Проблемы экономической безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучение проблем экономической безопасности РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить проблемы экономической безопасности РФ;
- детально разобрать выявленные экономические проблемы РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика Костромина.docx

— 92.08 Кб (Скачать файл)

Еще один важный фактор - это уровень безработицы. На 2010 год из общего числа экономически активного населения (75439,92 тыс. человек) 5636,3 тыс. человек являются безработными.

Если проследить динамику уровня безработицы, то можно сказать что относительно 2009 года он понизился, а вот сравнительно с периодом 2005- 2008 год - вырос (см. таблицу 1).

Таблица 1. Уровень безработицы населения в Российской Федерации, в среднем за год (%)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Российская Федерация

10,6

9,0

7,9

8,2

7,8

7,2

7,2

6,1

6,3

8,4

7,5


 

Что касается еще одного важного фактора - задержка выплат заработной платы, то на 1 ноября 2011г., по сведениям организаций (не относящихся к субъектам малого предпринимательства), суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 2427 млн.рублей и по сравнению с 1 октября 2011г. увеличилась на 38 млн.рублей (на 1,6%).

Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 ноября 2011г. составила 2383 млн.рублей, или 98,2% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 октября 2011г. она увеличилась на 13 млн.рублей (на 0,5%). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 44 млн.рублей и увеличилась по сравнению с 1 октября 2011г. на 25 млн.рублей (в 2,4 раза), в том числе задолженность из федерального бюджета составила 37 млн. рублей (увеличение на 24 млн.рублей, или в 2,9 раза), бюджетов субъектов Российской Федерации - 2 млн.рублей(снижение на 2 млн.рублей, или на 47,1%), местных бюджетов - 5 млн.рублей (увеличение на 3 млн.рублей, или в 2,5 раза).

В целом в 2011 году отмечена тенденция снижения уровня просроченной задолженности по заработной плате. По сравнению с показателем января 2010 года (4119 млн. рублей), уровень задолженности снизился на 1730 млн. рублей или на 42 %.

 

3. Криминализация экономики и общества.

Современный послекризисный этап развития экономики характерен сохраняющимся высоким уровнем экономической преступности, измерением ее структуры. По данным МВД за 2000 г. в результате более 300 тыс. официально зарегистрированных преступлений экономической направленности нанесен ущерб свыше 40 млрд. рублей, что превышает аналогичные показатели 1999 г. Динамика экономической преступности слабо коррелирует с изменениями хозяйственной конъюнктуры, что свидетельствует о сложившемся устойчивом механизме ее воспроизводства, а изменение ее структуры говорит о ее высокой приспособляемости.

Экономическая преступность, также, как и теневая экономика, частью которой она является, - сложное полиструктурное явление. Ее питательная среда - это та квазирыночная экономика, которая сложилась в результате шоковых либеральных преобразований. Расчеты на то, что в результате нескольких решений, либерализующие цены, внешние и внутренние рынки, денежные расчеты спонтанно сложится регулятивный механизм рынка, оказались ошибочными. Рынок - это механизм, который эффективно работает в условиях соответствующего типа народнохозяйственных межотраслевых пропорций, системы рыночных институтов, поддерживающих рыночное равновесие на макро- и микроуровне, когда сформирован класс предпринимателей, менталитет которых основывается на соблюдении общественных норм и законов, наконец, когда государство эффективно поддерживает соблюдение общих норм всеми участниками рынка. В условиях отсутствия этих предпосылок либеральные реформы, инициированных сверху, приводят к дезорганизации хозяйственных связей, к экономическому хаосу, когда исчезают целые предприятия и подотрасли. Во избежание негативных социальных последствий государство должно брать на себя важнейшие распределительные функции, прежде всего в финансовой сфере, в результате, консервируется переходный характер экономики, и эффект быстрого завершения либеральных реформ оказывается иллюзорным. В условиях квазирыночного состояния экономики значительным оказывается результат действия ряда деформаций, обуславливающих постоянную криминализацию экономики. Прежде всего, господство сырьевого сектора к экономике, политике, кредитно-финансовой сфере в условиях слабости и неэффективности валютного контроля породило огромные масштабы незаконного вывоза капитала, исчисляемого сотнями миллиардов долларов за 10 реформенных лет. Система валютного контроля, выстраиваемая в течение всех этих 10 лет, действовала в реактивном режиме вводя механизмы контроля соответствующих отношений с временным лагом в 3-4 года затыкая каждый раз очередную дыру, через которую «благополучно» утекали каждый год от 15 до 24 млрд. доллоров, фиксируемых официальной статистикой платежного баланса. Нелегальный отток капитала является следствием того, что сформировался базовый институт рыночной экономики, институт собственности. Информация о действительных собственниках, в основном, отсутствует. Реестры держателей акций скорее скрывают, чем раскрывают структуру владения собственностью, за многочисленными мелкими акционерами из оффшоров стоит в реальности один собственник на что указывает концентрация собственности и переход на 1 акцию. Рынок передела собственности в условиях послекризитсного развития, самый объемный и быстрорастущий, является наиболее скрытым, значительная его часть криминализована. Функции собственника осуществляют в большинстве случаев менеджерами, что приводит к растаскиванию и разворовыванию активов. В приватизационный и постприватизационный период криминальные группировки буквально разрывали государственную собственность. Созданное на базе предприятия акционерное общество раскалывают на несколько более мелких АО вплоть до цехов, остающихся до некоторых пор под единым руководством правления акционерного общества, затем происходит рассредоточение и раздробление доли государственного участия в управлении и производстве. Затем следует объединение в более крупные акционерные общества, управляемые уже разными руководителями, после чего все АО объединяются в холдинговую компанию с участием иностранного капитала под управлением совета директоров, но уже без участия государства в принятии решений. Чаще всего большая часть акций в этом случае принадлежит лидеру ОПГ или его представителю. Российские финансово-промышленные группы, сформировавшиеся в результате процессов приватизации, делятся на 2 класса: легальные, которые на сегодняшний день около сотни и нелегальные, или неформальные. Первые используют формальные контракты и рублевые расчеты, вторые - неформальные договоренности и неденежные или валютные формы расчетов. За последние годы на вывезенные деньги была выстроена целая система коррупционной опеки, на них покупались услуги и молчание российских чиновников и западных контрагентов. Эти деньги появляются в России, когда требуется профинансировать ту или иную операцию, или как сейчас, поглощения с использованием механизма банкротств, после завершения операции деньги снова уходят за рубеж

Важнейшим фактором криминализации экономики является натурализация хозяйственных связей в реальном секторе экономики. Возникшая первоначально как реакция реального сектора на либерализацию цен, натурализация хозяйственных связей стала далее устойчиво воспроизводиться как сектор теневой экономики и сфера действия ОПГ. Дефицит реальных денег используется для запуска поддельных ценных бумаг, необеспеченных векселей. Натурализация хозяйственных связей оборачивается разрывом производственной и финансовой сфер, которые существуют почти изолированной друг от друга. Доля кредитов реальному экономики не достигает и трети совокупного баланса коммерческих банков, а долгосрочных кредитов на срок свыше 1 года - 3 %.

Разрыв производственной и финансовых сфер привел к господству всевозможных зачетных схем в погашении налоговых недоимок, в результате которых были разворованы десятки миллиардов рублей. Типичная зачетная схема включает в себя финансовый инструмент (товарный вексель, гарантии Минфина, налоговые освобождения и др.) и финансового посредника. В результате оборота финансового инструмента его реальная стоимость или денежный эквивалент при возврате в бюджет на порядок отличается от его номинальной оценки. Разница распределяется между контрагентами сделок: финансовыми посредниками, зачастую опекаемыми ОПГ и чиновниками различного уровня.

Проведение либеральных реформ предполагает наличие сильного, эффективного государства, сильного в смысле способного гарантировать работу основных институтов рыночной инфраструктуры: института собственности, судебной системы, денежных форм расчетов, прозрачной системы финансовой и бухгалтерской отчетности, государственных финансов, государственного финансового контроля, эффективных правоохранительных органов. Проведение либеральных реформ в условиях слабого государства означает неизбежность распространения коррупции не только на местном локальном уровне, но и как системной на экономическом, и на политическом уровне.

В экономическом аспекте факторами коррупции являются неравномерное исполнение бюджета, при котором отдельные благополучатели попадают в зависимость от распорядителей бюджетных средств. Впервые за 10 лет на 2001 г. составлен бездефицитный бюджет, который оказывается уже под угрозой ввиду платежей по советскому внешнему долгу. Важнейшим фактором коррупции являлось размещение бюджетных средств в коммерческих банках, вывод их оттуда к 1999 году существенно ослабил их финансовое положение, а вывод денег таможенных органов из коммерческих банков до сих пор далек от завершения. Еще одним фактором коррупции является неисполнение нормативных требований Указа Президента РФ № 365 за 1997 г. «О проведении тендера на госзакупки». В результате этих тендеров, например, силовые ведомства должны проводить все закупки продовольствия или горючего, однако зачастую происходят сговоры и, например, цены продовольствия по поставкам Тихоокеанскому флоту завышаются на треть по сравнению с ценами рынка. То же самое характерно и для связанных кредитов, которых уже набрали на сумму свыше 7 млрд. долларов. В рамках этих кредитов импортируется оборудование на 30 % дороже, чем если бы оно было закуплено на рынке. По экспертным оценкам суммарные потери от коррупции исчисляются как минимум в 20 млрд. долларов ежегодно.

Хотя теневая экономика занимает достаточно высокий удельный вес в экономике России (около 40 %), тем не менее, опасность ее состоит не столько в ее объеме, сколько в ее влиянии и роли в легальной экономике, в ее всесторонности в структуре легальной экономики, что обеспечивает кругооборот теневых капиталов. В этой связи понятно, что бюджет испытывает достаточно сильное давление теневой экономики. В структуре теневой экономике на долю криминальных группировок приходится около 3 %, однако они занимают ключевые позиции и прежде всего в финансовом секторе способны оказывать дестабилизирующее влияние на экономику через позиции теневого сектора.

Сегодня криминализация общества не только не секрет, но, напротив, «общее место». По выражению Г. Явлинского, страна стала "криминальной олигархией с монополистическим государством". Бывший глава правительства В. Черномырдин в свое время констатировал наличие "тотальной криминализации российского общества". Ни одно громкое Дело (убийства Листьева, Холодова, Меня, теракт на Котляковском кладбище и др.) не раскрыто. Документы, которые кладутся на стол власти, остаются без внимания. Прокуратура тоже молчит. Сложилась атмосфера всеобщего порока. По мнению А. Тулеева, по всей цепочке — от производителей угля до его потребителей — сидят 6-7 посредников — "банда на банде сидит". В этом он видит причину дороговизны угля.

Сложность в том, что понятия "бандит" и "криминал" в России 90-х гг. приобрели двойной смысл. Они обозначают, во-первых, профессиональных преступников; во-вторых, чиновников, находящихся в контакте с преступниками. Поэтому не случайно широкое распространение получило понятие "коррумпированность власти": в нем отражено происшедшее в России сращивание власти и криминала.

С социальной точки зрения "виртуальность экономики" — это результат срастания официальной экономики с криминальной. Например, 10 % частных охранных фирм являются криминальными, не имеют лицензий. Огромное их количество работает в контакте с государственными, как единая система.

Новым процессом для эпохи перехода к рынку является и криминализация социальной структуры российского общества в связи со значительным ростом численности "групп риска", которые появились в период рыночных реформ. Это обнищавшие слои населения; определенная часть безработных и фиктивно занятых; "социальное дно" из числа нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков, вышедших из тюрем, и др.; некоторые группы беженцев из "горячих точек" бывшего СССР; неустроенные лица, демобилизованные из армии и находящиеся в состоянии "поствоенного шока". Такие категории населения в той или иной мере представлены в любом обществе. Но в нынешней России таких людей неизмеримо больше. Прав Борис Синявский, который пишет: "В России сегодня асоциальных групп больше допустимого, и количество их растет ежедневно... Россия люмпенизируется масштабно и стремительно. На дно опускаются миллионы, с тем, чтобы никогда уже не подняться. Разросшиеся до невообразимости асоциальные слои порождают асоциальную мораль и тиражируют ее не только в своей среде, но и в обществе в целом".

Например, если говорить о безработных, то надо различать две категории: 1) полностью безработных (включая стоящих на учете в службах занятости) и 2) фиктивно занятых, которые в связи с невыплатами зарплаты являются кем-то вроде полубезработных. Криминогенность второй категории в принципе большая, чем первой, так как они продолжают находиться на предприятиях и имеют возможность использовать их ресурсы для выживания. Отсутствие нормальной работы и нормальной оплаты труда у миллионов таких работников стимулирует массовые хищения на предприятиях. Хищения были и в СССР, но нынешняя беспрецедентная ситуация невыплаты зарплаты сделала хищения не только массовыми, но и как бы социально оправданными. Достаточно напомнить об отнюдь не единичных случаях, когда специалисты по уникальной технике, включая и оборонную, продают ценные данные иностранным фирмам и, если там не содержится сверхсекретной информации, их действия не вызывают особого осуждения. Тем более не осуждается продажа на улицах посуды и других изделий, получаемых работниками предприятий вместо зарплаты.

Криминогенную роль играет и "социальное дно". Эта категория включает самые разные социальные слои — от беспризорных детей и подростков до бомжей и нищих. Какой-либо официальной статистики численности этой категории нет, есть лишь косвенные данные по отдельным составляющим. Весьма криминогенной категорией являются беженцы из "горячих точек" бывшего СССР. Например, появление в городах России беженцев из разных районов Кавказа и внедрение их в сферу рыночной торговли породили новые формы противоправного поведения в этой сфере: создание кордонов, препятствующих свободному проникновению на рынки; взимание дани с русского населения за торговлю на рынках; поборы с тех, кто отказывается от участия в криминальных сделках, и др. Во всем этом участвуют работники местных правоохранительных органов: сложившаяся ситуация вполне устраивает их, поскольку они кормятся за ее счет.

4. Деформированность структуры российской экономики

Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

- усиление топливно-сырьевой  направленности экономики;

- отставание разведки  запасов полезных ископаемых  от их добычи;

- низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

- свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

- снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

- завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

Информация о работе Проблемы экономической безопасности РФ