Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 11:39, курсовая работа
Моделирование развития национальной экономики базируется на процессе прогнозирования тенденций ее дальнейшего развития. Таким образом, моделирование и прогнозирование играют важнейшую роль в развитии экономики и становятся необходимым инструментом управления экономическими процессами, протекающими в стране.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………….5
1.1 Сущность и значение моделирования и прогнозирования национальной экономики…………………………………………………………………………….5
1.2 Понятие и роль информации в прогнозировании и моделировании процессов экономики страны……………………………………………………10
1.3 Виды и показатели качества информации………………………………...13
2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ……….19
2.1 Сущность и проблемы информационной базы экономики России…….19
2.2 Пути совершенствования информатизации моделирования и прогнозирования развития национальной экономики………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34
Таким образом, информация играет определяющую роль для осуществления процессов моделирования и прогнозирования развития национальной экономики. При этом используются различные ее виды и показатели оценки.
Одной из важнейших особенностей национальной экономики является постоянно растущая роль информации в ее развитии. Однако в настоящее время в связи с усложнением экономических процессов, глобализацией национальной экономики и многими другими процессами, возникают различные проблемы информационного обеспечения моделирования и прогнозирования развития экономики. В связи с этим возникает объективная необходимость изучения данных проблем и разработки рекомендаций по их преодолению в следующем разделе данной курсовой работы.
2.1Сущность и проблемы информационной базы экономики России.
Для осуществления процессов прогнозирования и моделирования развития национальной экономики необходимо наличие информационной базы экономики страны, которая формируется из различных источников: законы РФ, документы, отражающие управленческое воздействие государственных органов различного уровня и реакцию на них управленческих структуры, факты, выявляемые в процессе контроля, оперативная информация об экстремальных ситуациях, требующая вмешательства органов государственной власти.
Основные концепции информатицизации экономики были заложены Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации», принятым Государственной Думой в 1995 году. Практическая реализация и контроль этих работ возложены на Комитет при Президенте РФ по информатизации.
Основные направления государственной политики в информатизации отражают новую роль информации как самостоятельного фактора производства и характеризуются:
- Созданием и развитием федеральных и региональных систем с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве страны;
- Обеспечением защиты государственной информации как одного из важнейших ресурсов и национального достояния;
- Реализация единой государственной политики, единых стандартов, соответствующих мировым тенденциям развития информационных технологий;
- Созданием правовой базы, способствующей привлечению иностранных инвестиций в разработку информационных проектов и методов стимулирования негосударственных предпринимательских структур в развитие информационной базы экономики страны.[12]
Информационные инструменты хозяйствования многообразны и могут быть объединены в следующие группы:
- Политическая информация – об основных направлениях проводимой в стране хозяйственной политики;
- Информация – регулятивы общеправового и специализированного характера (указы, законы, постановления и др.);
- Нормативно-справочная информация – нормативные документы государственных органов власти и международных организаций;
- Данные бухгалтерского учета (регистры бухгалтерского учета и внутренней отчетности, первичные учетные документы, бухгалтерская отчетность);
- Статистические данные (общеэкономическая и внутренняя статистика);
- Информация о процессе создания материальных и духовных благ – стандартные показатели финансового анализа; информация о производительности ключевых ресурсов; информация о сравнительном анализе эффективности; набор инструментов, касающихся компетенции руководителей; информация о распределении ограниченных ресурсов: труда и капитала;
- Несистемные данные (прочие сведения из внешних источников, внутренние оперативные данные).
Опыт работы с экономической информацией формирует методологию, определенные стереотипы, проверенные жизнью алгоритмы обработки информации – ее сортировку, пути прохождения, способы обработки, хранения в информационных массивах и передачи адресатам. Создание различного типа информационно-аналитических структур позволяет решать неотложные задачи современной экономики по обеспечению надежного моделирования, прогнозирования и мониторинга развития национальной экономики.
Структура информационно-аналитической системы экономики современной России неоправданно сложна, ее подразделения часто дублируют друг друга: Главное программно-аналитическое Управление Администрации Президента РФ – Аналитические управления Госдумы и Совета Федераций – информационно-аналитические Управления министерств, Госкомитетов и ведомств (Торгово-промышленная палата, Госкомпром и т. п.). На базе Российской Академии госслужбы при Президенте РФ создана Ассоциация информационно-аналитических служб «Информационное единство», призванная объединить усилия регионов России в области информационной политики и в решении организационно-нормативных вопросов.[13]
Параллельно с этими информационно-аналитическими структурами работает и Госкомстат России, имеющий не только собственную мощную структурную сеть своих подразделений, но и весьма широкие права и государственные полномочия.
Однако следует подчеркнуть, что поступающая в орган государственного управления экономическая информация должна быть необходимой для осуществления дальнейшего моделирования и прогнозирования национальной экономики, не содержать идеологического и политического прессинга, предвзятых, субъективных оценок, т. е. удовлетворять определенным требования показателей качества экономической информации (хотя стандарты качества информации еще не созданы).
Несомненно, что важнейшим показателем качества экономической информации является ее объективность и достоверность. Именно достоверность исходной информации позволяет осуществлять эффективное моделирование и прогнозирование экономических процессов. Иногда необходим непростой анализ информации, проверка объективности исследуемых фактов, изучение их источников, взаимосвязей с привлечением специалистов и экспертов.
Важнейшей проблемой формирования информационной базы России является обеспечение оперативности и своевременности информации, иначе теряется эффективность управленческого воздействия и актуальность реакции, обратной связи управляющей системы. Значение оперативности экономической информации существенно возрастает, если на ее основе осуществляется моделирование и прогнозирование экономических процессов в стране.
Другой важной проблемой информационной базы становится обеспечение полноты, достаточности информации для принятия решения, не требующей дополнительных разъяснений. Оптимальная по своему содержанию, достаточная информация вызывает однозначную реакцию и определяет ее фактическую ценность. Это в первую очередь относится к первичной информации, получаемой в результате измерений, анализа и являющейся основанием для решения различных задач в экономике.
Необходимо добиться того, чтобы процесс сбора, обработки и выдачи экономической информации был предельно регламентирован, так как недостаточность или избыточность исходной информации одинаково опасны при моделировании и прогнозировании развития национальной экономики. На каждом иерархическом уровне управления необходимо сжатие информации при ее передаче на высший уровень и достаточная детализация информации, нисходящей на нижние уровни управления, проверка ее качества, достоверности и определение оптимальной скорости передачи информации.
Важной проблемой формирования информационной базы страны является обеспечение защиты экономической информации от искажений в каналах связи, от деструктивных воздействий и от преступного проникновения в информационную сеть.
Создание мощных информационных сетей на уровне государства требует применения систем защиты от их заражения компьютерными вирусами, уничтожающими или искажающими банки данных. В прогнозировании и моделировании экономических процессов повышенной защищенности требует особая категория информации, называемой «жизненно важной» (закрытая, незаменимая) и «важная» – информация, восстановление которой связано с большими затратами.[13]
Для защиты информации этих категорий применяются самые разнообразные методы: защита доступа к аппаратуре, идентификация пользователей, проверка полномочий, маскировка, регламентация и т. п. Основным средством защиты от вирусного заражения информационных сетей служит архивирование, которое при работе с «жизненно важной» информацией производится ежедневно.
2.2 Пути совершенствования информатизации моделирования и прогнозирования развития национальной экономики.
Совершенствование информационного обеспечения прогнозирования и моделирования развития национальной экономики мы можем представить в виде трех основных направлений.
1. Создание единой
- В области образования – обеспечение эффективного внедрения ИТ (информационных технологий) в организацию и обеспечение учебного процесса в учреждениях начального, среднего и высшего образования;
- В области государственного управления – обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов власти при реализации принципа презумпции открытости информации государства, развитие систем электронного учета и документооборота, электронных административных регламентов;
- В сфере развития электронной коммерции – совершенствование законодательства об электронной цифровой подписи, внедрение технологий электронной коммерции в систему государственных закупок;
- В области обеспечения эффективности использования информационных технологий и минимизации рисков – формирование развитых механизмов стратегического планирования использования ИТ субъектами бюджетного планирования, дополнительных требований к структуре и обоснованию ведомственных программ в области информатизации, системе показателей их эффективности;
- В области повышения доступности ИТ для населения – снижение импортных пошлин на компьютеры и комплектующие, поддержка создания общедоступных центров повышения компьютерной грамотности и центров общественного доступа к сети Интернет.[14]
2. Создание современных
компьютерных баз и банков
данных. В основе эффективного
управления экономикой страны
лежит разумно организованный
процесс приема, обработки, хранения
и выдачи информации. Для национальной
экономики этот процесс
База данных - это совокупность сведений, хранящихся в запоминающих устройствах компьютера. Банк данных - это более мощная система хранения информации.[15]
Создание банка данных дает возможность отделить информацию от прикладных программ, облегчить доступ к ней и более надежно хранить информацию.
Реальное применение принципа одноразового ввода информации дает возможность использовать большие объемы достоверной и оперативной информации, которая становится основой для эффективного прогнозирования и моделирования развития национальной экономики. Важно только сохранять точную адресность выдаваемой информации, т. е. оградить пользователя от избыточной информации, которая затрудняет вышеуказанные процессы.
Особо ценным содержанием базы данных является стабильная, долговременно хранящаяся информация (стандарты, нормативы, правовые акты, основные стратегические критерии и действующая система ограничений). Эта информация должна четко документироваться, надежно фиксироваться и защищаться от возможных искажений. В оперативной деятельности государственных структур к этой категории информации относятся плановые, распорядительные и отчетные документы.
Современная компьютерная техника и постоянно обновляющиеся программные продукты значительно расширяют возможности использования баз и банков информационных данных, быстро выделять и получать необходимую информацию из больших информационных массивов. Это свойство банков данных особенно важно при информационном взаимодействии федеральных и территориальных информационно-аналитических служб (Росстат, налоговые и миграционные службы и т. п.).
Еще одно преимущество использования банков и баз данных – возможность прямого доступа к хранящейся информации без какого-либо посредника. Разработанные диалоговые процедуры действуют на основе алгоритмических языков сверхвысокого уровня. Работая в диалоговом режиме с банком данных, специалисты могут обрабатывать любую имеющуюся информацию, на основе которой строить прогнозы и осуществлять моделирование процессов национальной экономики.
Электронная почта дает возможность быстро передавать любую информацию. Современные системы коммуникаций, работающие на основе микропроцессорной техники, позволяют обмениваться информацией путем проведения заочных совещаний, конференций между территориально отдаленными пунктами, что принципиально важно для осуществления процессов государственного регулирования экономики.
Следует оговорить, что при определяющей роли компьютерных методов обработки информации создаваемые базы и банки данных являются частью автоматизированных систем управления и функция принятия решения по выбору метода моделирования и прогнозирования развития экономики остается за человеком. Поэтому персонал, осуществляющий названные функции по планированию и прогнозированию, обязан владеть вопросами информационного, технического, программного и правового обеспечения автоматизированных систем управления, уметь пользоваться электронной почтой и Интернет.
Информация о работе Прогнозирование и моделирование национальной экономики