторов при выработке управленческих решений и разработки обширных комплексов мер.
Наряду с этим, данная особенность объекта управления определяет необходимость дифференцированно подходить к реализации того или иного принципа управления в отношении каждого из элементов объекта управления.
Одной из основных проблем управления в таможенноморгане, на которой основывается сама сущность управления, это оценка результатов управления, соотнесение их с затратами и, соответственно, определение эффективности реализации тех или иных мер.
Информация о работе Проблемы применения принципов управления в таможенных органах и пути их решения