Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:33, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что управленческое взаимодействие в коллективе не всегда протекает гладко. Подчас наблюдаются недопонимание партнерами позиций друг друга, несовпадение их точек зрения, интересов. На этом фоне могут возникнуть особо сложные ситуации, которые принято называть конфликтными. Проблеме конфликта и конфликтного взаимодействия в управлении посвящены многочисленные исследования представителей различных наук.
Введение……………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы управления конфликтными ситуациями ………. 4
1.1 Понятие конфликта и его виды…………………………………………………. 4
1.2 Типы конфликтов и причины их возникновения………………………………. 7
1.2.1 Причины конфликтов…………………………………………………………. 10
1.3 Последствия конфликтов и методы управления ими……………………......... 13
Глава 2. Процесс управления конфликтами в современной организации………. 14
2.1 Основные методы разрешения конфликтов в коллективе……………………. 14
2.2 Предложения по профилактике конфликтов…………………………………... 20
Заключение……………………………………………………………………............ 22
Список литературы………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы управления конфликтными ситуациями ………. 4
1.1 Понятие конфликта и его виды…………………………………………………. 4
1.2 Типы конфликтов
и причины их возникновения…………
1.2.1 Причины конфликтов………………………………
1.3 Последствия
конфликтов и методы
Глава 2. Процесс управления конфликтами в современной организации………. 14
2.1 Основные методы разрешения конфликтов в коллективе……………………. 14
2.2 Предложения по профилактике конфликтов…………………………………... 20
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что управленческое взаимодействие в коллективе не всегда протекает гладко. Подчас наблюдаются недопонимание партнерами позиций друг друга, несовпадение их точек зрения, интересов. На этом фоне могут возникнуть особо сложные ситуации, которые принято называть конфликтными. Проблеме конфликта и конфликтного взаимодействия в управлении посвящены многочисленные исследования представителей различных наук.
Новизна работы представляется в том,
что на сегодняшний день при большом количестве
публикаций, посвященных конкретно-прикладным
аспектам конфликтологии, практически
нет работ, в которых бы анализировались
глубинные причины конфликтов и их влияние
на жизнь общества в целом. Чтобы найти
оптимальное решение, нужно обладать знанием
того, как развиваются такого рода конфликты.
Столкновение точек зрения, мнений, позиций
- очень частое явление производственной
и общественной жизни. Чтобы выработать
верную линию поведения в различных конфликтных
ситуациях, очень полезно знать, что такое
конфликты и как люди приходят к согласию.
Знание конфликтов повышает культуру
общения и делает жизнь человека не только
более спокойной, но и более устойчивой
в психологическом отношении. Часто люди,
связанные узами деловой совместной активности
сталкиваются в своих интересах, и тогда
происходит конфликт, который - один из
самых главных врагов менеджера, т.к. он
дезорганизует людей, переводит их в эмоции,
а не разум. Поэтому одна из функций менеджера,
предотвращение возникновения, сглаживание
последствий конфликта, разрешение споров,
умение подвести людей из вражды интересов
к сотрудничеству и взаимопониманию. Но
часто управленцы, которые не могут сосредоточиться
в конфликтной ситуации, встать на объективную
позицию, сами инстинктивно пытаются или
предотвратить конфликт или отложить,
что не дает полного решения проблем в
деловом коллективе, так как им не хватает
элементарной конфликтологической культуры,
знаний о конфликтах, о путях их мирного
решения.
Глава 1. Теоретические основы управления конфликтными ситуациями
1.1 Понятие конфликта и его виды
Руководить — значит приводить сотрудников к успехам и самореализации. Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики.
Конфликты - это процесс, в котором два (или более) индивида активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели.
Ресурсы — это силы и их источники, ресурсы — это люди, их духовное богатство и готовность приложить свои силы к какому-то делу. Ресурсы — это, конечно, сырье и материалы, капитал и земля, природа и окружающая среда. И ресурс особого рода — это наше время.
Руководитель — это человек, в большей, чем другие, степени ответственный за оптимальное использование ресурсов, их улучшение и умножение.
Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача. Но сегодня мы располагаем знаниями и опытом, позволяющими приблизить эту цель. Не использовать эти возможности, проходить мимо них или не принимать их в расчет — значит потерять квалификацию руководителя, управляющего.
Само слово «конфликт» содержит ответ. Оно — латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». Если «столкновение» затрагивает сферу идеи, то мы имеем ситуацию, которая знакома каждому. Вопрос состоит в том, что делать в этой ситуации, как вести себя в отношении своих же сотрудников? Если мы рассчитываем иметь дело с сотрудниками, имеющими собственную позицию, которые не являются молчаливыми и бездумными исполнителями, действующими против собственной воли, но выполняющими все им предписанное, то конфликты неизбежны, но плодотворны. Речь идет о действительном сотрудничестве, при котором работник и управляющий соотносят свои представления, которые имеют равный вес и принимаются в расчет при принятии решений. Возникающие дискуссии должны приводить к выработке совместных предложений, которые полезны всем сторонам.
Если вызов приводит к совместному поиску решений, к открытому обмену мнениями, к конфликту выдвигаемых концепций, то что-то должно привести к «потере стабильности». Если эта система административно-командного управления, то принята одна концепция, все молчат, трений и конфликтов не бывает. Но конфликт остается. Он смещается в другую плоскость. Он становится глубже и сложнее, потому что человек, как ему представляется, может предложить что-то лучшее, не находит аудитории, уходит в «подполье», и тем решительнее, чем более он охвачен своей идеей. Неразрешимый конфликт часто воздействует на подсознание и проявляется в нарастании сопротивления в самых различных областях, вплоть до заболеваний, и даже, как показывают проведенные исследования, доводит до неосознанных несчастных случаев.
Итак, конфликты – это не всегда обязательно что-то плохое. Плохим, негативным и тем самым деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации. Коллективное управление, когда сотрудник рассматривается как ценный участник всех процессов, а не как получатель команд и распоряжений, создает ситуацию, в которой представлены различные мнения и позиции.
Открытый конфликт, в котором разногласия относятся к производственной сфере и выражают, например, различные пути, ведущие к одной цели, относительно безобиден. Можно дискутировать и, так или иначе, прийти к общему решению.
Открытый конфликт чаще всего разворачивается на деловой основе. Скрытый, тлеющий конфликт — человеческие взаимоотношения. Многие кажущиеся «деловыми» конфликты — на самом деле конфликты, замешанные на чувствах и взаимоотношениях.
Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления. Эти подходы к эффективности организации в большей степени опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы, в основном, устранят условия способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.
Авторы, принадлежащие к школе “человеческих отношений”, тоже были склонны считать, что конфликт можно избегать. Они признавали возможность появления противоречий между целями отдельной личности и целями организации в целом, между полномочиями и возможностями одного лица и между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта, и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения.
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком уж часто управляющие считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей. Однако последующий анализ показывает, что “виноваты” и другие факторы.
Конфликт — это столкновение, он возникает там, где сталкиваются разные желания, различные альтернативы и принятие решения затруднено. Конфликты возникают и там, где сталкиваются разные школы, разные манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, не подкрепленное соответствующими возможностями.
Чтобы эффективно управлять конфликтом,
необходимо знать, какие конфликты бывают,
как они возникают и протекают, как эти
конфликты можно устранить.
1.2 Типы конфликтов и причины их возникновения
С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов. Первый – это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов. Второй – это конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей. И, наконец, третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различные чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.
Также можно выделить пять уровней конфликтов в организации: внутри личности, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организации. Эти уровни тесно связаны между собой. Так внутриличностный конфликт может заставить индивида действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт. Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, недостаток самостоятельности и т.д. Путями разрешения конфликтов могут быть сила, власть, убеждение, сотрудничество, компромисс, уход от конфликта, согласие уступить, привлечение третьей силы и т.п. Рассмотрим каждый тип конфликта в отдельности.
Внутриличностный конфликт случается внутри индивида и часто по природе является конфликтом целей или конфликтом взглядов. Конфликтом целей внутриличностный конфликт становится тогда, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Его интенсивность повышается с ростом количества альтернатив и восприятием важности источника конфликта. Примером такого конфликта может быть выбор места работы выпускником университета. Внутриличностный конфликт приобретает характер конфликта взглядов, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом. Человек начинает чувствовать себя не совсем комфортно и пытается выйти из этого состояния путем ликвидации этой дискомфортности через изменение своих мыслей расположений, ценностей и поведения или через получение большого количества информации о проблеме, рождающей эту несостоятельность.
Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, если они воспринимают себя как находящиеся в оппозиции друг к другу с позиций целей, расположений, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне.
Внутригрупповой конфликт является больше чем простой суммой межличностных конфликтов. Это, как правило, столкновение между частями или всеми членами группы, влияющие на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и путей разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие групповщины и т.п. Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации. Развитие внутригруппового конфликта приводит к внутриорганизационному конфликту.
Порой бывает очень трудно провести разницу
между этими двумя типами конфликтов.
Внутриорганизационный конфликт тем не
менее чаще всего ассоциируется с противостоянием
и столкновениями, возникающими на почве
того, как были спроектированы отдельные
работы или организация в целом, а также
на почве того, как формально распределена
власть в организации. Выделяются четыре
разновидности этого конфликта: вертикальный,
горизонтальный, линейно-функциональный,
ролевой. В реальной жизни эти к4онфликты
тесно переплетены друг с другом, но каждый
из них имеет свои, достаточно отличные
черты. Так, вертикальный конфликт – это
конфликт между уровнями управления в
организации. Его возникновение и разрешение
обусловлено теми сторонами жизни организации,
которые влияют на вертикальные связи
в организационной структуре: цели, власть,
коммуникации, культура и т.п. Горизонтальный
конфликт вовлекает равные по статусу
части организации и чаще всего выступает
как конфликт целей. Развитие горизонтальных
связей в структуре организации во многом
помогает его разрешению. Линейно-функциональный
конфликт чаще носит сознательный или
чувственный характер. Его разрешение
связано с улучшением отношений между
линейным руководством и специалистами,
например, путем создания целевых или
автономных групп. Ролевой конфликт возникает
тогда, когда индивид, выполняющий определенную
роль, получает неадекватное его роли
задание.
Информация о работе Процесс управления конфликтами в современной организации