Роль информационной системы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение современных концепций государственного управления.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
изучить современную концепцию государственного менеджмента;
рассмотреть концепция политических сетей;
изучить синергетические концепции государственного управления;
выявить роль информационной системы государственном управлении.

Содержание

Введение 3
Современные концепции государственного управления 5
Концепция нового государственного менеджмента 5
Концепция политических сетей 11
Синергетические концепции государственному управлению 14
Роль информационной системы государственного управления 19

Заключение 25

Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ГМУ.docx

— 46.71 Кб (Скачать файл)
  1. 3. Общественные системы могут развиваться резонансно, быстро и сверхбыстро. Обычно под резонансом понимают резкое возрастание амплитуды колебаний при приближении частоты внешнего воздействия к частоте колебаний системы. Явление резонанса возникает в тех случаях, когда параметры управленческого воздействия соответствуют параметрам самоорганизующейся системы. В этих случаях протекание процессов в управляемой системе может значительно ускоряться. Идея резонанса позволяет по-новому интерпретировать проблему роли субъекта управления и, в частности, конкретного человека в процессе государственного управления. Малое воздействие способно сыграть значительную роль в судьбе управляемой системы, если это внешнее воздействие становится резонансным свойством управляемой системы. В определенные моменты эволюции систем, а именно в моменты ее неустойчивости, действия отдельного человека могут прорываться на макроуровень и менять макросоциальные процессы – малые причины могут порождать большие следствия. 
    Роль информационной системы государственного управления

В обществе в целом и в государственном управлении в частности всегда существовала и в каждый данный момент существует определенная информационная система, охватывающая саму информацию (ее совокупный массив), формы, методы и средства ее обработки и людей, включенных в информационные процессы.

Информационно-технологические нововведения в государственном управлении имеют комплексный характер, связаны с одновременным и согласованным использованием информационных, организационных, правовых, социально-психологических, кадровых, технических, логико-семантических и многих других факторов. Все это требует комплексного подхода, качественного изменения как системы работы с информацией, так и функциональной и организационной структур управления, состава и структуры всей управленческой деятельности, характера и построения управленческих отношений, да и иных управленческих явлений.

Особенно актуально формирование системы содержания информации, нужной для рационального и эффективного государственного управления.

В числе единиц такой информации следует выделить: а) сведения, отражающие материальные, производственные, социальные, технические и технологические параметры управляемых объектов; б) данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих производственную, социально-обслуживающую, духовно-культурную и иную, имеющую потребительский характер, деятельность управляемых объектов; в) материалы, определяющие деятельность государственных органов в сфере управления (законодательные и иные нормативные правовые акты, договорные обязательства и плановые задания, указания вышестоящих органов, результаты контрольных актов и т.д.); г) сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте персонала государственных органов и органов местного самоуправления (совокупность всех данных, характеризующих человеческий потенциал субъекта государственного управления).

Информация в системе государственного управления, каким образом необходимо ее организовывать, чтобы деятельность органов государственного управления по выработке, приему, хранению и передачи информации была максимально эффективной, потому, что от этого зависит жизнь всего общества в целом.

Говоря о системе государственного управления как об информационной системе, можно сказать, что она представляет собой разветвленную сеть линий коммуникаций и баз данных, обеспечивающих циркулирование информации, поступление ее во все структуры, подразделения государственных органов.

Особенно актуально формирование системы содержания информации, нужной для рационального и эффективного государственного управления. В числе единиц такой информации следует выделить:

- сведения, отражающие материальные, производственные, социальные, технические  и технологические параметры  управляемых объектов;

- данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих производственную, социально-обслуживающую, духовно-культурную, и иную, имеющую потребительский  характер, деятельность управляемых  объектов;

- материалы, определяющие  деятельность государственных органов  в сфере управления (законодательные  и иные нормативные правовые  акты, договорные обязательства  и плановые задания, указания  вышестоящих органов, результаты  контрольных актов и т.д.);

- сведения о количественном  и качественном составе, уровне  подготовки.

Созданная ранее система информационных связей перестала в полной мере соответствовать современным требованиям. Это объясняется, прежде всего, тем, что переход страны к рыночной экономике потребовал нового подхода к информационной и информационно-аналитической поддержке в сфере государственного управления. Информация стала рассматриваться как ресурс, без которого нельзя использовать современные технологии и методы управления. В связи с этим информационная система государственного управления постоянно видоизменяется, совершенствуется, приобретает новое качество.

Прежде всего, это достигается за счет использования современных автоматических информационных систем управления, новой компьютерной техники и других средств коммуникации. В данный момент сдвиги в техническом оснащении рабочих мест в системе государственного управления ,на лицо, хотя полностью потребность в компьютеризации будет удовлетворена еще не скоро. В зависимости от возможностей технических средств выделяют механизированные, автоматические и автоматизированные информационные системы в управлении. Распространение получают комбинированные информационные системы, сочетающие механические средства ручного обращения с информацией, электронно-вычислительную технику и человеческий разум. Есть несколько направлений деятельности по формированию таких систем. Одно - чисто технико-технологическое, решаемое кибернетиками и другими специалистами в области электронно-вычислительной техники и информатики. Другое - непосредственно управленческое - состоит в стандартизации и унификации управленческой информации, и продвижение по нему идет пока медленно.

В результате существуют как бы две подсистемы в управлении, недостаточно связанные между собой: подсистема управленческой информации, которая обрабатывается в ручную, передается обычными почтовыми, телеграфными и телефонными средствами, выражается часто в произвольной форме и субъективистски ориентированным содержанием; другая же приспособлена к условиям и требованиям электронно-вычислительной техники, обрабатывается и передается ею.

Информатика как новая механизированная технология сбора, передачи, переработки и использования информации, основанная на новейших ЭВМ и периферийных устройствах, средствах коммуникации и взаимосвязях человека с информацией, занимает незначительное место в информационном обеспечении государственного управления.

Третье направление связано с тем, что информация в государственном управлении при обработке и хранении ее любыми средствами во многом имеет правовой характер, основана на правовых нормах и часто служит юридическим основанием для принятия управленческих решений.

Сегодня имеется возможность не только давать информацию на обработку машинам и потом пользоваться подготовленными ими материалами, а через информационную систему, точнее, через средства информатики вырабатывать и реализовывать целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия, получать и оценивать отчетную, учетную и контрольную информацию, вести прямой разговор с иными управляющими и управляемыми компонентами. Для этого надо юридически решить вопросы о непосредственном сочленении информационной системы и системы государственного управления, а также о полномочиях должностных лиц совершать юридически значимые действия путем введения соответствующей информации в информационную систему.

Во-вторых, путем дифференциации информационных потоков и создания на их основе специализированных банков данных. Важное значение в этом отношении имеет Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 226, в соответствии с которым утверждено «Временное положение о государственном учете и регистрации баз и банков данных». Как отмечается в Положении, государственный учет и регистрация баз и банков данных осуществляется в целях:

- информирования граждан  и организаций о содержащихся  в базах и банках данных  информационных ресурсов, а также  о порядке доступа к ним.

- организации информационного  обеспечения органов государственной  власти Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства проводится большая работа по систематизации информационных ресурсов, накоплению их по отраслям, группам отраслей народного хозяйства в органах государственного управления, что обеспечивает более эффективное использование информации.

В-третьих, на совершенствование государственной службы как информационно-коммуникационной системы большое влияние оказывают меры организационного порядка. В стране создается единая система федеральных, региональных и муниципальных информационно-аналитических служб. На федеральном уровне такую роль выполняет Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Сложнее идет процесс создания аналитических служб на муниципальном уровне в связи с незавершенностью их формирования. В 1994-1995 гг. проведен ряд совещаний руководителей информационно-аналитических служб в Администрации Президента, что способствовало выработке единых принципов и унификации информационного обеспечения органов государственной власти.

В-четвертых, жизнеспособность государственной власти как информационной системы в решающей степени зависит от уровня подготовки кадров государственных и муниципальных служащих, их умения использовать современные информационные технические средства, автоматизированные системы управления.

Положительно то, что значительная часть управленческих кадров прошла в последние годы своеобразный «техминимум» по овладению новой техникой и информационно-коммуникационными технологиями, получила опыт использования технических новшеств в практической работе. Большая работа с кадрами в деле овладения основами информатики приводится в учебных заведениях: РАГС, региональных академиях государственной службы (таких как наша Дальневосточная Академия Государственной Службы), других вузах, где осуществляется подготовка кадров государственного управления. Проводимая работа положительно сказывается на качестве использования информации кадрами, составляющими профессиональный стержень государственной службы.

В-пятых, совершенствование информационно-коммуникационных связей внутри государственных органов обеспечивается за счет подключения сетей информации к аналогичным системам в странах Западной Европы, странах СНГ, что обеспечивает расширение информационных потоков и обогащает их содержательную насыщенность. Такая практика позволяет использовать обогащенную информацию в различных сферах, в том числе в области экономики, науки, образования, культуры.

Все это в определенной степени характеризует информационную систему государственного управления как открытую для взаимодействия с другими информационными системами общества, что является не маловажным фактором развития информационной системы государственного управления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены современные концепции государственного управления:

1. Концепция нового государственного менеджмента стала действенным ответом на кризисные явления в государственном управлении, ее реформы были стимулированы критикой затратного характера политики государства всеобщего благосостояния и резким падением доверия населения к государственному управлению. Новый государственный менеджмент стремиться избегать дихотомии политики/управления и эта проблема снимается с помощью определение руководства, что является особенностью этой концепции. Преимущественное внимание в этой концепции обращается на политическую роль высших административных чиновников.

2. Ключевым пунктом концепции политических сетей являются связи и отношения. Эта концепция раскрывает отношения между управленческими структурами и общественными и бизнес ассоциациями, восстанавливает отношения между управлением и политикой, а также близка к политической философии и ценностно-ориентированному подходу. В отличие от нового государственного менеджмента она проявляет интерес к политической сцене. Многие исследователи подчеркиваются ее несомненная связь с политической наукой, а внутри нее – связь с теорией демократического принятия управленческих решений и выработки политической линии.

3. Синергетические концепции изучают общие принципы и законы самоорганизующихся систем. Система государственного управления должна исходить из признания наличия двух взаимодействующих видов целей:

3.1. Цели управления характерны для традиционной парадигмы государственного управления, т.е. управляющий орган способен вести систему в желаемом направлении, изменяя ее (как пассивную систему) в соответствии со своими целями и желаниями. Практика показывает, что модель управления, которая не отвечает законам ее самоорганизации, ведет к возникновению непредвиденных результатов, нежелательных ситуаций.

3.2. Цели самоорганизации характерны для синергетической парадигмы государственного управления. Их смысл заключается в необходимости органам управления осознать, что управляемые системы не являются пассивным. Они обладают свойством самоорганизации, поэтому в них могут возникнуть лишь такие формы и структуры, которые соответствуют собственным тенденциям развития, тем, которые в них потенциально заложены.

Современные концепции государственного управления подразумевают и развитие современной информационной системы. Несомненно, говоря о системе государственного управления как об информационной системе, можно сказать, что она представляет собой разветвленную сеть линий коммуникаций и баз данных, обеспечивающих циркулирование информации, поступление ее во все структуры, подразделения государственных органов.

Информация о работе Роль информационной системы государственного управления