Разработка конкурентной стратегии на примере ОАО "Виктория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – изучить процесс разработки стратегии организации, в связи с чем, можно сформулировать следующие задачи:
Рассмотреть стратегическое управление и планирование в организации;
Осуществить организационно-экономическую характеристику и финансовый анализ предприятия;
Разработать основные направления совершенствования разработки стратегии.
Предмет исследования данной работы – разработка конкурентной стратегии ОАО БПТТ фирма «Виктория».

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии организации

1.1. Правила и процедура разработки стратегии
5
1.2. Стратегическое управление организацией
6
1.3. Конкурентная стратегия предприятия
12
Глава 2. Характеристика предприятия ОАО «Виктория». Разработка конкурентоспособной стратегии для данного предприятия

2.1. Общая характеристика фирмы ОАО «Виктория»
15
2.2. Оценка финансового состояния фирмы и её финансовых результатов
18
2.3. Анализ внешней среды ОАО «Виктория»
22
2.4. Определение стратегической позиции конкурентной политики ОАО «Виктория»
26
2.5. Разработка конкурентной стратегии
29
Глава 3. Совершенствование процесса разработки и реализации стратегии на предприятии ОАО «Виктория»

3.1. Основные направления совершенствования разработки стратегии
40
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по оптимизации стратегии
45
Заключение
48
Список используемой литературы
49

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется потому, что управление не может должным образом использовать имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала.

Для успешной реализации стратегии необходимо, чтобы, во-первых, цели, стратегии и планы были хорошо доведены до работников с тем, чтобы добиться с их стороны как понимания того, что делает фирма, так и неформального их вовлечения в процесс реализации стратегий, в частности добиться выработки у сотрудников обязательств перед фирмой по реализации  стратегии. Во-вторых, руководство должно не только своевременно обеспечивать поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировать достижение каждой цели.

В процессе  реализации  стратегий каждый уровень руководства  решает свои определенные задачи и  осуществляет  закрепленные  за ним функции.

Оценка и контроль выполнения стратегий является логически  последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации. Основными задачами любого контроля являются:

- определение того, что и по каким показателям проверять;

- оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонами;

- выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки; 

- корректировка, если она необходима и возможна. 

При контроле выполнения стратегий эти задачи приобретают  вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует  правильность выполнения стратегического плана, правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций, т.к. он сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии, и приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей фирмы.

1.3. Конкурентная  стратегия предприятия

Базовая стратегия конкуренции, представляющая собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке и описывающая схему обеспечения преимуществ над конкурентами, является центральным моментом в стратегической ориентации предприятия. От ее правильного выбора зависят все последующие маркетинговые действия предприятия. Это обстоятельство определяет необходимость тщательного обоснования данной процедуры. Однако, сформировавшиеся в последнее время в предпринимательских кругах некоторые стереотипы относительно того, как необходимо конкурировать на российском рынке, в значительной степени мешают системно подойти к решению данной задачи. Прежде чем приступить к выбору базовой стратегии конкуренции необходимо избавиться от вредных стереотипов, штампов и ошибок.

В первую очередь сказанное  относится к неправильному представлению о том, какой рынок является наиболее перспективным с точки зрения конкуренции. Предприниматели часто считают, что привлекательные рынки - это те, которые развиваются быстрее всех или используют совершенные технологии. Это не так.

Как показывает практика преуспевающие, и перспективные рынки имеют высокие входные барьеры, протекции со стороны государства, непритязательных потребителей, дешевую систему поставок и самое меньшее число альтернативных отраслей, способных их заменить. Бизнес с новейшими технологиями и высокой эффективностью больше всех подвержен атакам конкурентов, вероятность банкротства на таких рынках очень велика.

Необходимо также отметить, что для многих небольших предприятий  смысл конкуренции сводится к  тому, чтобы быть похожими на своих более крупных (мощных) конкурентов. Это придает им уверенность в себе. Но подражать другим - значит лишиться какого-либо преимущества. Отсутствие конкурентных преимуществ - верный путь к банкротству. Некоторые предприятия, обладая определенным конкурентным преимуществом, не предпринимают никаких усилий для того, чтобы не потерять их. Наличие конкурентного преимущества необходимо воспринимать как свершившийся факт, достигнутую цель и это не должно останавливать дальнейший поиск.

С другой стороны, стремление быть первыми во всех сферах конкурентной борьбы, а также погоня за сиюминутными прибылями часто заставляет предприятия отказываться от ранее разработанной стратегии конкуренции, что вносит хаос в деятельность предприятия и не позволяет ему сосредоточиться на долгосрочных целях в области конкурентной борьбы.

Вопрос, где конкурировать, на каком рынке извлекать прибыль  всегда является одним из ключевых в маркетинговой ориентации предприятия. Однако, как показывает практика, чрезмерная концентрация на нем в ущерб другим важным параметрам стратегии конкуренции часто приводит к негативным последствиям. Опросы работников московских предприятий, реализующих компьютерную технику, показали, что менеджеры по сбыту, решая проблему выбора целевого рынка, часто упускают из вида как, с помощью каких средств возможно достижение успеха. Перенос старых, используемых для других условий, приемов и методов конкуренции на новые рынки не приносит желаемых результатов. Вопрос: как конкурировать является столь же важным и критическим и, его игнорирование означает полное отсутствие целевой ориентации в конкурентной борьбе.

Недостаточно внимания уделяется и определению начала и окончания периода использования разработанной стратегии конкуренции. Общая тенденция сокращения жизненного цикла товара, увеличение количества товаров, использующих технологические решения, быстро сменяющие друг друга, изменение демографических характеристик рынка, политической ситуации в стране и другие динамические факторы осложняют правильный выбор начала внедрения новой стратегии конкуренции и периода ее использования на рынке.

К общему недостатку процесса разработки стратегии конкуренции  можно отнести его слабую персональную ориентацию. Часто стратегия ориентирована  на противодействие предприятиям-конкурентам и в меньшей степени учитывает особенности управления этими предприятиями, в частности, тип поведения его руководителей. Вместе с тем, образование руководителей, их подходы к ведению бизнеса, опыт, способности и другие персональные характеристики во многом определяют возможные реакции на изменение рынка. Это означает, что стратегия конкуренции должна рассматривать в качестве объекта соперничества не только предприятие, но и его аппарат управления со свойственным ему стилем руководства, что позволит более точно и адекватно реагировать на возможные контрмеры. Кроме того, необходимо помнить, что борьба с конкурентами ведется, в конечном счете, за бюджет потребителей. И поэтому смысл конкурентной борьбы заключается не столько в действиях против предприятий-соперников, сколько в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика предприятия ОАО «Виктория».

Разработка  конкурентоспособной стратегии для данного предприятия

 

2.1. Общая характеристика фирмы ОАО «Виктория»

Свою историю открытое акционерное общество «Виктория» ведет  с 1967 года. Тогда государственной комиссией были приняты в эксплуатацию мощности по производству трикотажных изделий. Предприятие называлось трикотажной фабрикой, затем промышленно-торговым объединением.

В январе 1993 года предприятие было преобразовано в акционерное  общество открытого типа Биробиджанская промышленно-торговая трикотажная фирма «Виктория», о чем свидетельствует свидетельство, о государственной регистрации № 47 от 25.01.93г (с 2001 года ОАО БПТТ фирма «Виктория»).

Государственным комитетом статистики по ЕАО Фирме «Виктория» присвоены коды: ОКПО-01508025; ОКОНХ-17151; ОКОПФ-47; ОКФС-17 и другие.

Инспекцией Министерства по налогам  и сборам России по городу Биробиджану Еврейской Автономной Области присвоен ИНН-7900000380.

ОАО БПТТФ «Виктория» имеет:

  1. расчетный счет;
  2. круглую печать, содержащую полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения;
  3. штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации;
  4. фирменный знак.

Адрес ОАО БПТТФ «Виктория»: город Биробиджан, улица Пионерская, 62.

Фирма «Виктория» имеет в своей собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе. Фирма осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества, а также несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. Фирма не отвечает по обязательствам своих акционеров. Акционеры не отвечают по обязательствам фирмы и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам фирмы в пределах неоплаченной стоимости принадлежащих им акций.

Если несостоятельность  ОАО «Виктория» вызвана действиями его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Фирма самостоятельно планирует  свою производственно-хозяйственную  деятельность.

Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым фирмой самостоятельно.

В целях реализации технической, социальной, экономической и налоговой политики АО «Виктория» несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и др.), обеспечивает передачу на государственное хранение документов, имеющих научно-историческое значение, в центральные архивы ЕАО в соответствии с перечнем документов, хранит и использует в установленном порядке документы по личному составу.

Уставный капитал ОАО  «Виктория» определяет минимальный  размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов и составляет 14989 тыс. рублей.

Основной деятельностью предприятия является производство чулочно-носочных, бельевых и верхних трикотажных изделий, оптовая и розничная торговля товарами народного потребления. В состав производств входят следующие цеха: два мотально-вязальных, два красильно-отделочных, кеттельно-стачечный, закройный, швейный.

Среднесписочная численность работающих 560 человек. На предприятии установлено  более 900 единиц основного кругловязального, круглотрикотажного, чулочно-вязального, отделочного и раскройно-швейного оборудования различных марок, классов, систем и диаметров. В отчетном году было приобретено и частично запущено в производство новое технологическое оборудование в количестве более 30 единиц.

Выпускаемый ассортимент чулочно-носочных, бельевых и верхних трикотажных изделий охватывает все возрастные группы и размеры. Популярны и пользуются спросом мужские, женские и детские носки; женские и детские чулки, получулки, колготки; женские подследники; детское, женское и мужское белье (майки, трусы, комплекты, ползунки); верхний трикотаж для детей и взрослых (джемперы, брюки, комплекты, халаты) и другие изделия, разнообразных переплетений и рисунков в широкой цветовой гамме.

Для изготовления этих изделий используются различные виды пряжи и нитей. Это хлопчатобумажная и полушерстяная пряжа, полиамидные и полиэфирные нити, а также их различные сочетания. С 2001 года используются эластановые нити, такие как лайкра и дорластан, которые применяются в производстве женских колготок.

Наибольший удельный вес в общем объеме выпускаемой продукции занимают изделия из хлопчатобумажной и смесовой пряжи.

На предприятии ежегодно разрабатываются  и внедряются не менее 100 моделей и рисунков.

Продукция предприятия известна широкому кругу потребителей: в Бурятии, Читинской, Амурской, Магаданской, Сахалинской, Иркутской, Кемеровской областях, в Хабаровском и Приморском краях, в Республике Саха. Более 50% продукции реализуется через предприятия розничной торговли: ООО «Виктория плюс» (магазин «Гелиос»), киоск «Трикотаж» и павильон «Виктория».

2.2. Оценка финансового  состояния фирмы 

и её финансовых результатов

В условиях рынка, когда  хозяйственная деятельность предприятия  и его развитие осуществляется как  за счет собственных средств, так и за счет заемных, важную аналитическую характеристику приобретает финансовая независимость предприятия от внешних заемных источников. Запас источников собственных средств – это запас финансовой устойчивости предприятия при условии, что его собственные средства превышают заемные.

Финансовая устойчивость – это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов  и пассивов в изменении внутренней и внешней среде, гарантирует ее постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.

Коэффициент автономии Kа (коэффициент финансовой независимости) характеризует финансовую независимость предприятия и определяется как отношение источников собственных средств предприятия к общей сумме средств, вложенных в имущество предприятия. Финансовое положение предприятия можно считать устойчивым, если не менее 50% финансовых ресурсов покрывается его собственными средствами (Kа > 0.5). Рост коэффициента свидетельствует о повышении финансовой независимости предприятия и гарантии перед кредиторами погашения своих обязательств.

Информация о работе Разработка конкурентной стратегии на примере ОАО "Виктория"