Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:39, автореферат
Современное общество называют информационным. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровье сберегающих условиях. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательного учреждения на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.
На правах рукописи
Зацепин Игорь Сергеевич
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВПО МИЧГАУ
Специальность 08.02.00 – Менеджмент
(производственный менеджмент)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
магистра экономических наук
Мичуринск-наукоград РФ, 2012
Диссертация выполнена на кафедре организации и управления производством ФГБОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет»
Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент
Официальные оппоненты: кандидат экономических наук, доцент
Ермаков Игорь Львович
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Современное общество называют информационным. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровье сберегающих условиях. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательного учреждения на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.
Актуальность исследования подтверждается также тем, что до настоящего времени оставалась открытой проблема прогнозирования использования ИТ в системе управления, что также связано с отсутствием количественных критериев эффективности ИТ.
Объект исследования – совершенствование стратегии развития ИКТ в высшем учебном заведении.
Предмет исследования – процесс информатизации управления образовательными учреждениями.
Сложность, многоплановость и недостаточная разработанность оценки эффективности ИТ, наличие нерешенных и дискуссионных проблем, объективная необходимость их научного осмысления и комплексного анализа предопределили выбор темы, цель и содержание исследования.
Целью настоящей магистерской работы является определение стратегических целей, основных направлений, основополагающих принципов и приоритетов, реальных этапов информатизации Мичуринского государственного аграрного университета, реализация которых определяет долгосрочные перспективы развития корпоративной информационной среды университета и позволит значительно укрепить позиции университета на рынке образовательных услуг, повысить эффективность научных исследований и системы управления.
Цель исследования – совершенствование процесса управления образовательным учреждением на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Цели и задачи исследования:
Гипотеза исследования — управление образовательным учреждением, с использованием информационно-коммуникационных технологий, будет более эффективным, если:
Теоретико-методологическую базу исследования составляют: общие методологические и теоретические основы управления в образовании, рассмотренные Ю.К. Бабанским, П.И. Конаржевским, П.В. Худоминским и другими. Поддержка образовательных инициатив и нововведений, создание условий, обеспечивающих выживание и развитие образовательных учреждений, изложенных В.А. Сластениным и Т.И. Шамовой, целеполагание и регуляция социального управления в образовании, рассмотренные М.М. Поташником, П.И. Третьяковым и Т.И. Шамовой. Рассмотрение круг проблем управления, связанные с информатизацией общества и образования в трудах Б.С. Гершунского и других.
Методы исследования. В ходе исследования использовался комплекс различных методов: объект исследования изучен методом системного анализа, методами исключенного и включенного наблюдения, изучения документов, регламентирующих управление образовательным учреждением, экспертных оценок, проведения социологических опросов. Широко использован метод вторичного анализа результатов исследований, ранее проведенных в этой области.
Предполагаемый результат исследования – теоретически обоснованные практические рекомендации для оптимизации управления и развития информационных технологий в сфере предоставления образовательных услуг.
Научная новизна магистерского исследования заключается в разработке и обосновании ряда теоретических положений и методических рекомендаций по разработке стратегии развития информационных технологий в высшем учебном заведении. Основные результаты, определяющие научную новизну проведенного исследования состоят в следующем:
Структура и объем диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы, таблиц, рисунков. Структура и логика работы согласуется с предметом и целью исследований и была определена в соответствии с необходимостью решения поставленных задач.
Во введении обоснована актуальность темы, цель и задачи, теоритические и методологические основы исследований, рассмотрена степень разработанности проблемы, определена научная новизна.
В первой главе – «Теоретические и организационные аспекты управления информационными технологиями в современных образовательных учреждениях» - рассмотрены различные трактовки понятия «информационно-образоватьной среды» и проанализированы современное состояние использования информационных технологий в сфере образовательных услуг.
Во второй главе – «Современное состояние системы
развития информационных коммуникаций
в МичГАУ», проанализированы система управления
информационно-
В третьей главе – «Совершенствование стратегии развития управления информационными системами в ВУЗе» - предложены методические положения по совершенствованию стратегии развития информационными технологиями в МичГАУ, а также дана количественная оценка показателя эффективности внедрения ИКТ в ВУЗе.
В выводах и предложениях сформулированы основные результаты исследования.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
Эффективность внедрения ИКТ в обучение зависит от готовности преподавателей использовать эти технологии в учебном процессе и их навыков в применении ИКТ.
Стратегия развития единой образовательной информационной среды (ЕОИС) основывается на общей государственной стратегии развития сферы образования РФ и предусматривает комплекс мероприятий по таким основным направлениям ФЦПРО, как совершенствование содержания и технологий образования, обеспечение всеобщего равного доступа к образованию, развитие ИКТ-инфраструктуры сферы образования, развитие кадров с целью повышения их ИКТ-компетентности, повышение эффективности управления в системе образования (рисунок 2).
Стратегическим направлением информатизации образования в современных условиях является создание единого информационного пространства вуза путем создания корпоративной коммуникационной инфраструктуры, использования современного цифрового оборудования, компьютерной техники и программных средств, с последующей интеграцией информационных систем (ИС) университета в общий комплекс взаимосвязанных программных продуктов и технических решений.
Для разработки и успешной реализации процесса информатизации существенное значение имеет оценка текущего состояния информационно-технологического обеспечения основных производственных процессов университета (образовательных, научных, управленческих и т.д.).
Рисунок 1. Обеспеченность учебного процесса в учреждениях профессионального образования средствами ИКТ, по оценкам руководителей учреждений, 2009 г.
Источник: Мониторинг экономики
образования. Репрезентативный опрос руководителей учреждений
профессионального образования. ГУ –ВШЭ,
Левада-Центр URL: http://education-monitoring.
Современное состояние структуры и кадровый потенциал ЦИТ МичГАУ представлено на рисунке 3.
Мичуринский государственный аграрный университет обладает большой материально-технической базой ИКТ, в полной мере обеспечивающей учебный процесс образовательного учреждения.
В МичГАУ имеется
достаточно современная
Для создания и развития информационно-образовательной среды в МичГАУ задействованы научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциалы, накопленные вузом за более чем 80-летний период работы.
Рисунок 2. Направления стратегии развития ЕОИС.
В настоящее время происходит
планомерный переход к использованию
WEB-ресурсов. Создана WEB-среда "Университетская
медиатека", цифровая университетская фоно- и видеотека.
Обучающими и информационными мультимедийными
базами данных студенты могут воспользоваться
с любого рабочего места в сети. Вместе
с тем отмечается низкая скорость пополнения
данными, что объясняется недостаточным
уровнем методической работы в университете,
слабым использованием возможностей видео-
и медиатеки, отсутствием необходимых
заявок кафедр на целенаправленное расширение
фонда учебных ресурсов. В области ИКТ
кроме традиционных курсов "математика"
и "информатика" разрабатываются
новые программы и курсы с перспективой
открытия, как это решено Ученым Советом
и ректоратом университета, новых специальностей:
"Организация и технология защиты информации",
"Прикладная информатика", "Информационный
менеджмент".
На базе Института интегрированных программ
высшего и послевузовского образования
и Института дополнительных образовательных
программ в университете осуществляются
курсы повышения квалификации в области
использования ИТ в профессиональной
деятельности для преподавателей и сотрудников
университета, а также для сотрудников
учреждений города и региона.