Прогнозирование социальной структуры общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие понятия социальной структуры и ее роли в устойчивом развитии общества.
Для реализации заданной цели поставлены следующие задачи:
¨ дать понятие социальной структуры общества;
¨ определить элементы социальной структуры общества;
¨ дать оценку состоянию социальной структуры общества в Российской Федерации и определить основные тенденции ее развития;
¨ спрогнозировать показатели социального развития в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Теоретические основы прогнозирования социальной
структуры общества
Понятие и роль социальной структуры в устойчивом
развитии общества……………………………………………………..4
Состав социальной структуры общества и факторы
ее развития…………………………………………………………….6
Особенности развития социальной структуры общества
в современной России………………………………………………..11
Современное состояние социальной структуры общества в РФ
Система показателей и методы прогнозирования
социальной структуры общества и структурных изменений……..16
Анализ основных тенденций развития социальной
структуры общества в РФ……………………………………………20
Прогнозирование направлений развития социальной
структуры общества в РФ
Основные проблемы и направления совершенствования социальной структуры общества в РФ……………………....25
Прогнозирование показателей социального
развития в РФ………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………………..….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсач777.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Консолидация  ресурсов приоритетного национального  проекта в сфере здравоохранения, ряда федеральных целевых программ, внепрограммных мероприятий будет способствовать дальнейшему замедлению темпов естественной убыли населения за счет снижения уровня смертности (с 14,2 в 2009 году до 13,7 в 2013 году). Численность постоянного населения в 2013 году увеличится до 142,1 млн. человек.

Предстоящие годы будут характеризоваться влиянием ряда неблагоприятных демографических факторов, обусловленных изменением структуры населения.

Численность населения  в трудоспособном возрасте будет  ежегодно сокращаться. В трудоспособный возраст продолжат вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать – многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы.

Увеличение  населения старших возрастов  приведет к росту демографической  нагрузки, что потребует от государства  дополнительных расходов на выполнение социальных обязательств.

Вследствие  сокращения численности населения  в трудоспособном возрасте будет  сокращаться и численность экономически активного населения. Даже с учетом положительного сальдо миграции и при  сохранении высокого уровня экономической активности численность этой категории населения за четыре года сократится на 0,4 млн. человек  – с 73,3 млн. человек в 2009 году до 72,9 млн. человек в 2013 году.

В связи с  положительными тенденциями в экономике  и ростом выпуска товаров и услуг продолжит постепенно снижаться напряженность на рынке труда. По варианту 2b общая численность безработных снизится с 6,3 млн. человек или 8,6% экономически активного населения в 2009 году до 4,9 млн. человек или 6,7% экономически активного населения в 2013 году, но не достигнет докризисного уровня (в 2007 году – 6,3% экономически активного населения). Численность занятых в соответствии с вариантом вырастет с  67 млн. человек в 2009 году до 68 млн. человек в 2013 году.

Более низкие объемы производства по варианту 1b будут определять более низкий спрос на труд со стороны бизнеса и государства, что будет сдерживать создание новых рабочих мест. По варианту 1b в экономике в 2011-2013 гг. будет занято не более 67,7 млн. человек. Численность безработных будет сокращаться медленнее – с 5,5 млн. человек в 2011 году до 5,2 млн. человек в 2013 году.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно оценке Минздравсоцразвития России, численность  зарегистрированных безработных в 2011-2013 гг. будет снижаться достаточно низкими темпами с 2,2 млн. человек в 2010 году до 1,95 млн. человек в 2013 году. По консервативному варианту прогнозная численность зарегистрированных безработных граждан будет выше и составит в 2013 году  2,1 млн. человек.

Необходимо  отметить, что в случае успешной реализации Правительством Российской Федерации мер поддержки рынка труда, ускоренного роста экономики регистрируемая безработица может быть меньше.

Меры поддержки  рынка труда со стороны Правительства  Российской Федерации будут направлены на сохранение кадрового состава организаций за счет сдерживания увольнений, а также на стимулирование перехода граждан из статуса безработных в статус индивидуальных предпринимателей путем содействия их самозанятости. На эти цели, а также на повышение квалификации работников, их переобучение, улучшение ситуации на рынке труда субъектов Северо-Кавказского федерального округа в 2011 году будет направлено 27,8 млрд. рублей.

Привлечение иностранных  работников будет осуществляться исходя из принципа приоритетности использования национальных трудовых ресурсов.

В 2011-2013 гг. прогнозируются умеренные темпы роста реальных доходов населения, которые в этот период ежегодно будут увеличиваться на 3,6-4,2% по варианту 2b, а в менее благоприятных экономических условиях (вариант 1b) – на 3,1-3,6 процента.

В прогнозный период структура доходов населения  претерпит некоторые изменения. Несмотря на то, что заработная плата  продолжает оставаться основным источником доходов населения, увеличится доля социальных трансфертов. Это обусловлено  проведением мероприятий, направленных на повышение уровня материального обеспечения пенсионеров, а также семей с детьми.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

В прогнозе предусматриваются  следующие параметры оплаты труда  бюджетников.

Фонд оплаты труда федеральных государственных  служащих к 2013 году сократится на 10% с учетом возврата 50% экономии от сокращения численности на 20 процентов. При этом сокращение по годам не будет равномерным и составит в 2011 г.  и 2012 г. – около 5% и в 2013 г. – около 10 процентов.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах фонд оплаты труда работников федеральных государственных учреждений будет проиндексирован на 6,5% с 1 июня 2011 года. В 2012-2013 гг. в варианте 1b не предусматривается индексация оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, а в варианте 2b фонд оплаты труда будет ежегодно индексироваться на уровень инфляции. Однако даже с учетом индексации, предусмотренной в варианте 2b, реальная заработная плата бюджетников за 2011-2013 гг. снизится на 2,5 процента. В варианте 1b снижение составит почти 4 процента. Ухудшится соотношение заработной платы бюджетников и в целом по экономике с 62,8% в 2008 г. до 55,6% в 2013 г. по варианту 2b и до 55,9% – по варианту 1b. Такая ситуация в оплате труда бюджетного сектора экономики негативно сказывается на его конкурентоспособности на рынке труда, качестве предоставляемых государством услуг, в первую очередь в области образования и здравоохранения.

Рост реальной заработной платы в негосударственном секторе в целом будет соответствовать росту производительности труда в отличие от ситуации предкризисных лет, когда рост заработной платы значительно опережал рост производительности труда. В 2011-2013 гг. реальная заработная плата в среднем будет увеличиваться на 4,6-4,8% в год и это будет обеспечено ежегодным ростом производительности труда на                   3,8-4,3 процента. Рост заработной платы будет сдерживаться относительно небольшим увеличением цен на экспортируемое сырье, а также более высокой, чем перед кризисом безработицей.

В результате по варианту 2b реальная заработная плата в 2011-2013 гг. будет расти с темпом 3,5-4,7 процента. В варианте 1b в условиях более низкого роста экономики ежегодный рост реальной заработной платы составит 3-3,9 процента.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В прогнозе не предполагается увеличение минимального размера оплаты труда. Возможность индексации минимального размера оплаты труда в 2011-2013 гг. будет рассматриваться по итогам 2010 года.

Во всех вариантах прогноза предусматриваются одинаковые параметры пенсионного обеспечения.

Трудовые пенсии в прогнозный период будут индексироваться на индекс потребительских цен с 1 февраля ежегодно.

Кроме того, в 2012-2013 гг. предполагается дополнительное увеличение трудовых пенсий с 1 апреля на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и суммарным коэффициентом произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии за предыдущий год в пределах роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации.

В целом за 2010-2013 гг. средний размер трудовой пенсии увеличится в 1,9 раза.

Реализация  мер по улучшению материального  положения пенсионеров в среднесрочной  перспективе позволит повысить уровень  материальной обеспеченности пенсионеров. В результате коэффициент замещения (соотношение среднего размера пенсии и заработной платы) составит в прогнозный период 35,8% (вариант 2b).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет прогнозных показателей величины прожиточного минимума на период 2011-2013 гг. произведен в соответствии с Федеральным  законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» с учетом положений Федерального закона от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Прогноз величины прожиточного минимума рассчитан исходя из индексов потребительских цен с учетом сложившегося за ряд лет превышения темпов роста величины прожиточного минимума над индексами потребительских цен.

В 2013 году величина прожиточного минимума на душу населения увеличится по сравнению с 2009 годом на 40,6 процента.

В соответствии с действующим законодательством  в 2011 году величина прожиточного минимума должна быть уточнена в связи с актуализацией потребительской корзины.

С 2013 года предлагается перейти на нормативно-статистический метод определения величины прожиточного минимума, при котором продукты питания  включаются в потребительскую корзину  в натуральных объемах, а непродовольственные товары и услуги – по их доле в общих потребительских расходах.

Повышение заработной платы, пенсий и других социальных выплат, осуществление федеральных и  региональных доплат, усиление мер  социальной поддержки семей с  детьми позволит сократить число лиц, которым будет оказываться государственная социальная поддержка, и сосредоточить внимание на помощи наиболее обездоленной части населения.

Меры по повышению  уровня жизни, принятые на федеральном  уровне, могут дополняться в субъектах Российской Федерации, которые имеют право увеличивать размеры социальных пособий нуждающимся гражданам, вводить собственные механизмы адресной социальной помощи за счет имеющихся у них финансовых ресурсов, предусматривать меры социальной поддержки граждан при оплате жилья и коммунальных услуг.

В результате роста  доходов населения и реализации мероприятий по поддержке наименее обеспеченных категорий граждан  доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, к 2013 году может составить по варианту 2b  11,3%, по варианту 1b – 11,7 процента.

В структуре  расходов населения по-прежнему более 70% расходов будут составлять потребительские  расходы. В варианте 2b в результате восстановления потребительского кредитования и роста доходов населения доля расходов на покупку товаров уже в 2012 году достигнет докризисного уровня. Доля расходов на платные услуги будет восстанавливаться медленнее и своего предкризисного уровня не достигнет даже в 2013 году.

Рост потребительских  расходов будет поддерживаться снижением уровня сбережений. В течение кризиса, в условиях высокой неопределенности в отношении будущих доходов, склонность домохозяйства к сбережениям резко повысилась. В 2011-2013 гг. на фоне роста доходов и улучшения общего уровня уверенности, возросшие во время кризиса сбережения могут стать дополнительным источником для роста потребительских расходов. С другой стороны, снижение чистых сбережений будет также связано с восстановлением потребительского кредитования. В результате средняя склонность к чистым сбережениям (с учетом операций с валютой и недвижимостью) снизится с почти 18% в 2010 году до 15,5% к 2013 году и будет приблизительно соответствовать предкризисному уровню.

В варианте 1b предполагается, что низкие темпы роста доходов и менее благоприятная экономическая ситуация будут в большей степени стимулировать население к сбережению. Доля расходов на покупку товаров и платные услуги по этому варианту будет несколько ниже предкризисного уровня, а средняя склонность к сбережению будет снижаться  менее  значительно.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная  структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы  находятся в тесной взаимосвязи  между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают большое влияние на отношения наций, отношения наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношения классов.

Вся сложная  совокупность социальных общностей, которая  существует в современных условиях представляет собой не просто некое  множество параллельно сосуществующих социальных сил, а органическую социальную систему, качественно определенную общественную целостность. В том и состоит сложность существования и функционирования социальной структуры общества, что в ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социальные образования.

Среди комплекса  процессов формирования в России новой социальной структуры общества главным является возникновение  среднего класса, так как средний  класс еще толком не сложился.

Итак, формирование среднего класса, по-видимому, необходимый этап развития социально-ориентированной рыночной экономики. Однако период его достаточно определенного существования в социальной структуре постиндустриального общества может оказаться достаточно небольшим. В случае если тенденция к выравниванию положения различных классов, групп, слоев будет достаточно сильной, то границы среднего класса станут постепенно менее четкими. Таким образом, структурное оформление среднего класса возможно при наличии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних факторов.

  Российское  общество  сегодня   можно   охарактеризовать   следующими явлениями - углубление социальных и межнациональных  конфликтов,  внутренняя политическая  борьба   между   реформаторами   и   консерваторами,   тяжелый экономический и социальный кризис, разгул преступности.

Для российского  общества  вектором  преодоления  нынешнего  кризиса является  реинтеграция   социокультурных   ценностей,   формирование   общих ценностных ориентации, основанных  на  нравственности  и рационализме.  Без этого нам не помогут ни передвижки власти от одной правящей элиты к  другой, ни западные долларовые инъекции, ни  самые  демократические  политические  и экономические  структуры,  взятые  сами  по  себе,  безотносительно   к   их ценностному содержанию.

Информация о работе Прогнозирование социальной структуры общества