Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 13:49, реферат
Тема лидерства является ключевой для многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта. По разным определениям лидерство — это способ влияния и управления. Для многих лидер — это предводитель, вперёд смотрящий, руководящий людьми и двигающий к цели.
Лидерство — это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он этого ещё и захотел.
Вообще слово лидерство (leadership) произошло от английского глагола «lead», что значит «вести»[ 3].
Таким образом, личность, которая оказывает постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию, называется лидером.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.
1.1. Концепция и теория лидерства………..,………...…………………4
1.2. Психологические аспекты лидерства………………………………..9
Глава 2.
2.1. Харизматическая группа. Харизматический лидер………………..17
2.2. Харизматические лидеры в истории: краткие очерки…………….25
Заключение………………………………………………………………..29
Литература………………………………………………………………...33
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (356-323 гг. до н.э.) - царь Македонии с 336, один из величайших полководцев и государственных деятелей древнего мира. Победы македонской армии под командованием Александра Македонского составляют вершину военного искусства Древней Греции. Александром Македонским, как и его отцом Филиппом II, были изучены, освоены и развиты достижения в области подготовки войск, тактики и стратегии армий Афин, Спарты, Беотии и других древнегреческих государств. Огромная держава, созданная в результате завоеваний Александра Македонского, простиралась от Дуная до Инда и была самым крупным государством древнего мира. Однако лишённая прочной внутренней связи, она распалась после смерти своего создателя. На её территории возник ряд эллинистических государств.
ГАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ (100-44 до н. э.) — римский диктатор в 49, 48-46, 45, с 44 до н. э. — пожизненно. Политический деятель и полководец. Начал политическую деятельность как сторонник республиканской группировки, занимая должности военного трибуна в 73 до н. э., эдила в 65 до н. э., претора в 62 до н. э.
Добиваясь консулата, в 60 до н. э. Юлий Цезарь вступил в союз с римскими полководцами Гнеем Помпеем и Крассом (1-й триумвират). Консул в 59 до н. э., затем наместник Галлии; в 58-51 до н. э. подчинил Риму всю заальпийскую Галлию. В 49 до н. э., опираясь на армию, начал борьбу за единовластие. Разгромив Помпея и его сторонников в 49-45 до н. э. (Красс умер в 53 до н. э.), оказался во главе государства. Сосредоточив в своих руках ряд важнейших республиканских должностей (диктатора, консула и т. п.), Гай Юлий Цезарь стал фактически монархом.
Убит в результате заговора республиканцев. Автор «Записок о галльской войне» и «Записок о гражданских войнах»; провел реформу календаря (Юлианский календарь).
Как полководец Цезарь отличался решительностью и в то же время осторожностью. Он был вынослив, в походе всегда шел впереди войска — с непокрытой головой и в жару, и в холод, и в дождь. Великий полководец умел настроить воинов краткой и удачно построенной речью, лично знал своих центурионов и лучших солдат и пользовался среди них необычайной популярностью и авторитетом.
КЛЕОПАТРА (69 — 30 гг. до н. э.) - последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов).
Прославлена благодаря драматической истории любви к римскому полководцу Марку Антонию. В годы её правления Египет был покорён Римом, сама Клеопатра покончила жизнь самоубийством, чтобы не стать пленницей первого римского императора Октавиана Августа. Клеопатра стала одним из наиболее популярных античных персонажей в кинофильмах и литературных произведениях.
Клеопатра VII правила Египтом 21 год последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, затем в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием. Являлась последним независимым правителем Египта до римского завоевания и нередко, хотя не совсем правильно, считается последним фараоном Древнего Египта. Широкую известность приобрела благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря имела сына, от Антония двух сыновей и дочь.
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (около 980-1054), великий князь киевский (1019). Сын Владимира I Святославича. Изгнал Святополка I Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство (1025), в 1035 вновь объединил его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи с многими странами Европы. При нем составлена Русская правда.
ПЁТР І (Пётр Алексе́евич; 30 мая (9 июня) 1672 года — 28 января (8 февраля) 1725 года) — царь Московский из династии Романовых (с 1682 года) и первый император всероссийский (с 1721 года). В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.
Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало значительное расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи. Через 4 года император Пётр I скончался, но созданное им государство продолжало интенсивно расширяться на протяжении всего XVIII века.
НАПОЛЕОН БОНАПАРТ (Napoléon Bonaparte, 15 августа 1769, Аяччо, Корсика — 5 мая 1821, Лонгвуд, остров Святой Елены) — император французов в 1804—1815 годах, французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.
ГИТЛЕР (настоящая фамилия ШИКЛЬГРУБЕР) АДОЛЬФ (1889-1945), главарь (фюрер) фашистской Национал-социалистической партии (с 1921), глава германского фашистского государства. Установил в Германии режим фашистского террора. Непосредственный инициатор развязывания 2-й маровой войны 1939-1945, нападения на СССР. Один из главных организаторов массового истребления военнопленных и мирного населения на оккупированной территории. С вступлением советских войск в Берлин покончил с собой. На Нюрнбергском процессе признан главным нацистским военным преступником.
КАСТРО РУС ФИДЕЛЬ (р.1926), первый секретарь ЦК КП Кубы с 1965 года. С 1959-1976 - премьер-министр Революционного правительства Кубы. В 1953 возглавил вооруженное выступление против диктаторского режима Батисты, за что был осужден. В 1955 амнистирован. Эмигрировал в Мексику, где сформировал революционный отряд для продолжения борьбы против диктатуры. В 1956 высадился на Кубе с яхты "Гранма" и возглавил партизанскую борьбу, приведшую к победе в 1959 Кубинской революции.
ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (1870-1924), мыслитель и революционер, продолжатель учения К. Маркса и Ф. Энгельса. Разработал план завоевания власти пролетариатом путем вооруженного восстания в условиях, когда господствующие классы прибегают к насилию. В начале октября 1917 Ленин нелегально переехал в Петроград. 24 октября (6 ноября) Л. прибыл в Смольный и возглавил руководство Октябрьским восстанием. Ленин направлял советскую внешнюю политику, разработал принцип мирного сосуществования государства с различным социальным строем. Был инициатором создания плана эликтрификации (ГОЭЛРО). Признав ошибочность политики "военного коммунизма" как попытки непосредственного утверждения социализма, выдвинул принципы новой экономической политики (НЭП), направленной на построение материального фундамента социализма. До января 1924 года возглавлял советское правительство.
МУССОЛИНИ БЕНИТО (1883-1945), фашистский диктатор Италии в 1922-1943 годах. Политическую карьеру начал в социалистической партии, из которой был исключен в 1914. В 1919 основал фашистскую партию. При содействии монополий, монархии и Ватикана захватил власть (1922) и установил фашистскую диктатуру. Правительство Муссолини ввело в стране режим фашистского террора, проводило агрессивную внешнюю политику, совместно с фашистской Германией развязало 2-ю мировую войну. В 1945 захвачен итальянскими партизанами и по приговору военного трибунала Комитета национального освобождения Северной Италии был казнен.
СТАЛИН (ДЖУГАШВИЛИ) ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ (1878-1953), советский партийный и государственный деятель, Маршал Советского Союза (1943), Генералиссимус Советского Союза (1945). Член Коммунистической партии с 1898 года. Член ЦК партии с 1912 года, Политбюро ЦК с 1919-1952. Допустил грубейшие политические ошибки, произвол, имевшие тяжелые последствия для советского народа. Сталин и его ближайшее окружение ответственны за массовые репрессии и беззакония. КПСС осудила культ личности Сталина, сложившуюся при нем репрессивную тоталитарную систему, которые вызвали глубокие деформации в советском обществе, задержали его развитие [5].
Заключение
Итак, подводя итог можно сказать, что институт лидерства возник очень давно, когда еще в примитивных обществах возникла необходимость в главенствующем начале. Политический харизматический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политическому лидеру надо обладать природными качествами такими, как сила характера, воля, обаяние, решительность, тонкая интуиция. Профессиональные качества лидеров заключаются в аналитических способностях, в умении быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению.
Роль лидера в обществе обусловлена функциями, которые он призван выполнять. Среди важнейших функций Н. Макиавелли, автор теории лидерства, выделил обеспечение общественного порядка и стабильности в обществе; интеграцию разнородных интересов и групп; мобилизацию населения на решение общезначимых целей.
Ученые, занимающиеся исследованием политического лидерства, смогли классифицировать его на основе учета личных качеств лидера, конкретной ситуации, имиджа и стиля поведения.
В современном мире происходит постоянное формирование новых тенденций в развитии харизматического лидерства, т.к. национальные лидеры не могут игнорировать глобальные проблемы. Они должны рассматривать свою внутреннюю политику как составную часть общемирового, глобального процесса. Кроме того, в каждой стране существует своя система подготовки кадров, из которых вырастают лидеры. Эта система связана с целями и характером задач, стоящих перед политической системой общества, а также с ценностями политической идеологии.
Если понятие лидерства уходит своими корнями в ведение, значит, есть, собственно, ведущий, то есть лидер, и есть ведомые — те, кто следует за лидером. Легко согласиться, что настоящий лидер должен иметь последователей. Тогда лидерство можно оценивать наличием самих последователей или командой, идущей за ним.
Допустим, лидер ведёт за собой, следовательно, у него есть цель. Действительно, что такое лидер без цели? Кумир, окруженный толпой почитателей? Если лидер не может указать своим последователям, в каком направлении двигаться, то куда за ним будут идти? Тогда лидерство определяется наличием цели, а лидер умением выбирать и направлять людей к этой цели.
Но ведь люди пойдут не за любым человеком, знающим куда идти. Лидер должен обладать внутренней силой, притягательностью (харизмой). К лидеру должны тянуться. Лидер даёт людям веру, надежду, импульс. За лидером, не умеющим дать это, народ просто не пойдёт. И конечно, для того чтобы определить цель для своих последователей, лидер должен уметь мотивировать, уметь доносить мысли, идеи до окружающих. Уметь создавать вокруг себя пространство, в котором хотелось бы находиться, и будущее, в которое хотелось попасть.
На наш взгляд, в современном мире лидеру полезно обладать ещё рядом важных навыков: не просто видеть цели и ставить их, но и обладать способностью к видению. Видение — это некоторая сверх цель, умение заглянуть в отдалённое будущее. Будущее, которое лидер начинает формировать уже здесь и сейчас. Видение — выход за рамки нашей системы. Какие тенденции и метаморфозы будут происходить спустя время? Какие люди, сообщества и компании, окружающие нас, могут стать нашими союзниками, а какие — конкурентами? Какая информация будет в дальнейшем существенна, а какая нет? Создание какого продукта будет перспективно в будущем? Лидер должен уметь отвечать на эти вопросы.
В качестве ещё одного определения: лидерство — создание мира, к которому хотят принадлежать люди.
Любой широко известный в истории лидер обладает навыками видения. Например, Уолт Дисней, создавший индустрию развлечений, задавший тон развитию мультипликации и развлекательного бизнеса на десятки лет вперёд. Генри Форд, давший новый импульс машиностроению и внедривший идею конвейерного производства. Или Циолковский, основоположник теории реактивного движения и межпланетных сообщений, один из теоретиков авиации и воздухоплавания, основоположник космонавтики. Лидер умеет формировать события, исходя из своего видения, и одновременно является привлекателем для других людей, для которых эти события становятся значимыми.
И конечно, для современного лидера просто необходимо знать тот мир, который нас окружает, с его законами и рамками. Он должен владеть необходимой информацией, поскольку только человек, обладающий достаточной информацией, может быть лидером в современном мире — мире информационных потоков и сумасшедших скоростей. Но просто обладать информацией недостаточно — важно уметь фильтровать информационные потоки, выделять главное, отслеживать нужные связи, выделять ключевые элементы и рассчитывать нужные точки опоры и воздействия, а также уметь видеть границы различных систем и уметь выходить за их пределы. То есть обладать навыками системного мышления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашин Г. Г. Политическое лидерство: оптимальный стиль //Общественные науки и современность. 2003. № 2.
2. Беннис У. Почему лидеры не могут руководить //США: Экономика, политика, идеология. 2001. № 5-6.
3. Вестник НЛП // Под редакцией Центра НЛП в Образовании под руководством А.А.Плигина
4. Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. С. 161.
5. Материалы открытой энциклопедии «Википедия».
6. Политология: учебное пособие для вузов / Сост. и редактор А.А. Радугин. -М.: Центр, 2010г.
7. Т. Лири, М. Стюарт и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах.
8. http://www.psychologos.ru/
9. http://readmas.ru/ya-ne-znayu/
10.http://bugabooks.com/book/