Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:39, автореферат
Современное общество называют информационным. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровье сберегающих условиях. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательного учреждения на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.
Рисунок 3. Кадровая структура центра информационных технологий МичГАУ
Для самостоятельной работы студентов МичГАУ базовой аудиторией открытого доступа сегодня является электронная библиотека, вместе с тем идентичные возможности предоставляет уже любой компьютер в университете смонтирован на современной элементной базе, позволяющей осуществлять все виды индивидуальной, парной, групповой работы, что позволяет весьма эффективно использовать весь этот комплекс в процессах обучения и контроля знаний студентов. В результате использования сетевых образовательных ресурсов стала доступна новая технология дистанционного пользования уникальными аутентичными материалами, с помощью которой любой компьютерный класс в университете превращается в полноценный читальный зал с неограниченными информационными ресурсами сетевых технологий. Регулярно осуществляются трансляции в Интернет - эфире с установленных в лекционных и большом актовом залах видеокамер. Соответственно каждый пользователь телевизионной образовательной сети имеет возможность дистанционно осуществлять их просмотр и видеозапись. В настоящее время стремительно возрос интерес преподавателей к проведению лекций с использованием проекционной техники, компьютерных презентаций.
В университете развивается система дистанционного обучения (ДО). Одной из проблем, возникающих при организации дистанционного образования, является низкая оснащенность обучаемых вычислительной техникой.
В университете осуществляется формирование пакета документов и методических материалов по специальностям (государственный образовательный стандарт, примерный учебный план, примерные программы дисциплин, рекомендуемая учебная литература, перечень баз практик и их программы, перечень тем курсовых и дипломных проектов, методические указания по выполнению проектов, практикумов и т.д.). То есть начата работа по созданию систем виртуальных кафедр или виртуальных специальностей, а также электронных энциклопедий, справочников, сетевых монографий.
Начат новый этап разработкой и принятием Ученым советом МичГАУ концепции развития библиотеки, в рамках которой утвержден план мероприятий по информатизации библиотеки. Из книгохранилища библиотека МичГАУ должна превратиться в полифункциональный информационно-ресурсный центр, являющийся составной частью "Электронного университета МичГАУ ".
С 2008 г. в университете организовано и активно используется проведение централизованного компьютерного тестирования, на базе программного комплекса АСТ-тест.
Финансово - хозяйственная деятельность компьютеризирована с использованием системы "1С-бухгалтерия" хотя остаются нерешенными вопросы увязки локальных программных комплексов в единый информационно-программный комплекс управления вузом. В целях обеспечения информационной безопасности финансовых баз данных создан отдельный сервер для экономической и бухгалтерской информации. Созданы единые базы данных во всех подразделах бухгалтерского учета, ведутся активные работы по компьютеризации деятельности управления кадров, работа которого неразрывно связана с базами данных бухгалтерского учета и других информационных систем.
Однако современные условия функционирования и развития университета предъявляют новые требования к системности и эффективности управления вузом, оперативности и качеству управленческих решений, сбору и обработке информации для их принятия, к параметрам отчетности.
Внешняя среда функционирования вузов стала качественно иной: повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. У государственных вузов возникла острая необходимость адаптации к жестким реалиям конкуренции. Управление государственным вузом в этих условиях должно быть более приспособленным к рыночной саморегуляции. Поэтому все чаще говорят о необходимости стратегического подхода к управлению современным вузом.
При изучении основных условий, в которых организация должна работать, в стратегическом менеджменте используются различные методы. Наиболее популярный подход связан со SWOT-анализом. Имеется реальная возможность в рамках SWOT-анализа проанализировать ВУЗ и его окружение в терминологии делового мира: ВУЗ производит собственный продукт, имеет определенные ресурсы, соперничает на определенном рынке и занимает определенную его долю; ему характерен определенный производственный процесс, он связан со своими заказчиками и т.д. Произведем анализ в сфере информатизации университета МичГАУ, его сильных и слабых внутренних сторон, возможностей и угроз во внешней среде.
На рисунке 4. приведена матрица SWOT-анализа Мичуринского государственного аграрного университета.
Рисунок 4. SWOT-анализ ИКТ Мичуринского государственного аграрного университета.
Основными негативными явлениями (угрозами) внешней среды для вуза являются:
Слабые стороны (недостатки) МичГАУ предопределены негативными процессами и явлениями в российском образовании, и в большинстве своем являются типичными для основной массы отечественных вузов.
Возможности Мичуринского государственного аграрного университета.
Создание единого информационно-образовательного пространства университета на основе передовой системы управления знаниями, формирование полномасштабного электронного образовательного и научного контента. Использование новейших информационных технологий способствует решению педагогических и методических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами.
Сильные стороны Мичуринского государственного аграрного университета тесно связаны с ключевыми компетенциями ВУЗа.
Интерес к использованию информационно-управляющих моделей в образовании не случаен. Он является отражением повышенного внимания к вопросам образования, проявляемого во всех странах.
Эта сложная проблема не может быть эффективно решена управленцами, если их работа будет основываться лишь на прошлом опыте, интуиции и здравом смысле руководителей. Будучи необходимыми сами по себе, эти факторы должны быть дополнены точной, полной и своевременной информацией об управляемой ими образовательной структуре.
Однако и этого уже мало. Люди, принимающие решения, должны иметь возможность:
- пользоваться различными,
в том числе и чисто
- моделирования последствий своих решений;
- доступа в режиме реального времени к банкам (российским и зарубежным) педагогической информации по интересующей их тематике;
- обсуждения принимаемых
решений с коллегами и
Все это заставляет отказываться от уже существующих локальных моделей управления (не только образованием) и переходить к новым моделям управления, учитывающим возможности распределения работы, информации, динамического формирования и трансформации экспертных групп на основе сетевых технологий, прежде всего INTERNET (см. рисунок 5).
Рисунок 5. Изменение моделей управления образованием
Единство процесса управления начинается со сбора информации и кончается принятием определенного решения.
Одним из наиболее распространенных методов исследования систем является моделирование. Обобщенно моделирование можно определить как метод познания, в котором изучение некоторых характеристик одного объекта - оригинала заменяется изучением соответствующих характеристик другого объекта – модели.
Обычно модели создаются для следующих основных целей:
- для изучения объекта (его структуры, механизма функционирования, внешних связей и законов развития);
- для прогнозирования реакции объекта на различные внешние воздействия;
- для оптимизации объекта
(оптимизации его структуры
Виды моделей могут классифицироваться следующим образом (см. рисунок 6).
Основными рабочими понятиями в рамках анализируемой нами информационной модели управления образованием являются:
- информация;
- переработка информации;
- информационная модель.
Целью создания модели управления информационными технологиями является прежде всего повышение успеваемости студентов, поскольку критерий «повышение эффективности управления» не может быть определен количественно или его формулировка носит субъективный характер.
Модель должна обеспечивать выявление наиболее существенного в объекте с точки зрения достижения цели управления.
Математическая модель описывает зависимость между исходными данными и искомыми величинами.
Рисунок 6. Классификация видов моделирования
На теоретико-множественном уровне абстрагирования такую модель можно представить в виде схемы (рисунок 7):
Математическая модель является математическим аналогом проектируемого объекта. Степень адекватности ее объекту определяется постановкой и корректностью решений задачи проектирования.
Рисунок 7. Математическая модель
Стратегической целью университета является формирование научно-образовательного и инновационного центра, ядром которого станет университет. Это обеспечит лидерство университета в области естественных, гуманитарных и технических наук, его вхождение в число ведущих мировых образовательных и интеллектуальных центров.
Для реализации достижения стратегической цели деятельность МичГАУ должна развиваться по следующим основным направлениям:
Существенная роль в реализации сложных и масштабных проектов, к числу которых относится развитие Мичуринского государственного аграрного университета, отводится использованию ИКТ.
Анализ опыта ведущих зарубежных и отечественных учебных заведений позволил выделить следующие стратегические ориентиры внедрения ИКТ в современном ВУЗе (Рисунок 8).
Принимая во внимание опыт ведущих мировых университетов и собственный опыт внедрения ИКТ в основных направлениях деятельности ВУЗов, определили цель и основные задачи процесса информатизации МичГАУ (Рисунок 9).
Цель - достижение современного уровня использования ИКТ для обеспечения эффективности бизнес-процессов университета.
Рисунок 8. Стратегические ориентиры внедрения ИКТ
Рисунок 9. Стратегические направления развития ИКТ в МичГАУ
Решения предполагают возможности использования различных моделей реализации сервисов (например, модели аутсорсинга).
Основой использования средств ИКТ в сфере образования является системный подход, основывающийся на выявлении всех существенных факторов, определяющих эффективность решения информационных задач образования на их основе. В контексте данного подхода использование ИКТ должно формировать целостные средства системы, выполняющей согласованную совокупность действий, объединяемых общим замыслом и единой целью.
Системный подход предполагает интегрирование всех ресурсов, функционирующих на основе ИКТ, с одной стороны. С другой стороны, ИКТ должны сами восприниматься как комплексное средство развития личности будущего специалиста в условиях информатизации образования.
Показатели результативности и эффективности МичГАУ на 2010-2020 гг.(фрагмент) прямо или косвенно связанные с внедрением ИКТ приведены в таблице 1.
Таблица 1. Показатели результативности и эффективности МичГАУ на 2010-2020 г.г.(фрагмент)
1 Рассчитывается как доля образовательных дисциплин обеспеченных лекционными материалами в
электронном формате, от общего количества дисциплин.
2 В том числе из регионов за пределами МичГАУ.
3 Включает объем НИР, НИОКР, консалтинговой, инжиниринговой деятельности университета и совокупный
объем
произведенной инновационной
Продолжение таблицы 1.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Говоря об управлении информационными технологиями, необходимо учитывать, что управление должно быть оптимальным. Основной проблемой оптимального управления учебным процессом является выбор аналитических методов и численных алгоритмов нахождения оптимального решения.