Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 22:34, курсовая работа
Актуальность темы определяется следующим фактом: в современной российской экономической системе очень велика разница между размерами доходов различных слоёв населения, в этом плане государство берёт на себя роль силы, старающейся сгладить эту разницу, продуманная социальная политика государства – вот что необходимо для уменьшения дифференциации доходов населения. Чем меньше различие в доходах населения, тем стабильнее экономическая ситуация внутри страны.
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
– характеристика доходов населения, а в частности механизм формирования
– доходов и структура доходов населения России;
проблемы неравенства доходов;
Нужно восстановить в новых политических и экономических условиях единство, взаимосвязь и взаимное влияние между хозяйственной и социальной политикой, утраченную в 90-е годы. Основа для этого – использование категории человеческого капитала, интегральной денежной оценки качества жизни населения, которая позволяет перевести на язык экономики выигрыши и потери страны, обусловленные положением в ее социальной сфере: уровнем образования и квалификации граждан, состоянием их здоровья и продолжительностью жизни, рождаемостью и т.п. Это требует активной и целенаправленной политики государства, направленной на решение социальных проблем с использованием рыночных механизмов, путем превращения социальной сферы в полноценный объект для инвестиций.27
2.3 Преодоление бедности
Среди важнейших задач социальной политики государства – преодоление бедности. Высокая дифференциация населения по доходам является одним из главных факторов социальной напряжённости в обществе. Официальная статистика при определении численности бедного населения ориентируется на абсолютную концепцию бедности. Согласно данному подходу, живущими за чертой бедности считаются граждане, имеющие доходы ниже официально установленного прожиточного минимума в определённом регионе28.
В стране сформировались три уровня бедности. Первый (нищенский) представлен низкой доходной категорией граждан: их доходы ниже стоимости минимального продуктового набора. Сюда относятся не только маргинальные слои, но и (в тех или иных своих частях): не получающие пособия безработные; мигранты; пенсионеры; работники бюджетных организаций, «приписанные» к нижним строкам ЕТС. Всего нищих (в буквальном смысле) — 3,3% населения страны.
Второй уровень (бедные в узком смысле слова), охватывает граждан с доходами ниже ПМ; группа таких граждан составляет 14,8% российского населения. Третий уровень бедности (малообеспеченные) — группа россиян с доходами в 1—2 ПМ на члена семьи (ниже МПБ), расходующих более половины доходов на питание. Эта группа включает 40,6% населения РФ. Субъективный показатель уровня бедности (42,2% — доля граждан, которые сами себя считают бедными) более чем в два раза превышает официальный показатель. Среди бедных всё больше становится молодых – людей с наиболее высокими социальными ожиданиями. Так же в России есть такая категория как работающие бедные, люди, чья заработная плата ниже прожиточного минимума, чаще всего это работники бюджетной сферы.
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является социальная поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых — уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д.
В странах с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различного рода денежные пособия, не денежные формы помощи (например, продовольственные талоны), дома престарелых и др.
В решении проблем бедности и высокой дифференциации населения по доходам проводимые социальные реформы (пенсионная, монетизация льгот) имели ограниченный эффект.
2.4 Политика заработной платы
Важным направлением в социальной политике является политика заработной платы, как одного из основных источников формирования дохода и снижение дифференциации в оплате труда. Заниженный уровень заработной платы подрывает воспроизводство трудовых ресурсов, является анти стимулом для работника и мощным ограничителем увеличения покупательной способности населения, а значит, и роста производства. Как уже отчасти отмечалось, чрезмерная дифференциация в оплате труда по отраслям и регионам ставит под вопрос существование в стране «единого социального пространства» со всеми вытекающими отсюда последствиями. При наличном уровне доходов основная масса граждан просто не в состоянии оплачивать «по полной» ни жилищно-коммунальные услуги, ни образование, ни медицинское обслуживание.29
Низкий уровень заработной платы и ее запредельная дифференциация - узел всех проблем в сфере доходов населения. Развязывание этого узла позволит уменьшить неравенство граждан в доступе к материальным и духовным благам, гарантировать возможность «зарабатывания» достойных пенсий и других социальных страховых выплат.
Оплата труда, обеспечение ее положительной динамики составляют сегодня главный приоритет социальной политики.30
2.5 Система социальной защиты
Социальная защита - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.31 Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья.
Система социальной защиты не определяется только поддержкой малообеспеченных слоёв населения или тех, кто не включён в общественное производство (учащиеся, пенсионеры, инвалиды). Она включает в себя защиту лиц, участвующих в общественном производстве и, прежде всего людей, работающих по найму. Осуществляется и через регламентирование в законодательной форме труда и его оплаты, а так же определении прав работников при приёме на работу и увольнении.
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
– поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих; – одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже;
величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
– адресного использования бюджетных средств;
– усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
– создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
– снижения уровня социального неравенства;
– повышения доходов населения.32
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
– денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
– натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи)33.
Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.
Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.
Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются (пособия на детей и т.п.).
Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный момент.
Бедность может иметь разные причины, а значит, и методы борьбы с ней должны быть различными. Так, в одном случае материальное неблагополучие граждан вызывается многодетностью, а в другом — явной заниженностью оплаты труда, и тогда нужны уже не пособия, а приведение заработной платы в соответствие с ее объективными основами. Более корректным поэтому представляется тезис, согласно которому социальная защита — это защита от социальных рисков, постоянно сопровождающих жизнь человека; речь идет о рисках, связанных с утратой трудоспособности вследствие заболеваний или преклонного возраста, потерей работы (безработицей), с несчастными случаями на производстве, с профессиональными заболеваниями, и др.
В 90-е годы были предприняты робкие и непоследовательные попытки создания альтернативной системе социальной поддержки системы социального страхования граждан, предполагающей распределение их социальных рисков между самими гражданами, работодателями и государством. Однако в 2001 г. был ликвидирован Государственный фонд занятости населения; затем при повышении ставки подоходного налога с 12 до 13% — отменили страховые отчисления из фонда оплаты труда. Основным источником аккумуляции страховых средств стал единый социальный налог (ЕСН), т.е. страховым взносам был придан противоречащий их природе налоговый характер.
Нельзя не признать негативным и тот факт, что, согласно действующему механизму (по сути налоговому), с ростом заработной платы падает коэффициент её будущего замещения пенсией. При месячной зарплате, равной 3 тыс. руб., он составляет 40%, 6 тыс. — 30, 12 тыс. — 18, а 18 тыс. руб. — 14%. Хуже того, на перспективу запланировано уменьшение среднего уровня коэффициента замещения — до 20% в 2013 г. вместо нынешних 25—30% (а в ряде развитых стран он достигает сегодня 70%).
Эффективность страховой системы в решающей степени зависит от непосредственной включенности в нее самого работника, предполагающей, конечно, достаточный для участия в страховании уровень заработной платы. Таким образом, главный принцип социальной защиты в рыночных условиях — страховой, и его надлежит реализовывать, обеспечивая, прежде всего, повышение уровня оплаты с труда.34
Выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной.
Итак, государство старается сгладить дифференциацию доходов населения путём оказания социальной помощи различным категориям граждан, оказание помощи осуществляется в виде денежных выплат и натуральной помощи. В сфере социальной защиты государство занимает активную позицию, это подтверждается реформами, проводимыми внутри этой сферы. Но, к сожалению, эти реформы дают понять ещё и то, что политика социальной защиты недостаточно эффективна для существующих темпов роста социальной дифференциации населения. Примером могут послужить такие реформы как монетизация льгот и пенсионная реформа, которые в последнее время доказывают свою недостаточную состоятельность и продуманность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе мы дали определение доходам населения, определили источники их формирования. Дали определение номинального, располагаемого и реального дохода. Мы рассмотрели распределение (факторное и персональное) и дифференциацию доходов населения, кривую Лоренца, коэффициент Джини. Исходя из статистических данных и прочитанной нами литературы по данному вопросу, мы пришли к выводу, что в России дифференциация доходов населения очень высока, что, несомненно, ведёт к экономической нестабильности.
Во второй главе нами была рассмотрена социальная политика государства, мы дали ей определение, сформулировали цели, определили приоритеты социальной политики государства, касающейся непосредственно формирования и распределения доходов населения. Приоритетными направлениями социальной политики государства являются: преодоление бедности, политика заработной платы, осуществление социальной защиты и достижение социальной справедливости. Анализируя сложившуюся в стране ситуацию, мы пришли к выводу, что на данный момент социальная политика, проводимая государством недостаточно эффективна.
Согласно «Прогнозу социально-экономического развития РФ численность населения с доходами ниже прожиточного минимума превысит 20 млн. человек включая 2,1 млн. работников бюджетной сферы. С учётом же заниженного данного минимума граждан, живущих за черной бедности, в лучшем случае вдвое больше. При этом сохраняется главная причина бедности – многократная заниженность заработной платы, Россия остаётся единственной в Европе страной, где минимальная оплата труда устанавливается ниже прожиточного минимума (в соответствии с проектом федерального закона, внесённого одновременно с законопроектом о бюджете – 2007, новый уровень МРОТ, введённый с 1 сентября, составил 2300 р., т.е. 50 % прогнозируемого прожиточного минимума трудоспособного населения); планируемая в размере 12 тыс. р. среднемесячная заработная плата по народному хозяйству фактически соответствует двухдолларовой часовой оплате труда, свойственной слаборазвитым странам. В ситуации суперпрофицитности бюджета в очередной раз не только не решается, но и не ставится императивная, абсолютно приоритетная социальная задача повышения цены рабочей силы до уровня, необходимого для перехода к расширенному типу её воспроизводства. Между тем без последнего исключается превращение заработной платы из продуцента бедности и дестимулятора производства в фактор подъёма благосостояния россиян и перевода экономики в режим быстрого, устойчивого и высококачественного роста. При этом следует отметить, что на доходах граждан в грядущем году негативно скажется прогнозируемый (6,5-8%) темп инфляции, темпы роста тарифов на энергоносители и цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства (тарифы на электроэнергию и газ для населения увеличатся соответственно на 13% и 15%, цена услуг ЖКХ – на 14-15%), а так же на услуги здравоохранения и образования35.
Информация о работе Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства