Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 09:26, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать особенности адаптации персонала в организациях.
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность адаптации;
2. проанализировать виды адаптации;
3. выделить особенности целей и этапов адаптации.
Введение. . . . . . . . . . . 3
1. Сущность адаптации. . . . . . . . 4
2. Виды адаптации. . . . . . . . . 7
3. Цели и этапы адаптации. . . . . . . . 10
Заключение. . . . . . . . . . 16
Список литературы. . . . . . . . . 17
АНО ВПО Смольный Институт Российской Академии Образования
Курсовая работа
по дисциплине: Педагогика профессионального
образования
на тему: Профессиональная адаптация сотрудников
Выполнил: Терентьева А.Р.
Проверил: Шарухин А.П.
г. Санкт-Петербург, 2013
Содержание
стр.
Введение. . . . . . . . . . .
1. Сущность адаптации. . . . . .
2. Виды адаптации. . . . . . . .
3. Цели и этапы адаптации. . . .
Заключение. . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . .
Введение
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента.
По определению
адаптация персонала – это
приспособления работников к содержанию
и условиям трудовой деятельности и
непосредственной социальной среде. Для
чего нужна адаптация новых
Актуальность исследования объясняется, прежде всего, тем, что процедура адаптации персонала призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации.
Цель данной работы - проанализировать особенности адаптации персонала в организациях.
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность адаптации;
2. проанализировать виды адаптации;
3. выделить особенности целей и этапов адаптации.
Объект исследования - процесс адаптации персонала.
Предмет исследования - методы адаптации персонала в организации.
1. Сущность адаптации
Подбор и прием на работу представляет собой довольно длительный и дорогостоящий процесс1 – к первому дню работы предприятие уже затрачивает на него значительные средства, которые будут возрастать по мере того как он начнет проходить профессиональное обучение, получать заработную плату и т.д. Поэтому предприятие должно быть прежде всего заинтересованным в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев.
Помочь новому сотруднику влиться в новое предприятие – важнейшая задача его руководителя и отдела кадров.
При низкой заработной плате на предприятии будет по-прежнему большая текучесть кадров.
Интеграция
должна начинаться с процесса ориентации,
т.е. получения сотрудником
Общая ориентация
должна знакомить сотрудника с историей
предприятия, ее сегодняшним состоянием,
выпускаемой продукцией и оказываемыми
услугами, структурой управления, включая
имена ключевых руководителей, правила
внутреннего трудового
Ведь изначально новый сотрудник имеет представление о предприятии, о том рабочем месте, где он будет работать и о его функциях.
Следующий этап интеграции происходит непосредственно на рабочем месте и основная ответственность за его успех лежит на руководителей подразделения (цеха), в которое приходит новый сотрудник.
Приходя
на рабочее место, руководитель не должен
ограничиваться только представлением
его с коллегами, как обычно и
бывает. Руководитель должен не только
представить его коллегам, но также
познакомить с
Суть адаптации2 – во взаимном приспособлении личности. Вообще, в условиях рынка предприятие заинтересовано в быстрой и эффективной адаптации и закрепляемости работников, поскольку новые работники чаще опытных выводят из строя технику, совершают ошибки, подвержены травматизму, повышенной текучести.
Адаптация молодых людей, впервые вступающих в трудовую жизнь, осуществляется на фоне полного отсутствия собственного опыта пребывания в условиях трудового коллектива. Такая адаптация на предприятии заслуживает особого внимания руководства, поскольку первое впечатление способно выработать стереотип восприятия коллективного труда, трудового коллектива.
Суть адаптации – во взаимном приспособлении человека и окружающей среды, как предметно-вещественной, так и социальной. Скорость прохождения адаптационных процессов зависит от степени совпадения параметров взаимодействующих субъектов (есть ли знакомые, узнаваемые элементы в новых обстоятельствах), от их направленности на взаимоадаптацию (желания адаптироваться и адаптировать), от степени совпадения ожидаемого и предъявляемого поведения, от наличия системы помощи в адаптации. От успеха адаптации зависит последующая отдача, закрепляемость работника в организации, его отношение к труду. При этом процесс адаптации является двусторонний, это тоже взаимодействие, как новичок приспосабливается к новым трудовым и психологическим факторам, так и трудовая группа и руководство приспосабливается к новичку, отводит ему ту или иную социальную роль, устанавливает статус, включает в систему взаимодействия, иногда производит ролевое перераспределение в группе.
Три взаимосвязанных аспекта трудовой адаптации3:
2. Виды адаптации
Трудовая
адаптация персонала4 - взаимное
приспособление работника и организации,
основывающееся на постепенном включении
работника в процесс производства в новых
для него профессиональных, психофизиологических,
социально-психологических, организационно-
Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную и вторичную.
В условиях
функционирования рынка труда возрастает
роль вторичной адаптации. При этом
необходимо внимательно изучать
опыт зарубежных фирм, которые уделяют
повышенное внимание первичной адаптации
молодых работников. Данная категория
персонала нуждается в особой
заботе со стороны администрации
организаций. Чаще всего профессиональная
адаптация рассматривается как
процесс приобщения человека к труду
в рамках определенной профессии, включения
его в производственную деятельность,
усвоения им условий и достижения
нормативов эффективности труда. Однако
адаптацию нельзя рассматривать
только как овладение специальностью.
Она предусматривает также
Рис. 1 - Виды адаптации и факторы, на нее влияющие
Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему5:
В отечественных организациях наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации. Этот механизм предусматривает решение трех важнейших проблем:
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям.
1. Выделение
соответствующего
2. Распределение
специалистов, занимающихся управлением
адаптацией, по производственным
подразделениям организации,
3. Развитие
наставничества, которое в последние
годы в отечественных
Задачами
подразделения или специалиста
по управлению адаптацией в области
организации технологии этого процесса
являются организация: семинаров, курсов
по различным вопросам адаптации; проведения
индивидуальных бесед руководителя,
наставника с новым сотрудником;
интенсивных краткосрочных
3. Цели и этапы адаптации
Адаптация6 - процесс активного приспособления человека к новой среде. В контексте включения сотрудника в организацию это означает, что происходят интенсивное знакомство сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями новой среды. Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. И специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.