В стратегии противодействия и нейтрализации
организованной преступности необходимо
жестко разграничивать криминальный сектор
экономики и собственно теневой экономики.
Первая должна быть предметом внимания
правоохранительных органов с целью ее
нейтрализации, в то время как по отношению
к теневой экономике должна применяться
политика по выводу его из бизнеса нелегальных
финансовых схем. Должна быть создана
мощная служба финансового контроля, объединяющая
силы и возможности целого ряда правоохранительных
и контрольных органов и использующая
возможности единой информационной системы
по всем участникам российского рынка.
По большому счету, т. е. в смысле конкретной
программы если не преодоления преступности,
то, по крайней мере, ее ощутимого снижения,
можно сказать лишь следующее: преодоление
преступности — это одна из дорог в цивилизованное
общество. Выход из криминализации российское
общество будет искать и находить исходя
из своих социальных ресурсов, опираясь
на собственные здоровые силы.
Наиболее перспективным представляется
использовать природно-ресурсный потенциал
как начальный импульс развития отраслей,
опирающихся на научно-технический потенциал
страны. Такое использование природных
ресурсов может продолжаться довольно
длительное время, учитывая остающиеся
крупные объемы топливно-сырьевых ресурсов.
Поэтому важно соединить разработку и
экспорт наиболее рентабельных видов
сырья и топлива с появлением и развитием
точек роста в тех отраслях экономики,
которые будут способствовать ее структурной
перестройке. Формирование и реализация
инновационной политики основываются
на создании такой системы, которая позволит
в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью
использовать в производстве интеллектуальный
и научно-технический потенциал страны.
Благодаря использованию новых информационных
технологий этим потенциалом могут пользоваться
как малые, так и крупные организации всех
форм собственности. Инновационная деятельность
должна опираться на научно-техническую
и промышленную политику государства,
которая, прежде всего, должна выражаться
в государственном управлении и регулировании
научно-технического прогресса, сохранении Научно-технического
потенциала страны, поддержке фундаментальной
науки, институциональной перестройке
и рыночной ориентации отраслевой науки,
контроле за распределением бюджетных
ассигнований на науку, а также в формировании
конкурентоспособных производств.
В интересах обеспечения национальной
безопасности в условиях нестабильной
экономики и неблагоприятных внешнеполитических
факторов следует развивать конкурентоспособные
отрасли экономики и расширять рынки сбыта
российской продукции, стимулировать
экономический рост и импортозамещение,
проводить активную денежно-кредитную
и налогово-бюджетную политику, осуществлять
поддержку реального сектора экономики,
инноваций и выпуска наукоёмкой продукции
с высокой добавочной стоимостью. Стабильному
состоянию экономической безопасности
способствует сбалансированное, комплексное
и системное развитие субъектов Российской
Федерации. Для создания системы минимизации
рисков, как элемента обеспечения экономической
безопасности страны в условиях нестабильной
экономики и неблагоприятных внешнеполитических
факторов, необходимо определить наиболее
значимые с экономической точки зрения
показатели экономической безопасности
и их пороговые значения. Создать модель
системной динамики страны для проектирования
системы минимизации рисков, сформировать
единый, обобщенный параметр оптимизации,
в котором будут отражены все показатели
экономической безопасности страны.
Список литературы:
1. Архипов А. И. Экономика
/ А. И. Архипов, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова.
– М., 2002. - С. 752-754.
2. Афонцев С. А. Дискуссионные
проблемы концепции национальной экономической
безопасности: Практическое пособие. -
М., ОЛМА- ПРЕСС, 2001.
3. Вечканов Г.С. Экономическая
безопасность. – СПб.: Питер, 2007. –
С. 68.
4. Глазьев С. Ю. Основы
обеспечения экономической безопасности
страны – альтернативный реформационный
курс // Российский экономический
журнал. 1997. № 1. С. 5.
5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (Основные положения) одобрена
Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г.
№ 608 [Электронный ресурс]-режим доступа:
http://www.scrf.gov.ru/documents/23.html
6. Гусев В. С. и др. Экономика
и организация безопасности хозяйственных
субъектов: Учебник – СПб.: ТД «Очарованный
странник», 2001. С. 155.
7. ДОКТРИНА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
НАУКИ (ОДОБРЕНА УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 ИЮНЯ 1996 Г. N 884):[Электронный
ресурс] - режим доступа: http://infopravo.by.ru/fed1996/ch04/akt17487.shtm
8. Дадашев А. Эффективность
поддержки малого предпринимательства
/ А. Дадашев, Н. Гловацкая, С. Лазуренко,
А Нешитой // Вопросы эконономики. – 2002.
– № 7. С. 127 – 139.
9. Зимонин В. П. Контуры системы
безопасности России в новых условиях
/ В. П. Зимонин // Обозреватель. - 1993. - №
22. - С. 98-101.
10. Индикаторы науки:2009; Статистический
сборник. - М.:ГУ-ВШЭ, 2009 - 352с.
11. Концепция долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года (Утверждена
Правительством РФ от 17 ноября 2008 г. №
1662-р):[Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
12.Коржов Г.В. "Экономическая
безопасность России: внешние связи".
М.: «Информдинамо, 1996 г.; стр.9.
13. Кобрин Ю. Н. К вопросу об обеспечении
стратегии экономической безопасности
России / Ю. Н. Кобрин // Экономист. - 1999. -
№ 7. - С. 37-45.
14. Криворотов В. В. Экономическая
безопасность государства и регионов
/ В. В. Криворотов, А. В. Калина, Н. Д. Эриашвили.
– М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2011. – 351 с.
15. Лисичкин В.А. Россия под властью
плутократии/ Лисичкин В.А., Шелепин Л.А.
- Алгоритм, 2003 - 290с.
16. Национальная инновационная
система и государственная инновационная
политика Российской Федерации. Базовый
доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной
системы РФ. - М., 2009-210с.
17. Осипов Г.В. Академия наук
под ударом // Независимая газета: [Электронный
ресурс] - 2001-режим доступа: http://www.ng.ru/ideas/2001-02-23/8_ran.html
18. Постановление Правительства
РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569 "О первоочередных
мерах по реализации Государственной
стратегии экономической безопасности
Российской Федерации (Основных положений),
одобренной Указом Президента Российской
Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608": [Электронный
ресурс] - режим доступа: http://base.garant.ru/135355/#1000
19. Программа социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2002 - 2004 годы) (в ред.ПостановленияПравительства
РФ от 06.06.2002 N 388): [Электронный ресурс] -
режим доступа: http: // www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37089/?
frame=1
20. Самсонов К. Элементы концепции
экономической безопасности // Вопр. экономики.
1994. №12. С. 14-24.
21.Самушенок Т. В. Современные
угрозы экономической безопасности России
// Известия российского государственного
педагогического университета имени А.
И. Герцена, 2008 №33. С. 405-406.
22.Сенчагов В. К. Экономическая
безопасность России: Общий курс: Учебник
, 2-е изд. - М.: Дело, 2005. – С.75.
23. Сорокин Д.Е. Проблемы конкурентоспособности
России как национально-государственной
целостности// Конкурентоспособность
России в условиях глобализации. Под общ.
ред. В.К.Егорова, С.В.Степашина. М.: Изд-во
РАГС, 2006.
24. http://www.gks.ru/
25. http://www.cbr.ru/