Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка стратегии развития предприятия, выбор и обоснование стратегии развития предприятия.
Исходя из выбранной цели, задачами работы являются: определить порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия, проанализировать внутреннюю среду организации, определение понятия и сущности стратегического управления, разработать стратегию развития предприятия и дать ей оценку, а так же составить план работ и организацию его выполнения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления…………………4
1.Сущность стратегического управления и его ключевые поняти.4
2.Порядок разработки и реализации стратегии развития…………….9
Глава 2. Анализ технико-экономических данных………………………....…..13
2.1 Анализ внутренней среды организации.…………………..…..…....13
2.2. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию………………………………………………………………….…..17
Глава 3. Выбор и обоснование стратегии развития организации…………….18
3.1. Разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития…………………………………….18
.2. Составление плана работ и организация его выполнения………21
Заключение…………………………………...…………………………………23
Список литературы…………………………………….….................................24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Парикмахерский салончик.docx

— 53.64 Кб (Скачать файл)

 

Кафедра управления экономическими и социальными процессами

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы  теории, практики и искусства управления»

на тему: «Разработка стратегии  развития предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы стратегического управления…………………4

    1. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия….4
    2. Порядок разработки и реализации стратегии развития…………….9

Глава 2. Анализ технико-экономических  данных………………………....…..13

           2.1 Анализ внутренней среды организации.…………………..…..…....13

           2.2. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию………………………………………………………………….…..17

Глава 3. Выбор и обоснование  стратегии развития организации…………….18

           3.1. Разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития…………………………………….18

            3.2. Составление плана работ и организация его выполнения………21

Заключение…………………………………...…………………………………23

Список литературы…………………………………….….................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В настоящее время необходимость стратегического управления объясняется  неустойчивым экономическим положением многих организаций, вследствие отсутствия необходимых экономических знаний у руководителей и неполным использованием всех инструментов стратегического управления (формулирование стратегии, ликвидация стратегических угроз и опасностей и т.д.).

     Именно из-за большой важности изучаемого вопроса данная курсовая работа в настоящее время является актуальной.

    Объектом исследования  будет являться индивидуальный  предприниматель «Парикмахерский  салончик».

     В данной  курсовой работе представлен  план развития предприятия, на  примере частного предпринимательства  в сфере парикмахерских услуг.  Я считаю это интересной темой  для рассмотрения, т.к. данный  вид услуг востребован на рынке  в любой период времени. 

     Целью данной работы является разработка стратегии развития предприятия, выбор и обоснование стратегии развития предприятия.

     Стратегическое управление – это процесс, охватывающий действия руководителей организации по разработке, реализации и коррекции стратегии.

     Целью данной работы является разработка стратегии развития предприятия, выбор и обоснование стратегии развития предприятия.

     Исходя из выбранной цели, задачами работы являются: определить порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия, проанализировать внутреннюю  среду организации, определение понятия и сущности стратегического управления, разработать стратегию развития предприятия и дать ей оценку, а так же составить план работ и организацию его выполнения.

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ

    1. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия

Слово стратегия заимствовано из военной науки, произошло от греческого strategos – искусство полководца. Среди всех свойств стратегии можно выделить следующие основные признаки:

  1. Стратегия – это план, ориентир, направление развития.
  2. Стратегия – принцип поведения или следование некоторой модели поведения.
  3. Стратегия – позиция (позиционирование товара на рынке).
  4. Стратегия – перспектива, взгляд в будущее предприятия.
  5. Стратегия – прием, особый маневр, позволяющий обойти конкурентов [2, с. 124].

Объектами стратегического  управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и  функциональные зоны организации.

 Предметом стратегического  управления являются:

  • Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
  • Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
  • Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми [2, с. 125].

Стратегия организации —  это совокупность ее главных целей  и основных способов их достижения. Она большей частью формулируется и разрабатывается на уровне топ менеджмента, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Разработать стратегию организации, значит определить общие направления развития для достижения долговременных конкурентных преимуществ и других корпоративных целей.

Стратегии можно классифицировать по разным признакам. С точки зрения иерархии управления стратегии делятся  на: корпоративную, деловую, функциональную,  операционную.

  1. Корпоративная стратегия разрабатывается руководителями высшего звена. Она направлена на единую ориентацию подразделений. Корпоративная стратегия сохраняет свою действенность в течение длительного периода времени, она определяет образ компании, ее «лицо». От корпоративной стратегии в конечной счете зависит выбор ближайших и последующих целей, размах и характер инвестиций, формы использования имеющихся ресурсов.
  2. Деловая стратегия (стратегия конкуренции) – призвана поддерживать подразделения организации на некотором конкурентном уровне в своей отрасли. Внутри компании деловая стратегия затрагивает действия по развитию навыков и способов работы, необходимых для достижения конкурентных преимуществ.
  3. Функциональная стратегия характеризуется тем, что при ее разработке принимают участие все функциональные отделы и службы, используя при этом рычаги корпоративной и деловой стратегии. Основанная цель функциональной стратегии заключается в решении задач по распределению ресурсов отдела [2, с. 127-129].
  4. Операционная стратегия относится к еще более конкретным стратегическим инициативам и подходам в руководстве ключевыми оперативными единицами (отделами продаж, центрами распределения) при решении ежедневных оперативных задач, имеющих стратегическую важность (рекламные кампании, закупка сырья, управление запасами и т.д.) [6].

 

По И. Ансоффу, существует четыре различные групповые стратегии:

  1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и будущем. Качественную сторону критериев оценки называют ориентиром, а количественное содержание — заданием.
  2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой (какие виды продукции и какие технологии разрабатывать, куда сбывать и т.д. ). Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией, или стратегией бизнеса.
  3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Эти правила называют организационной концепцией.
  4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность — основные оперативные приемы [6].

Вместе с тем определение  стратегии как набора правил для  принятия решений позволяет прийти к очень важному и существенному  для процедуры стратегического  планирования и управления выводу —  стратегию надо формулировать тогда, когда произошло или намечается преобразование внешней среды, а  также качественные изменения системы  ценностей высшего руководства  фирмы.

Хорошо продуманная  стратегия включает в себя рассмотрение следующих вопросов:

  • сфера деятельности – выбор продукции, которую будет производить фирма и рынков ее сбыта;
  • задачи – стратегия должна определить основные заинтересованные группы, установить показатели, которых фирма должна добиться;
  • идентификация стратегических бизнес-единиц – многие компании производят разнообразную продукцию, поэтому необходимо структурировать организацию на бизнес-единицы, во главе которых находятся менеджеры;
  • развитие отличительных конкурентных преимуществ – повышение конкурентоспособности является наиболее важной стратегической задачей;
  • эффективные функциональные стратегии – стратегия развития конкурентоспособности продукции должна подкрепляться эффективными действиями в области производства, совершенствования товарных линий, рекламной деятельности и продвижения, распределения продукции;
  • синергизм – поиск ресурсов и возможностей, дополняющих и взаимно укрепляющих усилия подразделений и бизнес-единиц компании;
  • размещение ресурсов – основная стратегическая задача компании [4, с. 139].

Стратегия организации – это линия поведения, политика, рассчитанная на длительную перспективу для осуществления организацией ее миссии и достижения намеченных целей.

Под целями понимаются конечные задачи, решаемые предприятием в соответствии с его миссией.

Цели предприятия раскрываются в поставленных им перед собой  задачах.

Тремя предпосылками появления  стратегического менеджмента являются:

  1. Быстрые изменения внешней среды, стимулирующие появление новых методов, систем и подходов к управлению.
  2. Насыщение рынка товаров и услуг.
  3. Процесс глобализации бизнеса, который в последнее время затрагивает все больше стран мирового сообщества.

 Как написано в учебном пособии у В. А. Абчука стратегический менеджмент представляет собой набор стратегических плановых и организационных управленческих решений, рассчитанных на длительную перспективу и обеспечивающих осуществление организацией ее миссии, достижение намеченных целей путем конкретных действий. Эти действия определяются, прежде всего, изменениями состояния рынка, логикой конкурентной борьбы и предполагают возможную ревизию целей, задач и направления развития организации, широкий маневр ресурсами, быстрое реагирование на перемены в обстановке [1, с. 321]

Сегодня стратегический менеджмент является важнейшим инструментом управления бизнесом. Однако, большая часть  современных производителей только подходит к пониманию того, что  называется стратегический менеджмент. Практика показывает, что лишь 5% существующих фирм разрабатывают стратегию, но именно они получают прибыль выше среднеотраслевой.

По мнению аналитиков, в  настоящий момент в хозяйственной  практике России механизм стратегического  управления находится в процессе становления. Можно считать, что  российский рынок вступил в стадию, когда отсутствие разработанной  стратегии тормозит развитие промышленных предприятий [2, с. 120].

Для стратегического менеджмента  характерны следующие черты:

  • реакция на изменения внешней среды не только с помощью приспособительных действий внутри организации, но и путем изменения самой этой среды;
  • отведение важной роли действиям в условиях неопределенности и связанного с ней риска;
  • придание большего значения информации – ее добыванию, переработке и реализации;
  • координированное использование всего арсенала методов управления: прогнозирования и планирования, бюджетирования, оптимизации решений;
  • непрерывность процесса управления во времени;
  • тесная связь с оперативным управлением.

В отличие от текущего менеджмента  стратегический отталкивается не от реального состояния организации  на данный момент, а от того мысленного образа, в который она должна воплотиться  на исходе срока стратегического  планирования. Из сопоставления перспективного состояния с настоящим и рождаются  стратегические решения.

Большинство компаний вместо единого комплекса задач и  стратегий разрабатывают иерархическую  систему взаимосвязанных стратегий, детализируя каждый ее уровень: общая  корпоративная стратегия, индивидуальные стратегии для всех подразделений  предприятия, а также стратегии  для каждого рынка или товара.

 

    1. Порядок разработки реализации стратегии развития

Стратегия — программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей  в любой области деятельности. Стратегия должна:

  • синтезировать в себе технические, технологические, экологические, экономические, управленческие и другие аспекты развития объекта управления
  • интегрировать различные стороны управляемого объекта, например, для организации — миссию, потенциал,  структуру, корпоративную культуру, систему менеджмента и др.
  • воплощать в себе научные достижения в области экономики, техники, управления и других наук
  • быть гибкой, учитывать многовариантность стратегических ситуаций, возникающих в пространстве и во времени,
  • концентрировать стратегические и тактические конкурентные преимущества субъектов и объектов управления, внешней среды, знания, умения и опыт всего коллектива. В разработке стратегии должны принимать участие все творческие работники организации (системы), а ответственность за конечные стратегические результаты (нулевой уровень дерева целей) должен нести первый руководитель, за промежуточные результаты (остальные уровни дерева целей) — соответствующие руководители и ответственные исполнители
  • быть умеренно рискованной, но не занижающей стратегические задачи

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия