Согласно теоретическим расчетам Тейлора,
внедрение его системы обеспечивает рост
производительности труда на предприятии
в 2—3 раза. Несложно представить себе,
какой колоссальный скачок могла совершить
американская промышленность, если бы
система Тейлора была точно по замыслу
и в широких масштабах применена на практике.
Однако анализ статистики свидетельствует,
что в первую четверть XX века прирост производительности
в США не превышал 2—3 % в год. Как видим,
разница между двумя цифрами очень серьезная.
Американская промышленность развивалась
своим путем, не замечая нововведений
Тейлора. Она не получила ожидаемого подарка
в виде многократного роста производительности
труда.
Влияние тейлоризма сказалось в другом
— он коренным образом изменил культуру
труда и организацию производства. И тейлоризм
здесь надо понимать как широкое научное
движение инженеров-рационализаторов,
охватившее тысячи людей. Изменился менталитет
и стиль управления американских предпринимателей.
12 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ
УПРАВЛЕНИЯ
Долгое время происходил, количественный
рост поведенческой школы, пока в 1960 г.
не осуществился качественный скачок.
Взгляды Э. Мэйо и его последователей получили
свое дальнейшее развитие в трудах Дугласа
Макгрегора.
Макгрегор проанализировал
деятельность исполнителя на рабочем
месте и выявил, что управляющий может
контролировать следующие параметры,
определяющие действия исполнителя:
- Задания, которые получает подчиненный;
- Качество выполнения задания;
- Время получения задания;
- Ожидаемое время выполнения
задания;
- Средства, имеющиеся для выполнения
задания;
- Коллектив (окружение), в котором
работает подчиненный;
- Инструкции, полученные подчиненным;
- Убеждение подчиненного в посильности
задания;
- Убеждение подчиненного в вознаграждении
за успешную работу;
- Размер вознаграждения за проведенную
работу;
- Уровень вовлечения подчиненного
в круг проблем, связанных с работой.
Все эти факторы, которые зависят
от руководителя, в той или иной мере влияют
на работающего и определяют качество
и интенсивность его труда. На основе этих
факторов Макгрегор сформулировал две
различных подхода к управлению, которые
назвал теорией «Х» и теорией «У».
Теория «Х» и теория «У» по вопросу
о поведении человека могут быть представлены
следующим образом:
Теория «Х»
Человек изначально не любит
работать и будет избегать работы.
Поскольку человек не любит
работать, его следует принуждать, контролировать,
угрожать наказанием, чтобы заставить
работать для достижения целей организации.
Средний человек предпочитает,
чтобы им руководили, он предпочитает
избегать ответственности, у него мало
честолюбия, ему нужна безопасность.
Теория «У»
1. Работа для человека
так же естественна, как игра.
2. Внешний контроль –
не единственное средство объединения
усилий для достижения целей
организации. Человек может осуществить
самоуправление и самоконтроль,
служа целям, которым он привержен;
приверженность формируется как результат
наград, связанных с достижением целей.
Средний человек стремится
к ответственности, его желание избежать
ответственности, как правило, результат
прошлого разочарования и вызвано плохим
руководством сверху. Средний человек
наделен высоким уровнем воображения
и изобретательности, которые редко используются
в современной жизни, что ведет к разочарованию
человека и превращает в противника организации
Как видно теория «Х» воплощает
чисто авторитарный стиль управления,
теория «У» является демократическим
стилем управления и предполагает делегирование
полномочий, улучшение взаимоотношений
в коллективе.
Это деление чисто теоретическое
и на практике имеет место комбинация
различных стилей управления. Такое явление
называется сочетанием стилей руководства.
В чистом виде теории «Х» и «У»
являются взаимоисключающими и диаметрально
противоположными.
Дальнейшее совершенствование
подходов к управлению было связано с
развитием организации как системы открытого
типа.
«Бизнес, изолированный от внешнего
мира, вытесняется бизнесом испытывающим
удары быстро возникающего, непрерывно
меняющегося множества внешних сил.»
На этом фоне Ульям Оучи предложил
свое понимание рассматримаего вопроса,
получившего название теории «Z» и теории
«А», чему в немалой степени способствовали
отличия в управлении соответственно
в японской и американской экономиках.
Подход |
Тип «А»
Американские организации |
Тип «Z»
Японские организации |
Человеческий
капитал |
Малые вложения в обучение.
Обучение конкретным навыкам.
Формализованная оценка. |
Крупные вложения в обучение.
Общее обучение
Неформализованная оценка. |
Трудовой
рынок |
На первом месте внешние факторы.
Краткосрочный найм. Специализированная
лестница продвижения. |
На первом месте – внутренние
факторы. Долгосрочный найм. Неспециализированная
лестница продвижения. |
Преданность
организации |
Прямые контракты по найму.
Внешние стимулы. Индивидуальное рабочие
задания |
Подразумеваемые контракты.
Внутренние стимулы. Групповая ориентация
в работе. |
На более высоком уровне развития
тип «А» и тип «Z», а так же и теория «Х»
и «У» на более высоком уровне развития
повторяют теорию «кнута и пряника».
Понятно, что современная практика
отдает предпочтение теориям «У» и «Z»,
во всяком случае все японские и передовые
компании других стран не только используют
рекомендации именно этих теорий, но и
активно развивают их.
Разработка управленческой
теории происходит в настоящее время децентрализовано,
в основном крупные фирмы берут на вооружение
известные положения Оучи и адаптируют
их применительно к своему производству.
Однако не имеет смысла перенимать
современные зарубежные модели без учета
нашей внутренней специфики. Необходимо
учитывать, что отказ от рационализма
в управлении произошел в развитых капиталистических
странах лишь в середине 70-х годов, когда
предложение там уже бесповоротно стало
превышать спрос. В ближайшее время
такого положения на рынке нашей страны
ожидать не приходится. С другой стороны
нельзя игнорировать и различные уровни
потребностей нашего и, например, японского
рабочих, а это в конечном итоге определяет
подход к управлению и коллективом, и конкретным
человеком. Иными словами, если в более
развитых странах в основном удовлетворены
потребности, связанные с обеспечением
«выживания» (пища, одежда и. д.), то
в России в настоящий момент основная
задача – обеспечить выполнение именно
физиологических потребностей. Естественно,
что различными будут и методы воздействия
на людей в процессе управления, и само
управление в целом.
Вообще теория и практика управления,
как правило, развиваются эволюционно,
без прорывов и скачков. Поэтому ожидать
принципиальных изменений в ближайшее
время не приходится.
Прогнозировать развитие теории
управления трудно, можно лишь предположить,
что она адекватно отреагирует на развитие
промышленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с целью и задачами
курсовой работы можно сделать следующие
выводы:
1.Подготовка современных
менеджеров-профессионалов невозможна
без знания истории развития
менеджмента. Менеджмент развивался
на протяжении веков, прежде чем
превратился в самостоятельную
отрасль знания, науку. Значительное
влияние на формирование менеджмента
оказали: школа научного управления, классическая
(административная) школа, школа психологии
и человеческих отношений, школа науки
управления (количественная школа), а также
выдающиеся представители этих школ, такие
как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.
2.Рыночная экономика требует
адекватной ей системы управления,
которая должна претерпеть радикальные
преобразования вместе со всем
обществом. В условиях перехода
к рыночным отношениям важнейшим
фактором успеха становится непрерывное
совершенствование теории и практики
управления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури - Ф.Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
Семенова И.И. - История менеджмента:
Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2000. – 222 с.
Попов А.В. - Теория и организация
американского менеджмента. – М.: МГУ,
1991. – С.12.
Кунц Г., О’Доннел С. - Управление: системный
и ситуационный анализ управленческих
функций. – М.: Прогресс, 1981. Т. 1. – С.92.
Кравченко А.И. – История
менеджмента – М.: Академический Проект,
2000
Щекин Г.В.
Теория и практика управления персоналом.
– Киев, МАУП, 2003