Развитие малого бизнеса в России, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 20:35, реферат

Краткое описание

Значительная ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.

Содержание

Введение……………...……………………………………………………………3
Глава 1 Развитие малого бизнеса………………...………………………………4
1.1.Понятие и критерии малого бизнеса…….………………...…………4
1.2.Развитие в России…...…………………………………………………5
Глава 2 Проблемы малого бизнеса………………………………………………7
Глава 3 Перспективы развития………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

referat_po_menedzhmentu.docx

— 37.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Введение в специальность

На тему: «Развитие малого бизнеса в России, проблемы и перспективы развития».

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение……………...……………………………………………………………3

Глава 1 Развитие малого бизнеса………………...………………………………4

1.1.Понятие и критерии малого бизнеса…….………………...…………4

1.2.Развитие в России…...…………………………………………………5

Глава 2 Проблемы малого бизнеса………………………………………………7

Глава 3 Перспективы развития………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………13

 

 

Введение:

Значительная ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как негативные усугубления кризиса российской экономики в целом.

 

Глава 1 Развитие малого бизнеса.

    1. Понятие и критерии малого бизнеса.

Малый бизнес или малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, конституирующих сущность этого понятия.

Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

  • Для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов в уставном капитале, указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%.
  • Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для субъектов малого предпринимательства:
  • В промышленности и строительстве – 200 человек и меньше.
  • В других отраслях сферы материального производства- 100 человек и меньше.
  • В отраслях непроизводственной сферы – 60 человек и меньше.
  • Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельное значение, установленное Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 года №556, которое составляет 400 млн. рублей.
    1. Развитие в России.

Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда, как отдельные самостоятельные субъекты производства, но именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса.

В конце 80-х годов коренные изменения в политической, социально-экономической сфере страны предоставили некоторым предприимчивым людям возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах.

Отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, заставляли кооператоров, защищать свои интересы, выступать перед чиновниками, с экранов телевизоров и т.д. Отдельные активисты баллотировались на выборы депутатов Съезда народных депутатов СССР и РСФСР. Таким образом, активная агитация приводила к сплочению, интеграции, объединению ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые предприятия, в т. ч. и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.

Начало 90-х годов произошел процесс приватизации старых государственных предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.

Именно этот период (92-93 гг) явился началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т.д. После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности.

С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных фондов (Пенсионный фонд, Соц.страх, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.

Последнее время государство пытается упростить процесс регистрации малый предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.

 

 

Глава 2 Проблемы малого бизнеса.

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, так как ему свойственны определенные преимущества.

Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование свих потребностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда более высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки. Например:

  • более высокий уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке;
  • зависимость от крупных компаний;
  • недостатки в управлении делом;
  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
  • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов и др.

Если говорить об открытии малого предприятия, то первая проблема, с которой сталкиваются предприниматели – это проблема стартового капитала.

Иногда собственного стартового капитала недостаточно, чтобы открыть дело, а получение заемных средств в виде кредитов часто затруднено из-за жестких условий коммерческих банков. Высокие процентные ставки, «привязывание» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствие льготных кредитов, малые предприятия обычно не имеют возможности самостоятельно предоставить стопроцентную гарантию по своим обязательствам, не существует отлаженной системы гарантий и страхования их инвестиционной деятельности, кадровый состав малого бизнеса обычно не имеет достаточной экономической подготовки и потому зачастую представляет слабо проработанные инвестиционные проекты, консалтинговые услуги по ведению бизнеса и подготовке инвестиционных проектов, для предприятий малого бизнеса слишком дороги.

Проблема получения заемных средств малыми предприятиями усугубляется и тем, что коммерческие банки не заинтересованы в их кредитовании. Все это, безусловно, препятствуют развитию малого бизнеса.

В условиях экономического кризиса и крайней ограниченности ресурсов для капиталовложений в экономику России проблема приоритетности выбора направлений инвестиционной деятельности приобретает чрезвычайное значение. Актуальной она является и для сферы малого бизнеса, так как, в настоящее время, финансирование было и остается наиболее уязвимой проблемой российского малого предпринимательства. Ощутимой государственной материально-финансовой помощи предприятия не получают, поэтому развитие сети малого предпринимательства не оказывает решающего влияния на формирование товарных рынков, а поддержание предпринимательской активности в сфере малого бизнеса не имеет необходимой почвы.

Вторая проблема малого бизнеса связана с организационной системой налогообложения. Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным, что приводит к ситуации, когда только одна треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляет свою предпринимательскую деятельность. Налоговая система, способствующая развитию предпринимательства, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной.

Несмотря на предпринимаемые государством меры по совершенствованию налогового законодательства, налоговый пресс на предпринимательскую деятельность остается все еще тяжелым. Продолжают оказывать существенное негативное воздействие на деятельность предприятий малого предпринимательства органы местного самоуправления, которые вводят дополнительные местные налоги и сборы, пытаясь компенсировать часть налогов, теряемых из-за перераспределения средств на региональные и федеральные уровни.

Еще одна проблема, с которой сталкивается малый бизнес – это проблема монополизации рынка. Конкурентно способность малых предприятий значительно ниже, нежели уже сформировавшихся крупных компаний. К тому же, таким предприятиям намного проблематичнее выйти на рынок и зарекомендовать себя, как качественного производителя и привлечь клиентов.

Крупные монополии занимаются ценообразованием, тем самым вынуждая маленькие компании либо снижать цены и продавать товар по невыгодной для себя цене, производить в убыток, либо продавать товар по ценам, которые не будут привлекать покупателей.

Экономическая политика государства направленная на борьбу с монополиями недостаточно эффективна, чтобы защитить малые предприятия от «поглощения» крупными монополиями.

Так же, малый бизнес сталкивается с конкуренцией в отношении иностранных конкурентов.

Помимо этих крупных проблем, можно так же выделить следующие проблемы:

  • Отсутствие оборотных средств.
  • Низкий платежеспособный спрос населения.
  • Высокая арендная плата.
  • Экономическая политика государства.
  • Дороговизна сырьевых ресурсов.
  • Слабое развитие внутреннего рынка.
  • Высокие тарифы на перевозки.

Отсутствие производственных площадей. 
Глава 3 Перспективы развития.

Правительство Российской Федерации предпринимает множество мер, которые должны помочь встать на ноги начинающим предпринимателям. Одним из направлений работы государственных и местных органов власти является снятие административных барьеров и выделение денежных средств на развитие малого бизнеса.

Несмотря на то, что многие россияне предпочитаю работать в крупных корпорациях, некоторые граждане пробуют отправиться в «одиночное плаванье», создав собственное малое предприятие, которое вполне может стать успешным.

Перспективы развития малого бизнеса в России лучше видны в крупных городах. Сфера услуг остается тем рынком, на котором достаточно свободных ниш. Также стоит отметить, что многие люди, потерявшие работу в кризис, часто стараются найти возможность открыть собственное дело. Многие предприятия, которые не смогли выдержать натиска финансового кризиса, вынуждены очень дешево сдавать свои помещения и распродавать оборудование, что позволяет начинающим бизнесменам довольно быстро открыть собственное дело.

Перспективы малого бизнеса в России могут открыться в самых неожиданных областях, например, известны случаи, когда люди открывали ателье по пошиву одежды для домашних животных, которые приносили довольно приличную прибыль, хотя, казалось бы, данное предприятие больше напоминало авантюру.

Развитие малого бизнеса довольно часто упирается в невозможность сбыта своей продукции, поэтому, рассматривая перспективы малого бизнеса в России, связанного с производством продукции, необходимо рассматривать, прежде всего, рынки сбыта. Продукция многих производителей не может попасть на полки супермаркетов не из-за низкого качества, а из-за довольно высоких аппетитов ритейлеров, которые хотят извлечь как можно больше прибыли. Для того чтобы поддержать малый и средний бизнес, многие региональные власти открывают специализированные ярмарки или магазины, где частные предприниматели могут реализовать свою продукцию.

Перспективы малого бизнеса в России в большей степени зависят от законопроектов, которые принимаются органами государственной и муниципальной власти. Некоторые малые предприятия вынуждены значительно повышать цены на свои товары и услуги или закрывать собственный бизнес из-за введения новых налогов, или требований лицензирования, благодаря которым частное предпринимательство становится нерентабельным.

 

Список литературы:

  1. Бухгалтерский учет:задачи,ситуации,тесты : Учеб.пособие для студ.вузов/З.Д.Бабаева,В.А.Терехова,И.М.Рендухов и др. – 1996.
  1. Блэквелл Э. Как составить бизнес-план : производственно-практическое издание/Э. Блэквелл. – 1996.
  1. Уткин Э. А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе : производственно-практическое издание/Уткин Эдуард Андреевич, Кочеткова Александра Игоревна. – 1996.
  1. Росс М. Большие идеи для малого бизнеса : Пер.с англ./Росс Мерилин, Росс Том. – 1996.
  1. Тайна успеха : nonfiction : (деловой бестселлер)/[сост. В. В. Шарпило ; пер. с англ. А. Гореловой, В. Бабенко]. – 1995.
  1. Сидоренко Г. И. Малый бизнес : Пособие по чтению на англ. яз. для студентов экон. спец./Сидоренко Галина Ивановна, Толстоухова Валентина Федоровна. – 1995.
  1. Уткин Э. А. Экономика, рынок, предпринимательство : производственно-практическое издание/Финансовая академия при правительстве РФ. – 1996.
  1. Азбука успешного бизнеса : Дайджест/[Сост. В.Б.Коцюруба; С.А.Прошин]. – 1997.
  1. Анимица Е. Г. Новая парадигма развития малого предпринимательства в России : научное издание/Е. Г. Анимица; УрГЭУ. – 1996.
  1. Рекомендации по организации труда на предприятиях малого и среднего предпринимательства(производственного профиля) : методический материал/Мельнов М. А.; УрГЭУ. – 1995.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России, проблемы и перспективы развития