Современная Теория Менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:03, реферат

Краткое описание

Новое представление, на котором в будущем будет основываться менеджмент - как в теории, так и на практике, - заключается в том, что сфера деятельности менеджмента не должна быть ограничена юридически.
Цель данной работы – рассмотреть теоретические основы менеджмента и его современное состояние в системе рыночных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

теория менеджмента.docx

— 25.99 Кб (Скачать файл)

 

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Томский Государственный Университет

Высшая Школа Бизнеса

Отделение Финансов Статистики и Предпринимательства

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Современная Теория Менеджмента»

 

 

 

 

 

                                                                          Реферат по Теории Менеджмента

                                                                 Выполнил студент группы 22335

                                                                                                Кирсанов Н. И.

                                

 

 

Томск 2014 г.

Введение

В ситуации с высоким уровнем риска, а именно такими ситуациями живет современный (и не только отечественный) бизнес мы вольно или невольно, осознанно либо бессознательно руководствуемся определенным набором правил, доктрин, принципов. От того, насколько прагматичным является этот набор, зависит успех любого предприятия.

Требование сегодняшнего дня состоит не в том, чтобы придерживаться "нормы", а в том, чтобы изменить бизнес в соответствии с новыми реалиями. Понятно, что четко определить эти реалии не всегда удается, гораздо привычнее действовать при помощи того, что "уже себя оправдало".

В настоящее время вместо поисков единственно правильного типа организации и технологии менеджмента следует поставить перед собой другую задачу: научиться выявлять, выстраивать и проверять на практике структуры управления, которые соответствуют поставленным задачам.

Технологии и конечное использование превратились в фактор ограничения. Фундаментом деятельности менеджмента должны стать воспринимаемая потребителем ценность и решение потребителя относительно распределения его располагаемого дохода. Именно с такого представления и должны начинаться сегодня как политика, так и стратегия менеджмента.

Новое представление, на котором в будущем будет основываться менеджмент - как в теории, так и на практике, - заключается в том, что сфера деятельности менеджмента не должна быть ограничена юридически.

Цель данной работы – рассмотреть теоретические основы менеджмента и его современное состояние в системе рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание понятия менеджмента

 

Менеджмент в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:

Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;

Менеджмент - это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;

Менеджмент - это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель - хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения. Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в России.

Продавец находится в конкуренции не только со своими прямыми “коллегами”, изготовителями идентичного товара, но и с производителями разнообразных его заменителей. Помимо этого, предприятие должно быть в состоянии поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять услуги лучшие, чем у конкурентов. Менеджмент позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников.

Задача предприятия состоит в том, чтобы осваивать новые рынки, удовлетворять потребности клиентов. Одновременно она является и задачей руководства, менеджмента. Успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих, а руководство.

 Итак, менеджмент означает  организацию работы коллектива. Работу на предприятии следует  организовывать с таким расчетом, чтобы она в максимальной степени  соответствовала потребностям сотрудников  и позволяла активизировать их  работу и повысить ее эффективность. Принимая любые решения, менеджеры  должны постоянно иметь в виду  не только высокую рентабельность  фирмы, но и проблемы существования  своих сотрудников, а также потребителей, ради которых фирма существует и удовлетворение потребностей которых реально обусловливает необходимость функционирования фирмы и работы ее менеджеров. Любое принимаемое решение должно в длительной перспективе свидетельствовать об экономической пользе предприятия. Ну, а то, что дает хорошие результаты только в данный момент времени и на ближайшее будущее, а в отдельном периоде ставит существование предприятия под угрозу, следует расценивать как ошибочное. Т.о. обеспечение существования фирмы на рынке можно считать главной задачей менеджмента. В связи с этим стратегическому управлению в его работе придается большое значение .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школы менеджмента

Школа научного управления (1885-1920 гг.) тесно связана с работами Ф.У Тейлора, Ф. Гильберта, Л. Гильберта и Г. Грантта. Они полагали, что, используя наблюдение, измерение, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда и добиться их эффективного выполнения. На первом этапе анализировалось содержание работы и определялись ее основные компоненты. На основе анализа изменялись рабочие операции с целью устранения лишних движений и разработки стандартных процедур и оборудования. Тейлор, например, установил, что максимальный объем железной руды или угля можно перебросить, если пользоваться лопатой емкостью до 8,6 кг. Были регламентированы потребности в отдыхе и установлены неизбежные перерывы производства, что позволило установить нормы труда, которые были выполнимы. Тейлор и его школа впервые выделили управленческие функции и предложили рассматривать их отдельно.

Классическая или административная школа управления (1920-1950 гг.) рассматривала организацию в целом. Эта школа была создана французом Анри Файолем. Его называют отцом менеджмента. Он разработал универсальные принципы администрирования управления и разделил их на две группы. В первую входили функции управления и организации. Файоль выделял пять функций: финансы, производство, маркетинг, планирование и организацию. Вторая группа принципов относилась к структуре организации и управлению работниками. В этой группе существовали следующие принципы:

разделение труда; полномочия и ответственность (полномочия - право отдавать приказы); дисциплина (уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и работниками; справедливое применение санкций); единоначалие; единство направления (каждая группа, действующая в рамках единой цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя); подчиненность личных интересов общим; вознаграждение персонала; иерархия управления; справедливость и порядок (доброта и правосудие); стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоративный дух.

Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) сформулирована в работах двух ученых М. Фоллета и Э. Мэйо. Фоллет впервые определил менеджмент как "выполнение работы с помощью других лиц". Мэйо обнаружил, что четко разработанные операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению производительности труда. Некоторые работники сильнее реагируют на давление со стороны коллег по группе, чем на зарплату и давление руководства.

Мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые лишь частично могут быть удовлетворены с помощью денег.

Школа поведенческих наук (1950г. - настоящее время) является развитием" школы человеческих отношений. Основная ее задача - изучение мотивации поведения работников с целью использования потенциала каждого.

Наука управления или количественный подход (1950 г. - настоящее время) использует математику, статистику и инженерные науки. Основа - моделирование организаций и отдельных хозяйственных ситуаций.

Процессный подход, являющийся частью науки управления, предлагает рассматривать управление как совокупность взаимосвязанных действий: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование - это определение целей организации и действий людей для достижения этих целей, оно должно быть непрерывным, так как цели меняются и меняется окружающая обстановка. На планирование также влияет неопределенность будущего. Планирование решает три задачи: где мы находимся в настоящее время; куда хотим двигаться; как мы собираемся это сделать.

Организация предполагает создание некоторой структуры, в которой главным является делегирование полномочий. С помощью этого средства руководство осуществляет выполнение работы другими лицами.

Работа выполняется, если существует мотивация этой деятельности.

Мотивация - это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы) к деятельности, направленной на достижение целей организации.

Контроль является средством проверки того, как организация достигает своих целей. Существуют три направления управленческого контроля:

1) установление стандартов - точное определение целей, которые  могут быть достигнуты за определенный  промежуток времени;

2) установление того, что  действительно достигнуто за  определенный промежуток времени  и сравнение достигнутого с  ожидаемыми результатами. Если обе  фазы выполнены правильно, то  руководство знает не только  о том, что существует проблема, но и о том, в чем она состоит;

3) определение действий, необходимых для коррекции отклонений от первоначального плана.

Системный подход исходит из представления об организации как о некоторой системе. Предполагается, что система - это совокупность взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Системы могут быть открытыми и закрытыми. Закрытая система действует независимо от окружающей обстановки. Примером являются часы. Открытая система характеризуется взаимодействием с окружающей средой. Все организации являются открытыми системами и для их анализа используются приемы исследования открытых систем. Системный подход к управлению предполагает, что любое изменение в ее отдельно взятом элементе ведет к изменению состояния прочих элементов и системы в целом.

Ситуационный подход считает центральным моментом управления ситуацию, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи менеджмента

Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.

В то же время конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы.

Исходя из этого, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся:

- переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

- стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

-  определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

- разработка стратегии развития организации и реализация;

- определение конкретных целей развития организации;

- постоянный поиск и освоение новых рынков;

- выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

- осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач .

Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые, намеченные цели оцениваются на рынке.

 

Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или заменить точными количественными оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Теория менеджмента характеризуется большим количеством различных школ, теоретических и практических подходов, которые достаточно трудно поддаются классификации и периодизации, поэтому существуют различные точки зрения по этим вопросам. В самом общем виде, как правило, выделяют школу научного управления (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон) классическую или административно-функциональную школу управления (А. Файоль, М. Вебер), школу человеческих отношений (Э. Мейо, А. Маслоу), школу науки управления (П. Друкер и др.).

Информация о работе Современная Теория Менеджмента