Самооценка руководителя и развитие его творческих возможностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Управление фирмой, организацией, учреждением, его подразделением, группой сотрудников - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно научиться делать так, чтобы все, с кем вам приходиться работать, во-первых, прониклись к вам расположением, во-вторых, были убеждены в вашей правоте, в-третьих, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела.
Качества руководителя можно условно разделить на две группы. Первая группа - его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности.

Содержание

Введение 3
Стили управления и их теория 4
Перечень качеств успешного руководителя 7
Методика определения деловых и личностных качеств руководителя 10
Творческие возможности 12
Заключение 19
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Нав менедж Мосина.docx

— 125.01 Кб (Скачать файл)

Профессионализм руководителя – постоянно самовозрастающая величина. Он призван являть собой образец повышения уровня своих теоретических знаний и практических навыков, а также общекультурного роста. Крайне важна систематическая демонстрация им хорошего владения технологией интеллектуального самовыражения при выработке управленческих решений.

В зависимости от управленческой ситуации руководителю приходится исполнять  разнообразные "роли", которые  определяются его положением в фирме. Таких ролей достаточно много.

1.  Администратор (наблюдает за исполнением).

2.  Плановик (разрабатывает методы и средства, с помощью которых другие достигают цели).

3.  Политик (устанавливает цели и линию поведения в группе, организации).

4.  Эксперт (человек, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или как к квалифицированному специалисту).

5.  Представитель (коллектива во внешней среде).

6.  Регулятор (отношений внутри группы, фирмы).

7.  Источник (идей, информации, поощрений и наказаний).

8.  Судья (а также миротворец).

9.  Символ (пример, лицо коллектива).

10.  Диктатор (человек, отменяющий индивидуальную ответственность: "Все претензии ко мне, действуйте от моего имени"; "Передай, что я приказал").

11.  Старший товарищ (к которому обращаются за помощью).

12.  "Козел отпущения" (человек, отвечающий за все в случае неудачи).

Выделенные роли являются, по существу, набором тех умений и навыков, которыми должен овладеть сильный руководитель.

Методика  определения деловых и личностных качеств руководителя

Каждый руководитель (менеджер) стремится к повышению эффективности своей управленческой деятельности и укреплению авторитета. Поэтому он заинтересован в такой информации, которая дала бы возможность узнать свои особенности в сравнении с другими, более эффективно использовать свои положительные и нейтрализовать отрицательные качества, если таковые имеются.

Информацию подобного рода позволяют получить методы психологического исследования личности и, в первую очередь, психодиагностические тесты. Однако руководители (менеджеры) весьма неохотно идут на тестирование даже к психологу, не говоря уже о работниках кадровых служб. Чем это объясняется?

Любой управленец, даже опытный и пользующийся заслуженным уважением, очень болезненно относится к своему авторитету и поэтому стремится избежать таких ситуаций, в которых может проявиться его несоответствие занимаемому положению. Психологическая диагностика для многих руководителей — явление неизведанное и поэтому вызывающее беспокойство и неуверенность в себе, и это не могут компенсировать никакие успехи в управлении. Руководитель готов подвергаться любым испытаниям, касающимся деловых качеств, но не готов раскрыть свои личностные особенности. Он опасается, что эта информация станет достоянием других лиц и предметом обсуждения подчиненных, не всегда настроенных благожелательно. Именно поэтому психодиагностика вызывает у него внутреннее сопротивление.

В то же время у руководителя (менеджера) существует потребность иметь объективную  информацию о себе.

Разрешить это противоречие позволяет самооценка руководителя с помощью психодиагностических тестов. Самооценка, являясь источником критической информации, оказывает влияние на самосознание руководителя, способствует активизации самовоспитания и саморазвития, позволяет более целенаправленно корректировать личные качества. Именно самооценка позволяет избавиться от чувства неизвестности и постепенно преодолеть психологический барьер по отношению к тестам.

Благодаря тестированию руководитель (менеджер) имеет возможность:

• сравнить себя, некоторые свои качества и личностные особенности со шкалой, позволяющей определить степень его расхождения с "идеальным " руководителем, с другими людьми, что даст ориентиры для самосовершенствования;

• выявить и более эффективно применять положительные качества, что формирует уверенность в себе;

• дать более адекватную самооценку своих способностей, специфики поведения, отношений с людьми;

• увидеть ошибки, выявить недостатки в своей деятельности, осознать их, определить пути преодоления.

Полученные  при тестировании результаты самооценки не являются "истиной в последней инстанции ", а дают лишь приблизительные характеристики и ориентиры. Они позволяют получить полезную информацию для самопознания, самоконтроля и коррекции поведения и деятельности руководителя.

Творческие  возможности

Творческие  способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Если внимательно рассмотреть  поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. 

Кроме репродуктивной деятельности в  поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. 

Таким образом, в самом общем виде определение  творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом  виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Творческие  способности представляют собой  сплав многих качеств. И вопрос о  компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации  из  элементов,  которые  большинство  людей  знают  и  используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: 

  1. Быстрота - способность высказывать максимальное  количество идей (в данном случае  важно не их качество, а их  количество). 

  2. Гибкость - способность высказывать широкое  многообразие идей.

  3. Оригинальность - способность порождать  новые нестандартные идеи (это  может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми). 

  4. Законченность  - способность совершенствовать  свой "продукт" или придавать  ему законченный вид. 

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев  и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.

1. Релизм  воображения – образное схватывание  некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. 

2. Умение  видеть целое раньше частей. 

3. Надситуативно  – преобразовательный характер  творческих решений – способность  при решении проблемы не просто  выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 

4. Экспериментирование  - способность сознательно и целенаправленно  создавать условия,  в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях. 

Ученые  и педагоги, занимающиеся разработкой  программ и методик творческого  воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности. 

1. Способность  рисковать. 

2. Дивергентное  мышление. 

3. Гибкость  в мышлении и действиях. 

4. Скорость  мышления. 

5. Способность  высказывать оригинальные идеи  и изобретать новые. 

6. Богатое  воображение. 

7. Восприятие  неоднозначности вещей и явлений. 

8. Высокие  эстетические ценности. 

9. Развитая  интуиция. 

Анализируя  представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению,  исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. 

Исходя  из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей: 

1. Развитие  воображения. 

2. Развитие  качеств мышления, которые формируют  креативность. 

Преодоление барьеров развития креативности и творческих способностей

Какие социальные и внутренние барьеры  мешают развитию творческих способностей, и как если не устранить их полностью, то хотя бы добиться значительного  снижения их сковывающего воздействия  на профессиональные и личные достижения.

Креативные барьеры —  это:

Недостаточное разнообразие навыков. Ограниченные возможности  для приобретения новых навыков. Незначительное количество трудностей. Ослабленное чувство персональной ответственности. Ограниченное количество вариантов решения. Санкции. Страхи. Личная узость мышления. Биполярное (альтернативное) мышление. Чрезмерная уверенность в себе. Постоянный недостаток времени. Процедурные ограничения. Бюрократизм. Лидеры с ограниченным мировоззрением. Ограничения, накладываемые процессами в группе. Перфекционизм. Боязнь ошибки. Боязнь отказа. Боязнь утратить контроль. Гордость. Личные фильтры. Физический дискомфорт. Слишком конкретное мышление (избыточный практицизм). Приятие существующего положения вещей (конформизм). Низкая самооценка на работе

Недостаточное разнообразие навыков. Трудно быть креативным, раз за разом выполняя одну и ту же работу. Напротив, люди, использующие разнообразные навыки, более креативны. Чтобы извлечь пользу, улучшая квалификацию, нужно искать возможности для освоения и использования новых навыков. Дополнительное образование очень хорошо сказывается на личных творческих способностях.

Ограниченные возможности  для приобретения новых навыков. Если работа ограничивает в приобретении новых навыков, то творческое воображение может оскудеть.

Незначительное количество трудностей. Если в жизни или на работе слишком мало трудностей, то, вероятнее всего, трудно проявить творческие способности. Многие люди избегают трудностей, они боятся связанных с ними неудобств и риска. Часто те же самые люди говорят, что существование навевает на них скуку, а значит, вызовы являются здоровой и необходимой составляющей человеческой жизни.

Ослабленное чувство персональной ответственности. Когда человек ощущает себя одной из множества спиц в колесе, у него нет мотива быть креативным. У всякой работы свои особенности, но непросто увидеть значение собственного вклада в общее дело, если вы сами себя не оцените.

Санкции. Когда другие люди активно противодействуют творческому мышлению, очень сложно быть креативным. Очень часто нестандартный подход вызывает наказание или порицание. Во многих организациях всякий сотрудник, высказывающий или использующий творческие идеи, считается источником проблем.

Страхи. Многие люди опасаются предлагать творческие идеи. Их пугает перспектива показаться странными и несговорчивыми. Они боятся, что их предложения высмеют, раскритикуют или подвергнут цензуре. И такая реакция действительно возможна, а следовательно, креативное поведение не всегда безопасно.

Личная узость мышления. Часто на работе используются привычные подходы, что очень мешает креативно. Необходимо разрушить оковы мышления.

Биполярное (альтернативное) мышление. Многие люди ограничивают свою мысль двумя альтернативными вариантами. Они сами ставят себя в положение человека, оказавшегося на развилке двух дорог. При рассмотрении проблемы целесообразно учесть все возможные варианты, а не только два из них.

Чрезмерная уверенность  в себе. Если руководитель думает, что у него уже есть правильный ответ, то он лишает себя даже малейшего шанса рассмотреть альтернативные подходы. Некоторая самоуверенность встречается очень часто, особенно у людей, которые обладают опытом или квалификацией. Но во многих случаях прежний опыт ограничивает нашу точку зрения на новые возможности.

Информация о работе Самооценка руководителя и развитие его творческих возможностей