Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 06:23, курсовая работа
Актуальность темы обоснована тем, что развитие персонала является одним из важнейших направлений деятельности по управлению персоналом и факторов успешной деятельности производства. При этом инвестирование в развитие кадров играет большую роль, чем инвестирование в развитие и улучшение производственных мощностей. Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик работников
Ролевые игры – это «форма обучения через действие» в ситуации, приближенной к реальной. Этот метод помогает обучаемым выявить свои сильные и слабые стороны, оценить позиции и реакции других людей, развить навык общения и обучиться новым методикам. Его можно использовать при обучении навыкам проведения собеседования при отборе персонала, его аттестации, проведения переговоров и многого другого. Подходит для группового обучения.
В последнее время активно используется метод рабочих групп, которые во время регулярных встреч (до 10 человек) вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и возможности ее улучшения. Речь идет о японской концепции кружка качества, который между тем обосновался в США и Европе, а также о германской концепции "вместо учебы". Обе концепции имеют ряд аналогичных особенностей: группы хотят управлять самостоятельно, производственная иерархия в работе группы не имеет никакого значения; результаты работы группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отличаются друг от друга прежде всего постановкой цели: кружок качества тенденциозно старается подчеркнуть цель подготовки квалифицированных кадров, ориентированную на результат, то есть экономическую эффективность, в то время как группа "вместо учебы" на передний план выставляет элементы подготовки квалифицированного работника, ориентированные на личность, то есть на выработку манеры поведения, подготовку к учебе.
Есть организации типа "открытый колледж" или "открытый университет", которые предлагают курсы по широкому спектру тем, посвященных бизнесу. Обычно присылается пакет книг и аудио- или видеокассет. Они часто подкрепляются теле- и радиопередачами.
Обучение вне рабочего места имеет следующие преимущества:
1. Занятия проводятся опытными экспертами.
2. Используются современное оборудование и информация.
3. Работники получают
заряд свежих идей и
Однако этот тип обучения имеет ограничения:
1. Курсы обычно дороги, особенно когда вы добавляете стоимость расходов на проезд, суммы, выплачиваемые за обед, стоимость потерянной продукции.
2. Чаще изучается теория,
нежели практика, и ее может
быть сложно применить в
3. Имеющиеся курсы могут
не соответствовать вашим
Таким образом, стоит обобщить, что не существует универсального метода обучения, ведь каждый имеет свои недостатки и достоинства.
Поэтому большинство современных программ развития, а значит обучения и подготовки персонала, сочетают в себе несколько различных приемов для подачи материала – лекции, видеофильмы, деловые игры, моделирование и многое другое.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне нее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.
Профессиональное развитие, включающее в себе обучение и подготовку, также способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Не случайно возможность профессионального обучения в собственной компании высоко ценится работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения о поступлении на работу в ту или иную организацию. Выигрывает от профессионального внутриорганизационного развития и общество в целом, получая более квалифицированных членов и более высокую производительность общественного труда без дополнительных затрат.
К основным комплексам технологий совершенствования персонала относят его развитие в рамках рабочего места и вне его.
Каждый из перечисленных видов содержит в себе подмножество комплексов.
Нельзя выделить общий и эффективный для всех организаций метод, так как выработка технология совершенствования персонала, как и задачи и цели его развития исходят, первоначально, от специфики деятельности самой организации.
ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ БЮРО ПОДБОРА И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОТДЕЛА ПО РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ ТРЕСТА «НОРИЛЬСКШАХСТСТРОЙ»
Бюро подбора и развития персонала является внутриструктурной единицей отдела по работе с персоналом треста «Норильскшахтстрой» ООО «Заполярная строительная компания».
Бюро подбора и развития персонала предназначено для обеспечения предприятия высококвалифицированным персоналом, непрерывного повышения уровня профессиональных знаний и умений в соответствии с целями и стратегией предприятия.
2.1 ПРОЦЕСС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА В ТРЕСТЕ «НШСТ»
Деятельность бюро подбора и развития персонала отдела по работе с персоналом треста «НШСТ» направленна на осуществление различных мероприятий по подбору и совершенствованию персоналу. Основными направлениями деятельности являются[12]:
1. Планирование и реализация
учебных мероприятий по
2. Подбор и развитие персоналом.
3. Работа с внешними (сторонними) организациями.
4. Отчетность.
В рамках направления деятельности планирования и реализации учебных мероприятий бюро выполняет следующие функции:
1. Организация обучения новых рабочих, переподготовки рабочих, обучения рабочих вторым (совмещаемым) профессиям.
2. Организация обучения
повышения квалификации рабочих
(производственно-технические
3. Организация обучения
повышения квалификации
4. Контроль выполнения
плана Учебных мероприятий по
развитию персонала, правильности
ведения установленной
В рамках направления деятельности подбора и развития персонала бюро выполняет следующие функции:
1. Реализация целевых
программ «Стажер», «Рабочая смена»,
«Профессиональный старт» (оформление
документов на прием
2. Организация производственной
практики студентов и учащихся
высшего, среднего и начального
профессионального образования (определение
количества студентов и
3. Организация работы
по формированию и подготовке
кадрового резерва, координация
работы по повышению
В рамках направления деятельности по работе с внешними (сторонними) организациями бюро выполняет следующие функции:
1. Работа по организации
сотрудничества с учебными
2. Работа по организации
сотрудничества треста с
В рамках направления деятельности по работе с отчетами в функции бюро входит:
1. Составление квартальных
и годовых отчетов по
2. Составление квартальных
и годовых отчетов по
Бюро подбора и развития персонала возглавляет начальник бюро, который подчиняется непосредственно заместителю начальника отдела по работе с персоналом. Организационная структура бюро является линейной и предоставлена в приложении 4.
Начальнику бюро подчиняются инструкторы производственного обучения рабочих массовых профессий согласно штатному расписанию.
Основными обязанностями инструктора производственного обучения являются[17]:
1. Осуществлять организацию
профессионального и
2. Подбирать кадры руководителей
и инструкторов
3. Осуществлять контроль
прохождения производственной
Для обеспечения предприятия высококвалифицированным персоналом, непрерывного повышения уровня профессиональных знаний и умений в соответствии с целями и стратегией предприятия реализуется выполнение таких программ, как «Стажер», «Рабочая смена» и «Профессиональный старт».
Программа "Стажер" предусматривает отбор, стажировку и последующее трудоустройство в подразделения компании молодых специалистов в возрасте до 28 лет. С октября 2002 года в рамках этой программы 110 выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений проходят подготовку под руководством наставников на предприятиях горного, обогатительного, металлургического производства, энергетики и транспорта, а также в подразделениях автоматизации производственных процессов, конструкторской и проектной деятельности, информационных технологий.
Программа "Рабочая смена" рассчитана на профессиональное обучение с последующим трудоустройством в подразделения компании молодых рабочих в возрасте до 26 лет. По результатам обучения предусмотрены квалификационные экзамены либо отчеты.
Программа «Профессиональный старт» - это уникальная возможность для студентов 3-5 курсов и выпускников российских вузов, стремящихся трудоустроиться в Компании, пройти летнюю производственную или преддипломную практику в структурных подразделениях Компании, расположенных на территории Норильского промышленного района.
Программа «Профессиональный старт» работает с 2004 года. За пять лет заключены договора более чем с 20 профильными вузами страны – Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, Екатеринбурга, Красноярского края, Кузбасса.
Кроме прочего, на инструкторов производственного обучения с появлением программ «Лидер», «Университет мастера» и «Академия наставников» возложен контроль и над их реализацией.
“Лидер” – программа для молодых специалистов, направленная на развитие профессиональных, деловых и личностных качеств сотрудников, которым предстоит реализовывать «Программу развития ГМК “Норильский никель” до 2015 г.» и формировать новую корпоративную культуру компании. В рамках движения молодых специалистов реализуются разнообразные проекты для молодежи, участие в которых позволяет работникам в полной мере проявить свой потенциал.
В течение года специалисты осваивают профессию менеджера (большая десятимодульная программа) и по ее итогам получают соответствующий диплом о переподготовке и повышении квалификации государственного образца. В будущем в зависимости от того, как они себя проявят в процессе работы, они могут пойти вверх по карьерной лестнице. Эту программу разработал Корпоративный университет «Норильского Никеля».
“Университет мастера” – комплексная программа подготовки руководителей начального звена управления. Она введена в действие в 2003 г. для повышения квалификации мастеров и создания условий для максимального развития и использования их производственного и творческого потенциала. Успех промышленного предприятия во многом зависит от того, разделяют ли руководители корпоративные ценности компании, от их профессиональной квалификации и заинтересованности в результатах деятельности предприятия. Программа включает не только обучающие семинары и тренинги, но и производственно-технические конференции, организуемые с целью обобщения и распространения передового опыта, встречи с руководством компании и помогает установить неформальные контакты.
Так же, на предприятиях компании широко развито наставничество, то есть обучение молодых работников их более опытными коллегами. Программа “Академия наставников” объединяет высококвалифицированных рабочих старшего возраста в постоянно действующий коллектив наставников. Посредством организационного и методического содействия их работе создаются условия для их эффективного взаимодействия с молодежью и передачи профессиональных знаний и производственных навыков.
С теми, кто будет руководить первыми шагами будущих специалистов на производстве, заключается договор, закрепляющий их взаимоотношения со стажером или учеником. По этому договору сотрудники, добросовестно выполняющие обязанности наставника, получают прибавку в зарплате и имеют преимущественное право на дополнительные социальные льготы.
Также используется система дистанционного тестирования, как на этапе приема сотрудников, так и в процессе профессионального обучения персонала. Разработано и в настоящее время используется более 30 тестов по различным областям знаний (трудовое законодательство, IT-технологии, основы производства цветных металлов, управление персоналом). С 2003 г. в компании используется система видеоконференцсвязи, при помощи которой проводятся 70% совещаний и корпоративных семинаров. Использование телекоммуникационных технологий в учебном процессе позволяет эффективно управлять имеющимися ресурсами, предоставляя широкому кругу работников компании, находящихся в географически отдаленных районах, качественные учебно-консультационные услуги.
Информация о работе Профессиональное развитие и совершенствование персонала в организации