Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 10:11, курсовая работа
Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время необходимость проведения исследования систем управления – объективная необходимость. А системный анализ выступает базовым методом исследования систем управления.
Введение 3
Системный анализ, как основной метод исследования управления
1.1 Методология системного анализа
1.2 Принципы системного анализа
1.3 Методы системного анализа
2 Системный анализ в исследовании управления
2.1 Определение понятия системного анализа
2.2 Основные подходы в системном исследовании
2.3 Системный анализ — конструктивное направление исследования процессов управления
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Кызылский (СГБ) |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Исследование систем управления |
Тема |
Системный анализ как базовый метод исследования управления |
Фамилия студента |
Малых |
Имя студента |
Кристина |
Отчество студента |
Евгеньевна |
№ контракта |
10400100301002 |
Введение 3
1.1 Методология системного анализа
1.2 Принципы системного анализа
1.3 Методы системного анализа
2 Системный анализ в исследовании управления
2.1 Определение понятия системного анализа
2.2 Основные подходы в системном исследовании
2.3 Системный анализ — конструктивное направление исследования процессов управления
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
Приложение А
Приложение Б
В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития. Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям:
• обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий — больше;
• быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
• учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
• учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;
• учитывать изменение структуры издержек производства;
• принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.
Это далеко не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. Для реализации их существует объективная необходимость в исследованиях, анализе существующего положения.
Различного рода нововведения проявляют себя на предприятиях в форме организационного совершенствования системы управления, что требует уточнения отдельных связей, параметров системы, применения более эффективных способов их реализации, повышения уровня надежности и т.д. Организационное совершенствование системы (ее подсистем или элементов) затрагивает уже не только отдельные связи, но и структуру управления в целом. А это, в свою очередь, требует установления и обеспечения новых связей, устранения излишних связей, существенного изменения функций управления и способов принятия управленческих решений.
Новые условия функционирования предприятий выдвигают высокие требования к личным и деловым качествам руководителей. Именно они определяют сегодня уровень деловой активности управленца. В связи с этим возникает необходимость повышение квалификации и самообразования руководителей и всех работников. Уровень квалификации работников определяет способность предприятия к изменениям с целью выживания. Накопленные практические, теоретические, стратегические, коммерческие, производственные знания определяют уровень интеллекта предприятия, основанный на информационных технологиях, технологических решениях и скорости восприятия нововведений.
Различного рода нововведения проявляют себя на предприятиях в форме организационного совершенствования системы управления, что требует уточнения отдельных связей, параметров системы, применения более эффективных способов их реализации, повышения уровня надежности и т.д. Организационное совершенствование системы (ее подсистем или элементов) затрагивает уже не только отдельные связи, но и структуру управления в целом. А это, в свою очередь, требует установления и обеспечения новых связей, устранения излишних связей, существенного изменения функций управления и способов принятия управленческих решений. Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления. Целью совершенствования управления является ориентация, как управления, так и системы в целом на саморазвитие с тем, чтобы предотвратить нежелательные тенденции, а не пытаться решить уже возникшие проблемы. Умение предвидеть проблемы и избежать их должно определять эффективность деятельности руководителя и, как следствие результаты деятельности предприятия в целом.
Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время необходимость проведения исследования систем управления – объективная необходимость. А системный анализ выступает базовым методом исследования систем управления.
Поэтому исследование систем управления представляет важную и актуальную задачу для любой организационной системы. Основным методом в исследовании и проектировании систем управления выступает системный анализ. Создание сложных систем и управление ими потребовало организации междисциплинарных исследований, привлечения специалистов разных научных профилей: экономистов, психологов, социологов, математиков и т.д. В результате необходимости изучения сложных систем - технических, экономических, биологических, социальных и других - возникла дисциплина системный анализ. Истоки системного анализа находятся в тех дисциплинах, которые занимаются проблемами принятия решений – теории исследования операций и методов теории управления. Целью работы служит изучение системного анализа как основного метода исследования управления, в результате которой были рассмотрены следующие задачи: 1. Основные подходы в исследовании систем управления; 2. Раскрытие методологии системного анализа; 3. Методики, принципы и методология системного анализа; 4.Определение понятия системного анализа.
Методология системного анализа представляет совокупность принципов, подходов, концепций и конкретных методов, а также методик.
Прежде чем рассматривать системную методологию, надо разобраться с понятием «системный». Сегодня широко используются такие понятия как «системный анализ», «системный подход», «теория систем», «принцип системности» и др. При этом их не всегда различают и часто применяют как синонимы. Наиболее общим понятием, которое обозначает все возможные проявления систем, является «системность». Структура системности в трех аспектах (рис. 1): системная теория, системный подход и системный метод.
Рис. 1. Структура системности и составляющие её функции.
Системная теория (теория систем) реализует объясняющую и систематизирующую функции: дает строгое научное знание о мире систем; объясняет происхождение, устройство, функционирование и развитие систем различной природы.
В системном анализе исследования строятся на использовании категории системы, под которой понимается единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, расположенных в определенной закономерности в пространстве и во времени, совместно действующих для достижения общей цели. Система должна удовлетворять двум требованиям:
Таким образом, свойства, поведение или состояние, которыми обладает система, отличаются от свойств, поведения или состояния образующих ее элементов (подсистем). Система — это целое, которое нельзя понять путем анализа. Система — это множество элементов, которое нельзя разделить на независимые части.
Совокупность свойств элементов системы не представляет собой общего свойства системы, а дает некоторое новое свойство. Для любой системы характерно наличие собственной, специфической закономерности действия, невыводимой непосредственно из одних лишь способов действия образующих ее элементов.
Всякая система является развивающейся системой, она имеет свое начало в прошлом и продолжение в будущем.
Понятие системы — это способ найти простое в сложном, в целях упрощения анализа.
Элементарная система, изображенная в общем виде, представлена на рис. 2.
Рис. 2. Система в общем виде
Основными частями ее являются вход, процесс, или операция, и выход.
У любой системы вход состоит из элементов, классифицируемых по их роли в процессах, протекающих в системе. Первый элемент входа тот, над которым осуществляется некоторый процесс, или операция. Этот вход есть или будет «нагрузкой» системы (сырье, материалы, энергия, информация и др.). Вторым элементом входа системы является внешняя (окружающая) среда, под которой понимается совокупность факторов и явлений, воздействующих на процессы системы и не поддающихся прямому управлению со стороны ее руководителей.
Системный подход следует рассматривать как некоторый методологический подход человека к действительности, представляющий собой некоторую общность принципов, системное мировоззрение. Подход — это совокупность приемов, способов воздействия на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, ведении дела и т. д. Принцип - а) основное, исходное положение какой-либо теории; б) наиболее общее правило деятельности, которое обеспечивает его правильность, но не гарантирует однозначность и успех. Итак, подход — это некоторая обобщенная система представлений о том, как должна выполняться та или иная деятельность (но не детальный алгоритм действия), а принцип деятельности — множество некоторых обобщенных приемов и правил. Кратко суть системного подхода можно определить так: Системный подход — это методология научного познания и практической деятельности, а также объяснительный принцип, в основе которых лежит рассмотрение объекта как системы. Системный подход заключается в отказе от односторонне аналитических, линейно-причинных методов исследования. Основной акцент при его применении делается на анализе целостных свойств объекта, выявлении его различных связей и структуры, особенностей функционирования и развития. Системный подход представляется достаточно универсальным подходом при анализе, исследовании, проектировании и управлении любых сложных технических, экономических, социальных, экологических, политических, биологических и других систем. Назначение системного подхода заключается в том, что он направляет человека на системное видение действительности. Он заставляет рассматривать мир с системных позиций, точнее — с позиций его системного устройства. Таким образом, системный подход, будучи принципом познания, выполняет ориентационную и мировоззренческую функции, обеспечивая не только видение мира, но и ориентацию в нем.
3. Системный метод реализует
познавательную и
Всякий раз, когда ставится вопрос о технологиях системного анализа, сразу же возникают непреодолимые трудности, связанные с тем, что устоявшихся технологий системного анализа в практике нет. Системный анализ в настоящее время представляет собой слабосвязанную совокупность приемов и методов неформального и формального характера. В системном мышлении пока чаще господствует интуиция. Ситуация усугубляется еще и тем, что, несмотря на полувековую историю развития системных идей, нет однозначности в понимании самого системного анализа. Ю.П. Сурминым выделяются следующие варианты понимания сущности системного анализа:
• Отождествление технологии системного анализа с технологией научного исследования. При этом для самого системного анализа в этой технологии практически не находится места.
• Сведение системного анализа к системному конструированию. По сути, системно-аналитическая деятельность отождествляется с системотехнической деятельностью.
• Очень узкое понимание системного анализа, сведение его к одной из его составляющих, например к структурно-функциональному анализу.
• Отождествление системного анализа с системным подходом в аналитической деятельности.• Понимание системного анализа как исследования системных закономерностей.
• В узком смысле под системным анализом довольно часто понимают совокупность математических методов исследования систем.• Сведение системного анализа к совокупности методологических средств, которые используются для подготовки, обоснования и осуществления решений по сложным проблемам. Таким образом, то, что называют системным анализом, представляет собой недостаточно интегрированный массив методов и приемов системной деятельности. Сегодня упоминание о системном анализе можно найти во многих работах, связанных с управлением, решением проблем.
1.2. Принципы системного анализа
Системный анализ – это есть не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный анализ используется в тех случаях, когда стремятся исследовать объект с разных сторон, комплексно. Наиболее распространенным направлением системных исследований считается системный анализ, под которым понимают методологию решения сложных задач и проблем, основанную на концепциях, разработанных в рамках теории систем. Системный анализ определяется и как "приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием", или даже со стратегическим планированием и целевой стадией планирования.
Информация о работе Системный анализ как базовый метод исследования управления