Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 08:21, курсовая работа
Одним из направлений улучшения эффективности функционирования предприятия является и повышение менеджером своих собственных действий, имеется в виду рациональное использование времени, эффективное проведение заседаний и совещаний, правильная организация собственного рабочего места, формирование эмоциональной стрессоустойчивости, организация эффективных коммуникаций.
Введение 3
Глава 1. Личные качества руководителя и его деятельность 5
1.1 Личность эффективного руководителя 5
1.2. Подходы к изучению деятельности руководителя 9
1.3. Ключевые компетентности современного руководителя 14
Глава 2. Анализ личных качеств руководителя и их влияние на эффективность управления на примере кыргызско-казахского ОсОО «Градиент» 18
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Градиент» 18
2.2 Анализ деятельности менеджера 28
Глава 3. Проблемы и рекомендации совершенствования деятельности менеджера 35
Заключение 43
Список использованной литературы 44
Личностные черты современных отечественных менеджеров сформированы под воздействием некоторых российских особенностей:
Общей чертой управленческой
работы является исполнение роли руководителя.
Все менеджеры занимают определенные
руководящие должности в
Ролевое направление. В деятельности руководителя можно выделить два основных аспекта – целесообразность и эффективность. Целесообразность – это умение выполнять необходимую работу. Эффективность – это умение экономично использовать все имеющиеся ресурсы. Целесообразность несравнимо важнее эффективности, поскольку человек должен выполнять нужную работу, и только в этом случае имеет смысл говорить о ее эффективности.
Г. Минцберг выделил три группы ролей, которые должен исполнять руководитель, желающий эффективно работать:
1) межличностные;
2) информационные;
3) управляющие.
Достоинствами ролевого подхода Г. Минцберга, по мнению многих авторов, являются возможности выделить различные фрагменты деятельности руководителя и на основе этого деления производить ее анализ, а также понять, что определенные вида деятельности являются не прерыванием основной работы менеджера, а ее составной частью.5
Межличностные роли характеризуют отношения, существующие между менеджером и его подчиненными, а также другими людьми внутри и за пределами организации. Таким образом, он должен исполнять роли главы, лидера и связующего звена. Роль главы следует из его формального авторитета и положения. Как лидер руководитель должен уметь совмещать цели организации и потребности отдельных людей, находящихся в его подчинении. Выступая в роли связующего звена, менеджер поддерживает контакты на горизонтальном уровне, общаясь со своими коллегами, возглавляющими другие организации.
Информационные роли связаны с тем, что менеджер является своеобразным информационным центром, так как, во-первых, к нему поступает информация, которую необходимо обработать и проанализировать; во-вторых, он должен передавать информацию, как своим подчиненным, так и за пределы возглавляемого коллектива. Таким образом, он должен исполнять роли получателя, распространителя информации и представителя своей организации в ее контактах с внешним миром.
Управляющие роли руководителя связаны с необходимостью принимать решения, проводить изменения в работе возглавляемого им подразделения и реагировать на изменения внешней среды. Таким образом, он должен исполнять роли инициатора, устранителя проблем, распространителя ресурсов и посредника. Как инициатор менеджер принимает решения относительно инноваций, необходимых организации, при этом он должен как побуждать к изменениям, так и направлять их. Выполняя роль устранителя проблем, менеджер принимает решения в непредсказуемых ситуациях, возникающих помимо его воли. Как распределитель ресурсов менеджер принимает решения относительно финансов, персонала, оборудования и других ресурсов, одновременно с этим он распределяет работу между подчиненными. Руководитель вынужден вести переговоры и принимать решения, связанные с ответственностью при распределении ресурсов организации.
Среди названных трех групп наиболее важной является группа информационных ролей, посредством которой, кроме всего прочего, происходит взаимоувязка межгрупповых и управляющих ролей.
Репертуар ролей и их наполнение у каждого руководителя свои, то есть роль, имеющая большое значение для одного, может не представлять ценности для его коллеги. Более того, на разных уровнях управленческой иерархии приоритет имеют разные роли.6
Поведенческое направление. Вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что данный подход помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. Стиль руководства в контексте управления понимают как «привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации».7
Классификацию стилей разных руководителей проводят на основании общих черт. В последнее время в теории стилей выделяют два сложившихся подхода:
1) традиционная классификация
стилей, в которой выделяются
авторитарный, демократический, либеральный
и анархический стили
2) классификация стилей по степени сосредоточения внимания руководителя на производстве и персонале.
Авторитарный стиль управления характеризуется: большой концентрацией власти в руках руководителя; выключением механизма саморегуляции процесса управления путем присвоения себе права всеобщего контроля; высокой степенью регламентации деятельности подчиненных; отстранением подчиненных от процесса выработки решений; моральным давлением на подчиненных методом прямых угроз в их адрес; требованием неукоснительного соблюдения либо собственных распоряжений, либо различных инструкций и правил.
Демократический стиль
управления характеризуется: влиянием
руководителя на потребности высоких
уровней подчиненных; ненавязыванием
собственной воли руководителя подчиненным;
предоставлением подчиненным
Либеральный стиль управления характеризуется: предоставлением подчиненным полной свободы в определении собственных целей деятельности, в выборе средств достижения этих целей, в осуществлении самоконтроля; минимальным участием руководителя в управлении коллективом; ответственностью руководителя за деятельность подчиненных.
Анархический стиль
управления отличается от либерального
тем, что руководитель стремиться избегать
ответственности за деятельность подчиненных
и не позволяет подчиненным
К. Левин, в своем известном исследовании, посвященном изучению особенностей стилей руководства, установил, что авторитарное руководство добивается выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов оказываются низкая мотивация, меньшая оригинальность, отсутствие группового мышления, меньшее дружелюбие в группах, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно более зависимое и покорное поведение. При либеральном руководстве объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю.9
Классификация стилей в системе ГРИД.
Данная система была предложена Р. Блейком и Д. Мутоном в 1964 г. Она представляет собой двухмерную классификацию, в которой стили управления оцениваются по девяти балльной шкале по двум показателям: забота о производстве и забота о персонале (рис. 1). В рамках этой классификации выделены следующие стили управления:
1.1 – когда руководитель
проявляет минимальный интерес
к производству и подчиненным,
занимая позицию стороннего
9.1 – когда высокие
требования по достижению
1.9 - когда минимальный
интерес к производственной
5.5 – когда сочетаются равномерная забота о производстве и забота о людях, причем и то и другое делается с неполной отдачей; такой руководитель ориентируется либо на общепринятые мнения, либо на мнение руководства, поэтому проявляет только одобряемую инициативу, в работе с подчиненными легко сочетает похвалу и критику;
9.9 – когда сочетаются максимально возможная забота о производстве и забота о людях; такой руководитель стремится заинтересовать сотрудников в достижении целей организации, поощряет их участие во всех делах, что обеспечивает благоприятный морально-психологический климат и высокую эффективность работы; руководитель уверен в себе и всегда стремиться к нововведениям.
Забота о персонале |
9 |
1,9 |
9,9 | |||||||
8 |
||||||||||
7 |
||||||||||
6 |
||||||||||
5 |
5,5 |
|||||||||
4 |
||||||||||
3 |
||||||||||
2 |
||||||||||
1 |
1,1 |
9,1 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||
Забота о производстве |
Рис. 1. Решетка ГРИД
Кроме названных основных стилей в системе ГРИД выделяют следующие дополнительные стили управления:
1.3. Ключевые компетентности современного руководителя
Современный руководитель должен быть специалистом и в совершенстве знать все стороны управляемого объекта, обладать способностью принимать решения и уметь предвидеть экономические, социально-психологические и организационные последствия реализации принятых решений. Он должен быть генератором идей и владеть методами активизации трудовой деятельности, уметь прогнозировать развитие организационных и управленческих отношений. Для этого он должен иметь систему знаний, навыков, умений и обладать организаторскими способностями, управленческим талантом, чтобы создать объективные условия для эффективного функционирования руководимого коллектива. Т.е. руководитель должен обладать определенными качествами, которые необходимы ему в управленческой деятельности. Выделяют профессиональные, личные и деловые качества.
К профессиональным качествам относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста, и обладание которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя. К ним относятся:11
— высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;
— широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности;
— стремление к постоянному
— поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;