Промышленный шпионаж и экономическая разведка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 18:55, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть задачи, объекты и методы экономической разведки и промышленного шпионажа, раскрыть смысл понятия «коммерческая тайна», обосновать необходимость проведения контрразведывательной деятельности.

Содержание

Вступление
1. История экономической разведывательной деятельности
2. Экономическая (конкурентная) разведка
3. Промышленный шпионаж
4. Контрразведывательная деятельность
Заключение
Источники

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Экономическая разведка является одним из трех традиционных видов разведки, которая ведется в дополнение к политической и военной разведке. Большая часть информации и материалов по экономической разведке доступна через открытые источники: газеты, торговые журналы, компьютерные базы данных, парламентские протоколы, всевозможные публикации «по интересам фирмы» и т.д. Через открытые источники доступно около 80% всей информации. Все источники информации могут быть распределены на 5 групп:

I. «Т» (источник – «текст»). Большую часть информации, как  ни странно, обычно можно получить  за счет чтения различных изданий  общего направления и узкоспециализированных. Подход к этим источникам сравнительно  легок и дешев. Пусть информация не всегда точная и полная, но она актуальна. Так, например, за неделю до выпуска новой продукции, появляются сигналы в широкой прессе, за месяц – в специализированной, за полгода – в базе данных.

II. «Ф» (источник – «фирма») – это внутренние источники и персонал. Сюда входит весь персонал компании, который может и должен вступать в различного рода контакты со сторонними организациями и лицами в связи с коммерческой, технической, финансовой и прочей деятельностью. Грамотный руководитель сумеет сделать так, что опыт, знания и контакты всех сотрудников и отделов будут аккумулироваться в специальных базах данных компании, а не «уходить» с доходом сотрудника (т. н. «эффект блокнота»). В противном случает компания неизбежно и постоянно будет кузницей кадров для других компаний. В первую очередь, источник «Фирма» – это база данных, в которую в обязательном порядке должна заноситься информация о партнерах. Такую информацию очень важно складывать в один «котел», чтобы кто-то с масштабным и аналитическим взглядом составил из этой мозаики единую картину.

III. «К» (источник – «консультанты  и эксперты» или «сеть контактов») – это внешние консультанты, кандидаты  на работу, телефонные переговоры, личные встречи, бизнес-среда, регулярные  встречи с «носителями» нужной  информации.

IV. «Б» (источник – «беседа»). Выставки, ярмарки, конференции, форумы  и любые другие полезные события  являются ценнейшим источником  информации.

V. «Д» (источник – «джокер»). Сюда относится все, что случайно  попало в поле зрения, случайно  обнаружено или узнано.

Представляющими особый интерес для экономической разведки областями являются:

– научно-исследовательские и конструкторские работы;

– финансовые операции компаний, в том числе финансирование проектов и инвестиционная политика;

– особенности технологического процесса, спецификация продукции, результаты испытаний;

– маркетинг, и, в частности, режим поставок, список заказчиков, конъюнктура рынка, сведения о заключаемых сделках, а также отчеты о реализации продукции;

– организация производства, в том числе данные о вводе в строй новых, расширении или модернизации существующих производственных мощностей, объединении с другими фирмами;

– коммерческая философия руководителей фирм-конкурентов, стратегия их бизнеса и т.д.

3. Промышленный  шпионаж

Промышленный шпионаж вначале был известен как коммерческий шпионаж, применявшийся с целью получения сведений, недоступных обычными легальными методами. Если говорить о частном секторе экономики, то многие компании, имеющие грамотный менеджмент, давно шпионят за своими конкурентами, не жалея сил и средств. Но в 80-е годы прошлого столетия словосочетание «промышленный шпионаж» стали применять также по отношению к шпионажу одного государства против другого. В отличие от экономической разведки, которая, главным образом, имеет дело с открытыми источниками информации, промышленный шпионаж предусматривает ведение разведки специальными тайными методами.

Термин промышленный, коммерческий, научно-технический шпионаж означает активные действия, направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц, ведущиеся негосударственными организациями и частными лицами. Наиболее полное с юридической точки зрения определение дает Интерпол: «Это приобретение любым обманным путем интеллектуальной собственности, принадлежащей какому-либо юридическому лицу, которая была создана или законно приобретена этим юридическим лицом с целью произвести что-то, что имеет или может иметь промышленную ценность и, в более широком плане, ценность для национальной экономики».

Кто может стать жертвой промышленного шпионажа? Ответ прост – практически любой бизнесмен. Более того, крупной фирме разглашение информации может нанести существенный, но все же поправимый ущерб. А для небольшого предприятия такое разглашение станет смертельным и приведет к банкротству. Как считают западные специалисты, утечка 20% коммерческой информации в 60-ти случаях из 100 приводит к банкротству фирмы. Ни одна даже преуспевающая фирма США не просуществует более трех суток, если ее информация, составляющая коммерческую тайну, станет известной. Тот, кто наивно считает, что у него нет информации, которую нужно защищать, очень сильно ошибается. Получение прибыли – это уже предпосылка стать жертвой. Наличие конкурентов – еще одна серьезная предпосылка. Думать, что все будут соблюдать правила джентльменской игры – большая ошибка. Конкуренты попытаются сделать все возможное и невозможное, чтобы захватить весь рынок и стать монополистом. А как это сделать? Очень просто: побольше узнать о сопернике и его достоинства превратить в его же недостатки. В условиях, когда о своей защите никто не заботится, такая работа не составит особого труда. Кстати, интересный факт из практики: на десяток обращений с просьбой собрать информацию о конкурентах приходится примерно одно о защите своей информации от шпионажа. Иногда это доходит до абсурда. Бизнесмен просит провести сбор и анализ информации, а на предложение защиты его информации и проведение контрразведывательных мероприятий говорит: «Да кому я нужен, никто обо мне ничего собирать не будет». Человек хочет знать больше о конкурентах, а допустить у них такое же желание не может.

Бывший директор Главного управления внешней безопасности (DGSE) Франции Клод Сильберзан в своем интервью газете «Le Monde» открыто заявил, что «современный шпионаж является главным образом экономическим, научным, техническим и финансовым». В этом плане весьма показателен крупный международный скандал, разгоревшийся в марте 1993 года. Поводом для него стал полученный посольством США в Париже пакет с секретными документами, в которых содержался стратегический план торговых войн начала 90-х годов. В этом плане четко определялись задачи французской разведки по получению конфиденциальной информации о деятельности американских фирм, банков и брокерских домов. В сферу интересов DGSE были включены маркетинговая стратегия, тактика заключения сделок, планы инвестиций и многое другое.

Промышленный шпионаж осуществляется с целью овладения рынками сбыта, подделки товаров, дискредитации или устранения конкурентов, срыва переговоров по контрактам, перепродажи фирменных секретов, шантажа определенных лиц, создания условий для подготовки и проведения террористических и диверсионных акций.

При планировании разведывательной деятельности опираются на три главных принципа:

– определение целей разведывательной деятельности;

– определение потребности в информации для достижения этих целей;

– определение источников получения необходимой информации.

Промышленный шпионаж является единственной предпринимательской отраслью, которая не страдает от возникающих периодически кризисов экономики. Мало того, по мере роста инфляции, усиления конкуренции и социальной напряженности промышленный шпионаж лишь активизируется.

Практика свидетельствует, что негосударственные организации, занимающиеся промышленным шпионажем, проявляют наибольший интерес к ряду показателей фирм, организаций и банков. Это:

– финансовые отчеты и прогнозы;

– маркетинг и стратегия цен;

– технические параметры существующей и перспективной продукции;

– условия контрактов;

– перспективные планы развития производства;

– финансовое положение компаний;

– условия продажи или слияния фирм;

– организационная структура корпорации;

– элементы систем доступа к информационным сетям и центрам.

Затраты на разведку составляют в среднем 1,5% торгового оборота крупных концернов. Так, в некоторых японских фирмах разведывательной работой постоянно занимаются до 250 человек. По данным журнала «Тайм», из-за хищения производственных секретов американские фирмы терпят убытки примерно в 20 млрд. долларов в год. Эта цифра, видимо, сильно занижена. Образованы специальные службы транснациональных корпораций, сотрудничающие с государственной разведкой, такие, как «Американское сообщество по промышленной безопасности».

Существует множество способов получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов. Условно их можно разделить на две большие группы: законные и незаконные методы, что, собственно, и подразумевает деление добывания информации на экономическую разведку и промышленный шпионаж.

Незаконные методы (то есть методы промышленного шпионажа):

– выведывание интересующей информации у специалистов конкурентов;

– сманивание специалистов для получения от них информации;

– подкуп сотрудников из закрытых подразделений конкурента;

– засылка агентов на фирму или в окружение ведущих специалистов;

– похищение чертежей, документов и образцов изделий;

– негласный контроль за деловой корреспонденцией;

– незаконное получение информации у государственных чиновников;

– получение информации с использованием технических средств;

– ложные переговоры и последующий отказ от них после получения необходимой информации и др.

Для осуществления промышленного шпионажа используется ряд специально разработанных средств. Среди них можно назвать:

– специальная звукозаписывающая аппаратура;

– приборы для съема информации с телефонных линий связи;

– мини-радиозакладки;

– аппаратура для съема информации с окон с помощью лазерных излучателей;

– направленные микрофоны;

– специальные системы наблюдения и передачи видеоизображения;

– специальная фотоаппаратура;

– приборы наблюдения;

– приборы ночного видения;

– аппаратура для выявления радиоактивного и иного излучения.

Информация о конкурентах, полученная как законными, так и незаконными методами имеет свойство устаревать. По опубликованным данным, оперативно-тактическая информация теряет ценность примерно по 10% в день (например, в случаях предупреждения вымогательства, краткосрочного кредитования, предложения приобрести партию товара в срок до 1 месяца). Информация стратегического, долговременного характера теряет ценность примерно по 10% в месяц (сведения о крупных клиентах и торговых партнерах, преступных группировках и т.д.). Информация о неизменных объектах (промышленная инфраструктура, природные ресурсы) теряет ценность примерно по 15% в год.

4. Контрразведывательная  деятельность

Всяким разведывательным действиям (законным и незаконным) со стороны партнеров по бизнесу и конкурентов должна противодействовать активная контрразведывательная деятельность фирмы. При этом следует иметь в виду, что основным объектом разведывательной деятельности противника, в конечном итоге, является та или иная конфиденциальная информация фирмы, составляющая коммерческую тайну.

Под коммерческой тайной (конфиденциальными сведениями) понимаются сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производственно-технической и другой деятельностью фирмы, а также с технологической информацией, управлением, финансами и т.п., разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб ее интересам.

К сведениям, составляющим коммерческую тайну, относятся секретные сведения, определяемые государством и предусмотренные перечнем, утвержденным и введенным в действие приказом директора фирмы.

Конфиденциальные сведения – это информация, которую можно разделить на две группы: деловую и технологическую. Деловая информация фирмы обычно включает в себя финансовые отчеты и прогнозы, банковские счета, кредиты, условия контрактов и договоров, ближайшие и перспективные планы фирмы, условия продаж, коды и процедуры доступа к информационным сетям и т.д. К технологическим секретам могут быть причислены данные о научно-техническом потенциале предприятия, уровень методов организации производства, объем производственных мощностей и уровень технологии, конкретные «ноу-хау», нормы расхода сырья, информация о незащищенных патентами изобретениях, используемых в производстве и т.д.

Критериями коммерческой тайны являются:

– степень важности информации для достижения прибыли в конкурентной борьбе;

– величина выигрыша во времени по сравнению с конкурентами;

– время возможного освоения украденной технологии конкурентами.

В своей совокупности источники конфиденциальной информации содержат полные сведения о составе, содержании и направлении деятельности предприятия (фирмы), интересующей конкурентов. Естественно, что они приложат все силы, найдут необходимые способы несанкционированного доступа, чтобы получить нужные сведения.

Способ несанкционированного доступа к источникам конфиденциальной информации – это совокупность приемов, позволяющих злоумышленнику получить охраняемые сведения конфиденциального характера.

При осуществлении контрразведывательной деятельности следует четко представлять, что противник может использовать несколько каналов утечки конфиденциальной информации. Угроза информационным ресурсам может осуществляться различными методами:

– через имеющиеся агентурные источники в органах государственного управления и коммерческих структурах, имеющие возможность получать конфиденциальную информацию (суды, налоговые органы, коммерческие банки и др.);

– путем подкупа лиц, непосредственно работающих в фирме или структурах, связанных с ее деятельностью;

Информация о работе Промышленный шпионаж и экономическая разведка