Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:17, курсовая работа
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации – своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая сущность и основы разработки управленческих решений в условиях рыночных отношений………………………………………………4
1.1 Понятие и сущность управленческих решений и их классификация…4
1.2 Особенности принятия управленческих решений в условиях риска…9
2. Пути совершенствования принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска……………………………………………………..16
2.1 Проблемы рационализации механизма принятия решений и пути их разрешения………………………………………………………………………16
2.2 Организационно-экономическая эффективность решения проблем на предприятии………………………………………………………………….…18
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
Уральский государственный экономический университет
Кафедра ______________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине
«_____________________________
Тема: ______________________________
Исполнитель: |
|
Студентка гр. ______ __________________ |
Руководитель: |
|
__________________ |
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретическая сущность
и основы разработки
1.1 Понятие и сущность управленческих решений и их классификация…4
1.2 Особенности принятия
управленческих решений в
2. Пути совершенствования
принятия управленческих
2.1 Проблемы рационализации
механизма принятия решений и
пути их разрешения………………………………
2.2 Организационно-экономическая
эффективность решения проблем
на предприятии…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….23
Введение
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации – своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с работы и тому подобное. Оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.
Эта проблема актуальна для всех предприятий, для стратегического принятия решения, для развития предприятия. Руководитель любой ступени должен быть грамотным и должен уметь принимать решения.
Цель данной курсовой работы – изучить теоретические вопросы по данной проблеме, то есть по разработке управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
1. Теоретическая сущность и основы разработки управленческих решений в условиях рыночных отношений
1.1 Понятие и сущность управленческих решений и их классификация
Процесс принятия решений для каждого человека индивидуален, очень сложен и мало кто может его избежать. Способность принимать решения быстро и правильно вырабатывается с опытом. Различные специалисты дают различные определения понятию “решение”, но из всех определений следует, что решение – это выбор альтернативы. К решениям относятся совершенно различные выборы, совершаемые нами повседневной жизни: выбор одежды, меню и так далее. Некоторые принимаются нами абсолютно машинально, без долгого и систематического обдумывания, рассмотрения всех альтернатив. Однако и в повседневной жизни есть решения, над принятием которых мы размышляем часы, дни, месяцы и годы.
В управлении принятие решений – более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Это связано с много большей ответственностью. Менеджеры принимают решения, связанные со многими людьми и с большой материальной ответственностью. Поэтому они не могут принимать непродуманных решений. Решения, принимаемые руководителем для выполнения обязанностей, обусловленных занимаемой должностью называют организационными решениями. Организационные решения квалифицируют как запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированным решением называют решение, принятое как результат реализации определенной последовательности действий или шагов, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Незапрограммированные решения – решения, принимаемые в ситуациях, которые в определенной степени новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.
Очень редко решения, принимаемые руководителем, могут рассматриваться как запрограммированные или незапрограммированные в чистом виде. Даже самое структурированное решение подразумевает некоторую личную инициативу лица, принимающего решение, а для принятия незапрограммированного решения почти всегда могут быть использованы моменты методологии принятия запрограммированных решений. Необходимо отметить, что любое решение не может иметь чисто положительных результатов. В любом результате есть отрицательные моменты. Поэтому любое организационное решение – это компромисс. В каждом случае руководитель должен сделать выбор между неизбежными отрицательными моментами. Причем на хорошего руководителя существование отрицательных элементов в любом решении не должно оказывать психологического влияния, то есть помешать руководителям и в дальнейшем принимать решения.
В различных организациях различные решение могут приниматься как одним человеком, так и коллегиально. Это зависит от уровня решения, от структуры организации, уровня делегирования полномочий. Обычно самые сложные решения стратегического плана принимаются коллегиально, что позволяет уменьшить риск принятия неоптимального решения и снизить моральную нагрузку на людей, принимающих решение.
Процесс принятия решений – процесс психологический. Люди, принимая решения, не всегда принимают логичные решения. Решения варьируются от спонтанных до высокологичных. Поэтому процессы принятия решений делятся на имеющий интуитивный, основанный на суждениях и рациональный характер, хотя решение редко относится к какой либо одной категории. Интуитивное решение – это решение, принятое только на основе того, что руководитель имеет ощущение того, что оно правильно. При этом руководитель не рассматривает все возможные варианты, не учитывает все их преимущества и недостатки и не нуждается в понимании ситуации.
Решения, основанные на суждениях часто, кажутся интуитивными, так как их логика не очевидна. Такое решение – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях раньше для того, чтобы спрогнозировать результат альтернативных решений в существующей ситуации. Такой метод принятия решений обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. Положительным является то, что действительно многие ситуации имеют тенденцию к повторению и применение такого метода принятия решений позволяет сэкономить время и деньги, так как решение принимается руководителем очень быстро и без сбора дополнительной информации и ее анализа. Однако такие решения принимаются на базе здравого смысла, который в истинном его понимании встречается очень редко. Кроме того, информация, на основе которой принимается данное решение, может быть искажена потребностями людей и другими факторами. Также суждения не позволяют принимать правильные решения в уникальных или абсолютно новых ситуациях, так как лицо, принимающее решение не обладает необходимым опытом для обоснования выбора. Так как суждение всегда опирается на опыт, оно смещает ориентацию принятия решения в направление, знакомое руководителю по предыдущим ситуациям. Это может привести к тому, что руководитель упустит новые альтернативы.
Рациональное решение – это решение, обоснованное с помощью объективного аналитического процесса. Это структурированный процесс, состоящий обычно из 5 шагов, хотя количество шагов зависит от самой проблемы.
Кроме всего вышеперечисленного на процесс принятия решений влияют такие факторы как личностные оценки руководителя, среда принятия решений, информационные ограничения, поведенческие ограничения и т.д.
Факторы, связанные со средой принятия решений - это риск и неопределенность. Объектом управленческого решения являются проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям:
· всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);
· правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);
· непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);
· своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);
· обеспеченность ресурсами;
· ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).
Классификация управленческих решений:
1. По степени влияния на будущее организации:
· стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели;
· тактические (конкретные методы достижения первых).
2. По масштабам:
· глобальные - охватывают всю организацию в целом;
· локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.
3. По продолжительности периода реализации:
· долгосрочные (более пяти лет);
· среднесрочные (от одного года до пяти лет);
· краткосрочные (менее одного года).
4. По направленности воздействия:
· внешние;
· внутренние.
5. По обязательности выполнения:
· директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения;
· рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения;
· ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.
6. По функциональному назначению:
· регулирующие - определяют метод выполнения действий;
· координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы;
· контролирующие - направлены на оценку результатов.
7. По широте охвата:
· общие - распространяются на всю компанию в целом;
· специальные - рассматривают отдельные вопросы.
8. По степени
· запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения;
· незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях.
9. По сфере реализации:
· научные и маркетинговые исследования;
· производство;
· реализация товаров (услуг);
· работа по кадрам и т. д.
10. По способам принятия:
· интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты;
· адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом;
рациональные - опираются на научный анализ проблемы.
1.2 Особенности
принятия управленческих
Риск — это возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Это историческая и экономическая категория. Таким образом, принятие решений в условиях риска означает выбор варианта решения в условиях, когда каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем каждый исход имеет вычисляемую или экспертно определяемую вероятность появления.
Как историческая категория риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Это свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития. Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата:
· отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);
· нулевой;
· положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
В ситуации риска можно, используя теорию вероятности, рассчитать вероятность того или иного изменения среды. При принятии управленческих решений требуется оценить степень риска и определить его величину.
Степень риска — это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.
Риск предпринимателя количественно характеризуется субъективной оценкой вероятной (т.е. ожидаемой), величины максимального и минимального дохода (убытка) от данного вложения капитала. При этом, чем больше диапазон между максимальными минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска.