Ресурсный центр как путь реализации новых профессиональных образовательных стандартов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 12:31, доклад

Краткое описание

Необходимость модернизации образовательной сферы привела к созданию и развитию единой информационной среды — ресурсных центров. Ресурсный центр концентрирует и обеспечивает доступ к различным образовательным ресурсам и выступает как учреждение для профессионального и дополнительного образования. Деятельность ресурсных центров заключается в организации как коллективного, так и индивидуального доступа к информационным, материально-техническим, научно-методическим и учебно-лабораторным ресурсам в целях достижения эффективных образовательных результатов, наиболее востребованных на рынке труда, ориентированных на реальную экономику региона.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад Ресурсный центр ПЛ 24-2.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Доклад на тему :

Ресурсный центр  как путь реализации новых профессиональных образовательных стандартов.

 

Необходимость модернизации образовательной сферы привела  к созданию и развитию единой  информационной среды — ресурсных  центров. Ресурсный центр концентрирует и обеспечивает доступ к различным образовательным ресурсам и выступает как учреждение для профессионального и дополнительного образования. Деятельность ресурсных центров заключается в организации как коллективного, так и индивидуального доступа к информационным, материально-техническим, научно-методическим и учебно-лабораторным ресурсам в целях достижения эффективных образовательных результатов, наиболее востребованных на рынке труда, ориентированных на реальную экономику региона.

Одной из задач ресурсного центра является реализация определенной части программы профессиональной подготовки. Обеспечивая практический этап обучения, связанный с освоением современных технологий, ресурсный центр дает возможность работы с экспериментальной и специализированной техникой, недоступной в рамках отдельных учебных заведений. Ориентация на современные требования в технологиях и оборудовании формируют у пользователей специальные профессиональные компетенции и модернизируют практическую подготовку.

Возможность проведения опытно-экспериментальных работ играют неоценимую роль в познавательном процессе. 
Методическая функция ресурсного центра заключается в обеспечении учебно-методическими материалами: программы, тесты, стандарты, разработки, экспертиза, методические рекомендации, и т.п. Организация службы сервиса ресурсов позволяет удовлетворить образовательные запросы населения. Кроме этого деятельность ресурсных центров направлена на переподготовку, повышение квалификации не только обучающихся, но и преподавателей и руководителей образовательных учреждений.

Существуют различного рода ресурсные центры, не относящиеся  к сфере образования, но выполняющие  некоторые образовательные функции. Такие центры предоставляют организациям и гражданам открытый доступ к  имеющимся у них информационным ресурсам, оказывают консультационные, маркетинговые и аналитические услуги, организовывают поддержку при проведении тренингов, семинаров, конференций.

Организационно-управленческая структура ресурсного центра может  включать следующие подразделения: статистики, анализа и прогноза; диагностики и мониторинга; маркетинга; социально-психологической деятельности и планирования профессиональной карьеры; методического обеспечения; информационно-технического обеспечения. Общая работа всех подразделений представляет собой мощную структуру, способную решать весьма обширный круг задач.

Обобщая вышеизложенное, можно  сделать вывод, что ресурсный центр это имущественный комплекс, включающий информационные, программно-аппаратные средства, кадровые, научно-методические, а также современное оборудование и иные виды ресурсов для организации процесса обучения. Ресурсные центры имеют собственную материально-техническую базу и штат профильных, высококвалифицированных специалистов.

Исходя из определения  основных функций ресурсных центров, можно выделить основные категории потребителей этих услуг. Это школьники старших классов, заинтересованные в получении допрофессионального образования или простейших профессиональных навыков, а также получения репетиторских услуг по школьным предметам, изучении иностранного языка, компьютера и т.д. Молодежь 15-20 лет будет заинтересована в получении начального и среднего профессионального образования, репетиторских и широкого спектра иных информационных и образовательных услуг. Молодежь старше 20 и люди среднего, вплоть до пенсионного возраста нуждаются в переподготовке или повышении квалификации. Коммерческие организации или другие учебные заведения, которые, прежде всего, хотят иметь в штате высококвалифицированных специалистов, также могут быть заинтересованы в получении методических материалов, проведении тренинговых программ для сотрудников, или консалтинговых услугах на базе ресурсного центра. Родители, заинтересованные в получении детьми базового образования, репетиторских, оздоровительных услуг. Муниципальные и региональные органы управления образованием также осознают необходимость в повышении уровня профессионализма работниками учебных заведений, организаций и предприятий. Службы занятости населения предпочитают передавать организацию переобучения безработных ресурсным центрам ввиду лучшей оснащенности их материальной базы.

Разнообразие заказчиков и потребителей образовательных  услуг значительно осложняет  организацию процесса обучения и  требует детального анализа потребностей клиентов. Ресурсные центры играют огромную роль в организации непрерывного образования. Кроме предоставления образовательных услуг необходимо принимать во внимание важность социального аспекта. Прежде всего, это выражается в необходимости трудоустройства молодежи и взрослого населения после получения ими основного или дополнительного образования. Причем оказывать содействие желательно не просто по факту трудоустройства, а в получении интересной и хорошо оплачиваемой работы. Крайне важно создавать в регионах образовательные центры, которые имеют возможности подготовки и дальнейшего трудоустройства молодежи, покинувшей школьные стены и не имеющей возможности обеспечить себя собственным трудом. Распространение подобного опыта среди других учебных заведений будет неоценимой поддержкой социальной защиты населения.

Принимая во внимание все  вышеизложенное, можно предположить, что создание ресурсных центров  является объективной необходимостью, велением времени и что именно они смогут взять на себя решение  части проблем образовательной среды. Создание и развитие ресурсных центров должно основываться на четких принципах, из которых главный – объединение и концентрация различных ресурсов для организации высококачественного профессионального образования.

В связи с ликвидацией института «базовых предприятий» принципиально изменились условия и порядок прохождения обучающимися профессиональной практики на рабочих местах предприятий и организаций, которые ранее предоставлялись на бесплатной основе. Результатом стало резкое ухудшение условий для профессиональной практики в образовательных учреждениях НПО, что нарушает целостность образовательного процесса и снижает качество предоставляемых НПО образовательных услуг потребителям. Образовательные учреждения НПО не получают целевых бюджетных средств на приобретение и обновление оборудования, а так же на необходимые расходные материалы для организации производственной практики. Расчет морального и физического износа учебного оборудования в них составляет от 85 и до 100 процентов в учреждениях НПО. Устаревшее оборудование и технологии могут стать объективным основанием для отзыва образовательных лицензий у учреждений НПО. Повышены требования работодателей к уровню профессиональной квалификации выпускников учреждений НПО, что нашло отражение в преимущественном приеме на работу специалистов 4-5 квалификационных разрядов.

Ресурсный центр (РЦ) учреждения начального профессионального образования  создается на базе наиболее продвинутого профессионального лицея (училища), имеющего опыт экспериментальной деятельности, целью которого является предоставление обновленной материальной базы для обучения учащихся других однопрофильных учреждений НПО и профильного обучения учащихся школ. Ресурсный центр создается за счет концентрации финансовых и материальных ресурсов из государственного источника, с возможностью привлечения и частных инвестиций.

Ресурсный центр профессионального  образования по своим инновационным  функциям не может быть отнесен к  какому-то одному типу или виду государственных  учреждений начального и среднего профессионального образования. Ресурсный центр - это форма некоммерческой образовательной организации, оказывающей дополнительные профессиональные образовательные услуги, создается на базе учреждения НПО без образования юридического лица.

Перечень инновационных функций, которые реализуются в ресурсном центре, ведущими среди которых являются: функция дополнительного профессионального (практического) обучения по сложным и новым профессиям; функция маркетинга рынка труда и образовательных услуг, в том числе разработка финансовых параметров модульных учебных программ; функция внешнего контроля качества профессионального обучения выпускников государственных учреждений профессионального образования и присвоение им квалификационных разрядов на основе личных заявлений; функция повышения профессиональной квалификации и внедрение новых информационных технологий. Определена организационная структура управления ресурсным центром с участием соучредителей.

Рассмотрим опыт коллег из других регионов. Например в Ленинградской области в 2008 году Сосновоборский политехнический колледж и Киришский политехнический колледж вошли в число победителей национального проекта «Образование» — конкурсного отбора государственных образовательных учреждений НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы. Они получили субсидии из федерального бюджета в объеме около 50 миллионов рублей и столько же из бюджета региона. На базе этих колледжей создаются ресурсные центры для подготовки по политехническим специальностям. Эти центры аккумулируют современное оборудование, материальную базу, в них работают сильные преподаватели. Здесь смогут проходить стажировку преподаватели других НПО и СПО области. За полтора года планируется создать 5—7 подобных ресурсных центров в области по целому ряду востребованных направлений — политехническому, машиностроительному, строительному.

В Удмуртской Республике  на базе АОУ НПО УР «Строительный лицей № 4» создан Профильный ресурсный образовательный центр (ПРОЦ) по строительным профессиям, который объединяет, интегрирует и концентрирует образовательные ресурсы, обеспечивающие профессиональную подготовку, переподготовку до четвертого-пятого разряда и повышение квалификации до шестого разряда.

Направления деятельности ПРОЦ:

  1. Реализация образовательных программ профессионального обучения на современном оборудовании строительного сварочного производства энергетика для учащихся выпускных групп ОУ НПО УР.
  2. Реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) на современном оборудовании с применением новых технологий для мастеров п/о и преподавателей спецдисциплин строительного профиля.
  3. Реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) для рабочих кадров предприятий, организаций и незанятого населения Удмуртской Республики на договорной основе.

В 2007г. МО и Н УР были выделены бюджетные средства в размере 1, 5 млн. рублей, на которые приобретено оборудование и орг.техника: «Форматно-раскроечный станок Е300/2500», «Рейсмусовый станок СР6-10», «Фуговальный станок», «Сварочное оборудование для ручной электродуговой и газовой сварки», «Компьютеры» - 13 шт., «Токарный станок», «Средства малой механизации для строительных профессий».

В 2011 г. были выделены дополнительные средства в размере 2 276 100 рублей, на которые закуплено оборудование.

Положительный опыт по организации ресурсных центров  накоплен в соседней Челябинской области.  Челябинский дорожно-строительный техникум в 2006 г стал Ресурсным центром «Подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин». Целевая программа Ресурсного центра «Подготовка конкурентно-способных специалистов, обладающих профессионально и социально-значимыми компетенциями, для строительной отрасли и автотранспорта» получила финансовую поддержку Губернатора Челябинской области, а также поддержку Работодателей строительно-монтажных и Автотранспортных предприятий. Реализация программы позволит на основе современных производственных разработок и опыта ведущих предприятий отрасли – участников софинансирования данной программы – организовать учебный процесс в Ресурсном центре с учетом новых производственных технологий. В процессе создания Ресурсного центра значительно изменилась материально-техническая база. На сегодняшний день она соответствует Государственным образовательным стандартам НПО и СПО и требованиям работодателей. Модернизированная материально-техническая база позволила скорректировать структуру подготовки специалистов.

 

В нашей республике создание ресурсных центров началась намного позже . Современному состоянию системы профессионального образования в Башкортостане, впрочем, как и в России в целом, присущ ряд внутренних барьеров. Среди них несовершенный механизм формирования отраслевых прогнозов кадровых потребностей, дисбаланс рынка труда и образовательных услуг, недостаточное участие работодателей, профессиональных сообществ в подготовке кадров, несоответствие материально-технической базы современным требованиям, дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Согласно концепции развития системы профессионального образования в Республике Башкортостан на 2011-2015 годы предлагается создание ресурсных центров по отраслям нефтепереработки и нефтехимии, строительству, транспорту, общественному питанию и торговле, сельскому хозяйству и нескольких моно- и многопрофильных многоуровневых учреждений.  В целом по республике в результате реструктуризации к 2015 году возможно создание ресурсных центров, многоуровневых учреждений и центров профессиональных квалификаций.

На базе профессионального  лицея № 24 работает созданный в 1992 году учебный центр «Перспектива», который в последние годы работает по принципу ресурсных центров. Здесь получают дополнительное второе и последующее образование обучающиеся лицея, население. Тесное взаимосотрудничество организовано с центрами занятости города и районов, предприятиями, учебными заведниями региона. Ежегодно курсы переподготовки и повышения квалификации по рабочим профессиям проходят более 900 граждан.  

Информация о работе Ресурсный центр как путь реализации новых профессиональных образовательных стандартов