Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 20:44, курсовая работа
Цель данной работы - исследование системы отбора персонала и формирование рекомендаций по совершенствованию системы отбора персонала в Сбербанке России.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты формирования и реализации процессов отбора и подбора персонала;
проанализировать данные процессы в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России;
по результатам анализа предложить направления по усовершенствованию рассматриваемых процессов в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России.
Введение
1. Теоретические аспекты найма, подбора и отбора и оценки персонала
1.1 Технологии найма персонала
1.2 Основные принципы отбора персонала
1.3 Собеседование, как основной метод оценки кандидатов
1.4 Подбор и расстановка персонала
2. Анализ системы отбора персонала в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России
2.1 Общая характеристика банка
2.2 Анализ структуры персонала банка
2.3 Анализ движения персонала банка
2.4 Анализ системы отбора персонала банка
3. Совершенствование системы отбора персонала в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России
3.1 Организация профессионального отбора специалистов и подбора кандидатов на должности номенклатуры банка
3.2 Методика отбора банковских менеджеров
3.3 Разработка технологии проведения личных собеседований с кандидатами на вакантные должности
3.4 Эффективность от внедрения усовершенствованной системы отбора и оценки персонала
Заключение
Список использованных источников
2.3 Анализ движения персонала банка
Наиболее ответственный этап в анализе обеспеченности банка персоналом – изучение ее движения: не только общего числа принятых и уволенных, но и распределения их по источникам поступления и направления выбытия.
Данные для изучения движения рабочей силы приведены в таблице 8.
Таблица 8 – Сведения о движении персонала банка
Наименование показателей |
Количество человек - всего |
||||||||||||
по отделениям |
В том числе | ||||||||||||
бизнес-подразделения |
из них |
обеспечивающие подразделения |
из них |
операционно-кассовые работники отделения |
из них | ||||||||
в возрасте до 30 лет |
в возрасте от 30 до 50 лет |
имеют высшее образование |
в возрасте до 30 лет |
в возрасте от 30 до 50 лет |
имеют высшее образование |
в возрасте до 30 лет |
в возрасте от 30 до 50 лет | ||||||
Принято на работу в отчетном году – всего, из них: |
23 |
23 |
6 |
1 |
5 |
1 |
3 |
3 |
0 |
3 |
14 |
12 |
2 |
- из других коммерческих банков |
0 |
0 |
|||||||||||
- из органов местного |
0 |
0 |
|||||||||||
- в порядке перевода на другую работу внутри системы СБ РФ |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||
- из других организаций |
18 |
18 |
5 |
1 |
4 |
13 |
11 |
2 | |||||
- выпускники дневных отделений
высших и средних |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
||||||
Выбыло за отчетный год – всего, из них: |
21 |
21 |
6 |
1 |
4 |
3 |
3 |
0 |
3 |
2 |
12 |
6 |
4 |
- уволены по инициативе работника – всего, в т.ч. по причинам |
16 |
16 |
5 |
1 |
3 |
2 |
2 |
0 |
2 |
1 |
9 |
6 |
2 |
- неудовлетворенности |
0 |
0 |
|||||||||||
- неудовлетворенности условиями труда |
0 |
0 |
|||||||||||
- неудовлетворенности режимом |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
||||||
- неудовлетворенности высоким уровнем рабочих нагрузок |
0 |
0 |
|||||||||||
- неудовлетворенности размером заработной платы |
5 |
5 |
4 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
|||||
- отсутствия перспективы |
0 |
0 |
|||||||||||
- невозможности |
0 |
0 |
|||||||||||
- отсутствия перспективы |
0 |
0 |
|||||||||||
- связанными с семейными |
6 |
6 |
6 |
4 |
2 | ||||||||
- трудности совмещения работы с обучением |
0 |
0 |
|||||||||||
- отдаленности места работы от места жительства |
0 |
0 |
|||||||||||
- несложившихся отношений с |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
- ухудшения отношений с |
0 |
0 |
|||||||||||
- ухудшения состояния здоровья |
1 |
1 |
1 |
||||||||||
- уволены по инициативе |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- несоответствия работника |
0 |
0 |
|||||||||||
- неоднократного неисполнения |
0 |
0 |
|||||||||||
- однократного грубого |
0 |
0 |
|||||||||||
- совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя |
0 |
0 |
По данным таблицы видно, что в течение года было принято в целом по банку 23 человека, в основном операционно-кассовый персонал, в возрасте до 30 лет. Среди источников поступления работников можно выделить: из других организаций, принятых в порядке перевода из дочерних компаний, а также после окончания ВУЗов.
Выбыло - 21 человек, из них по собственному желанию – 16 человек, по разным причинам. Кроме того, 1 человек ушел на пенсию, 1 перевелся в другое подразделение и 3 – уволились по уходу за ребенком.
В следующей аналитической таблице 9 приведены сведения по замещаемости, текучести и выбытии персона банка на 01.01.2008 года.
Таблица 9 - Сведения о замещаемости, текучести и выбытии
Персонал |
Уровень замещения должностей специалистами |
Уровень текучести |
Уровень выбытия |
Отношение фактической численности к штатной | ||
Всего |
С высш. образованием |
С высш. образ, по профилю работы | ||||
Руководство |
100,0% |
100,0% |
66,7% |
- |
- |
100,0% |
Управляющий отделением |
100,0% |
100,0% |
- |
- |
100,0% | |
Зам. управляющего отделением |
100,0% |
100.0% |
100,0% |
- |
- |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) бухгалтерского учета и отчетности |
100,0% |
59,5% |
57,1% |
12,0% |
16,0% |
100,0% |
Планово-экономическое управление (отдел/сектор) |
100 0% |
100,0% |
100,0% |
- |
- |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) вкладов и расчетов населения |
100,0% |
75,0% |
50,0% |
50,0% |
50,0% |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) кредитования |
100 0% |
100,0% |
100,0% |
14,3% |
14,3% |
103,7% |
Управление (отдел/сектор) кредитования частных клиентов |
100,0% |
100,0% |
100 0% |
- |
- |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) ценных бумаг |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
- |
- |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов |
100,0% |
100,0% |
83,3% |
50,0% |
50,0% |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) валютных и неторговых операций |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
- |
- |
100,0% |
Юридическое управление (отдел/сектор) |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
- |
- |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) внутреннего контроля |
100,0% |
83,3% |
83,3% |
- |
- |
100,0% |
Управление (отдел, сектор) по работе с персоналом |
100,0% |
100,0% |
50,0% |
- |
100,0% |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) банковских карт |
80,0% |
60.0% |
60,0% |
33,3% |
33 3% |
83,3% |
Управление (отдел/сектор) информатики и автоматизации банковских работ |
90,0% |
50,0% |
10 0% |
- |
- |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) сопровождения и оформления банковских операций |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
- |
- |
100,0% |
Отдел/сектор контроля за вкладными операциями |
100,0% |
75,0% |
50,0% |
- |
- |
100,0% |
Операционное управление (отдел) |
87,5% |
50,0% |
50,0% |
- |
100,0% | |
Управление (отдел/сектор) кассовых операций |
83,3% |
100,0% |
50,0% |
- |
14,3% |
100,0% |
Управление (сектор) инкассации |
100,0% |
50,0% |
7.77% |
7,7% |
100,0% | |
Управление (отдел/сектор) безопасности и защиты информации |
100 0% |
100,0% |
50,0% |
33,3% |
33.3% |
100,0% |
Административно-хозяйственное управление (отдел/сектор) |
75,0% |
25 0% |
- |
- |
80,0% | |
Общий отдел/сектор |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% | |
Дополнительный офис (опер.касса) |
83,1% |
88,9% |
77.8% |
15,7% |
18,6% |
102,7% |
Специалисты кредитования вне секторов дополнительного офиса |
100,0% |
85,0% |
85,0% |
50,0% |
50,0% |
100,0% |
ВСЕГО |
171,7% |
76,3% |
64,5% |
12,2% |
15,0% |
100,7% |
Таким образом, исходя из проведенного анализа следует, что списочная численность Зеленогорского отделения №7815 Сбербанка России на 31.12.2007 года составляет 354 человека: работают в основном женщины, имеющие высшее образование, в возрасте от 30-55 лет, со стажем работы в банковской сфере от 5-10 лет.
2.4 Анализ системы отбора персонала банка
По результатам опроса специалистов по отбору персонала Зеленогорского отделения №7815 Сбербанка России выявлены следующие источники отбора (таблица 10).
Таблица 10 – Источники отбора персонала
Наименование источника |
Удельный вес, % |
Кадровый резерв |
10,0 |
Внутренние источники |
15,0 |
Кредитно-финансовые, другие учреждения и организации |
65,0 |
Служба занятости населения |
- |
Высшие и средние профессиональные учебные заведения |
5,0 |
Самопроявившиеся кандидаты |
5,0 |
Прочие |
- |
Всего |
100,0 |
Из таблицы видно, что основной источник отбора персонала (более половины) – это другие кредитно-финансовые учреждения и организации – 65%. Кадровый резерв составляет 10% - как правило, на должности ведущих специалистов. На внутренние источники приходится всего 15%. Незначительная часть персонала принимается из выпускников высших учебных заведений и претендентов, которые самостоятельно приносят свои резюме в отдел по персоналу.
Обязательным критерием при отборе претендентов на вакантные места является наличие высшего образования, которое позволяет работнику за короткий срок освоить рабочее место, нести ответственность за порученное дело.
В процессе проведения отбора кандидатов для работы в банке одним из основных методов оценки считается профессиональное испытание, который позволяет сделать вывод об уровне профессиональных знаний, умений, навыков кандидата, необходимых в работе на вакантной должности, для этого используются - собеседование. В Сбербанке применяется неструктурированное, где вопросы задаются в свободной форме, вопросы заранее не готовятся, и беседа проходит в свободной форме. По результатам оценки из нескольких претендентов выбирается кандидат, деловые качества и персональные данные которого наиболее соответствуют предъявляемым требованиям. Однако исследования выявили целый ряд проблем, снижающих эффективность собеседований. Основа этих проблем имеет эмоциональный и психологический характер. Так, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, без учета сказанного в остальной части собеседования. И, в конечном итоге, решение зависит от того, кто проводит собеседование или кто привлекается в качестве эксперта.
Другой основной принцип кадровой работы в банке - открытая перспектива: хорошо зарекомендовавшие себя сотрудники имеют все возможности для построения карьеры - немало молодых энергичных людей, пришедших в банк со студенческой скамьи, уже занимают весьма ответственные посты.
Политика банка в вопросах работы с персоналом реализует принцип долгосрочного найма. Такой поход обуславливает настороженное отношение к кандидатам, часто меняющим место работы. Благодаря тщательной, «прицельной» работе по подбору персонала в банк приходят отличные специалисты, не только знающие свою область, но и обладающие ценнейшим из качеств умением расти и изменяться вместе с компанией, по-новому смотреть на старые проблемы и открывать совершенно новые возможности для развития бизнеса.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что действующая система отбора персонала достаточно хорошо себя зарекомендовала, однако, в связи с реорганизацией Зеленогорского отделения №7815 путем присоединения структурных подразделений Сбербанка г.Заозерного, Рыбинского и Саянского районов и расширением сферы деятельности, система отбора нуждается в дополнении, поэтому в проектной части дипломной работы поставлена цель – предложить мероприятия по усовершенствованию действующей системы отбора персонала.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ЗЕЛЕНОГОРСКОМ ОТДЕЛЕНИИ №7815 СБЕРБАНКА РОССИИ
Вряд ли сегодня в России существует хотя бы одна крупная корпорация, для которой не были бы крайне актуальными проблемы поиска и подбора персонала. Особенно если речь идет о такой многофилиальной корпорации, как Сбербанк России, имеющей свои подразделения в различных регионах страны. На ситуацию на рынке труда банковских специалистов в настоящее время особенно сильно влияют следующие факторы:
Сбербанк России рассматривает развитие кадрового потенциала как основное условие для выполнения поставленных стратегических задач. Интенсификация труда банковских работников, массовое освоение новых продуктов и технологий, расширение полномочий и ответственности специалистов и руководителей среднего звена требуют постановки новых целей и приоритетов системы управления персоналом. Главной задачей кадровой политики Банка на ближайшие годы - дальнейшее повышение квалификации персонала, создание коллективов профессионалов, способных обеспечить решение задач стратегического развития Банка.
Идет поиск оптимального сочетания материальных и нематериальных стимулов мотивации работников к повышению производительности и качества труда, развитию инициативы, поиску новых технологических решений. Банк создает условия, позволяющие каждому сотруднику реализовать свои способности, получить возможность повышения уровня профессиональных знаний, понимать систему оценки результатов его труда и перспективу должностного роста.
Наиболее востребованными в настоящее время банковскими специалистами являются, прежде всего, хорошие «клиентщики»: кредитные работники, векселисты, маркетологи, специалисты по разработке банковских продуктов, в том числе уникальных, специалисты по PR и рекламе. Это связано с усилением конкуренции на банковском рынке, борьбой банков за каждого нового клиента.
Наименее востребованы специалисты по работе на открытых рынках. Снижение доходности большинства межбанковских и биржевых операций ведет к тому, что они все в большей степени становятся механизмом регулирования ликвидности, за исключением разве что конверсионных операций по заявкам клиентов или получения доходов на арбитраже. Штаты соответствующих подразделений в большинстве уже давно сформированы и относительно стабильны.
В ближайшее время, в связи с вышеперечисленными причинами, спрос будет расти на специалистов клиентского блока, банковских технологов, специалистов по лизинговым операциям, специалистов по выстраиванию эффективных систем оценки и контроля, риск-менеджеров и аналитиков, которые способны устанавливать контакты с новыми клиентами, добиваться их доверия, развивать взаимопонимание и на этой основе выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения, предоставляя качественное обслуживание и помогая клиенту находить решения по развитию его бизнеса. Потребность же в других банковских специалистах с опытом практической работы останется относительно стабильной.
3.1 Организация профессионального отбора специалистов и подбора кандидатов на должности номенклатуры Сбербанка
Прием на работу в Зеленогорском отделение №7815 Сбербанка России осуществляется по результатам профессионального отбора персонала – системы оценочных процедур и мероприятий, позволяющих выявлять кандидатов, которые по своим деловым качествам наиболее пригодны к профессиональной деятельности.
Отбор кандидатов – это система мероприятий по оценке качеств и способностей, которыми обладает кандидат, на предмет их соответствия рассматриваемому виду трудовой деятельности.
Для эффективного отбора первостепенное значение имеет определение критериев, на основании которых будет приниматься решение о преимуществах соискателей, которые отсекают тех претендентов, которые не соответствуют установленным критериям. В Зеленогорском отделение №7815 Сбербанка России отбор кандидатов на работу проводится на основе критериев отбора установленных «Порядком отбора и приема на работу специалистов в отделения Сбербанка России, организационно подчиненные территориальному банку СБ РФ» (Приложение В), в соответствии с Квалификационными характеристиками по должностям работников Банка и его филиалов, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 06.12.95 г. №67, с учетом требований, установленных для рассматриваемой должности.
Информация о работе Совершенствование системы отбора персонала