Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:55, доклад
В работе рассмотрена теория менеджмента Альфреда Слоуна, а также этапы становления современного социального менеджмента
«Витебский Государственный Политехнический Колледж»
Сообщение
«Современный этап развития менеджмента»
Менеджмент бизнеса (1945—1970).
Альфред Слоун, основатель этой теории, впервые сделал вывод, что для успешного развития фирмы необходимо ориентироваться на внешние изменения (на потребителя), и, таким образом, определил развитие менеджмента от замкнутости к открытости. Тем самым А. Слоун предопределил интенсивное развитие маркетинга В этот период всеобщей стала ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей потребителя.
Основное влияние в это время на управление оказывает производство и рынок. Система управления должна быть нацелена на рынок, на потребителя. Организация является открытой системой. Главная цель управления — получение прибыли (но с учетом потребительских нужд). Главный принцип менеджмента — децентрализация управления.
Современный этап развития социального менеджмента связан с именем Питера Ф. Друкера. С его точки зрения, каждое предприятие, помимо получения прибыли, должно определить свою меру социальной ответственности перед обществом.
Каждое предприятие является элементом природы. Предприятия созданы не для того, чтобы уничтожить все живое на нашей планете, а для того, чтобы обеспечить расцвет общества, целостное развитие человеческого существа.
На этапе социального
В 1970-е гг. в практике управления
в США появились понятия «
Концепция человеческих ресурсов появилась в ответ на изменение условий хозяйственной деятельности фирм в производственной, технической, социально-экономической сферах. Проявлением этих изменений является повышение роли рабочей силы в производстве, когда обеспеченность квалифицированной рабочей силой, уровень ее мотивации, организационные формы и другие обстоятельства, определяющие эффективность использования персонала, стали решающим фактором конкурентоспособности фирмы.
Одним из постулатов теории «человеческих ресурсов» является попытка оценить использование рабочей силы с помощью ценностных категорий. При этом, с одной стороны, применение теории «человеческих ресурсов» характеризуется помимо заработной платы определенными затратами нанимателя на отбор персонала, его обучение, социальное страхование и т.п. С другой стороны, человеческие ресурсы способны создавать доход, поступающий в распоряжение работодателя. Именно эта способность определяет «ценностный», «стоимостный» аспект использования человеческих ресурсов.
При таком" подходе прослеживается прямая зависимость величины дохода от индивидуальной производительности работника, его творческого подхода, самореализации и т. д.
Основной теоретической
В условиях конкурентной борьбы выигрывает
тот, кто смог обеспечить потребности
собственного производства рабочей
силой более высокого качества. В
странах с развитой экономикой корпорационное
и государственное
Важной особенностью формирования
трудовых ресурсов на фирме является
также признание социально-
Применение концепции «
В 70-е гг. значительное число корпораций внедряло программы «гуманизации труда», в основе которых лежали теоретические положения о необходимости уничтожения монотонности труда, обогащения его содержания как более соответствующего требованиям высокоразвитой личности. Задача обогащения содержания труда решалась путем вертикальной группировки трудовых функций, чередования рабочих мест, расширения зоны приложения труда за счет горизонтальной группировки нескольких однообразных операций.
Теория гуманизации труда (ГТ) подчеркивала необходимость такой организации труда, при которой работник должен видеть перед собой значительную задачу, приложить к ее решению свои способности, знание и получить признание. В соответствии с этой теорией работнику должна предоставляться полная информация о процессе производства и его последовательности, необходимая для понимания его места и роли на производстве, конечной цели труда и планирования работы Согласно теории ГТ соответствующие программы должны включать развитие групповых форм организации трудовой демократии и демократизацию структур управления. Концепция «качества трудовой жизни» представляет собой развитие теорий человеческих ресурсов, гуманизации труда. Она предусматривает улучшение социально-экономического содержания труда, развитие тех характеристик трудового потенциала, которые позволяют предпринимателям более полно использовать интеллектуальные, творческие, организаторские, нравственные способности человека Соответствующее качество трудовой жизни должно создать условия для того, чтобы дать выход творческим способностям самого работника, когда главным мотиватором становится не заработная плата, не должность, не условия труда, а удовлетворение, которое работник получает от достижений в процессе труда в результате самореализации и самовыражения.
Качество трудовой жизни
характеризуется рядом
♦ надлежащее и справедливое вознаграждение за труд; безопасность и здоровые условия труда; непосредственная возможность использовать и развивать свои способности, возможность удовлетворять потребность в самореализации, самовыражении;
♦ возможность профессионального роста и уверенность в будущем;
♦ развитие дружеских отношений с коллегами и возможность для работника участвовать в принятии решений, затрагивающих его работу;
♦ возможность совершенствования организации труда и повышения уровня его содержательности;
♦ достойное место работы в жизни человека и правовая защищенность работника на предприятии (в организации);
♦ общественная полезность работы. Официальное признание концепция «качества трудовой 'жизни» получает в 70-е гг.,
что выражается в создании в развитых
капиталистических странах
Современная система взглядов на менеджмент, т. е. новая управленческаяпарадигма, основана на следующих принципах: отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента; использование в управлении теории систем, облегчившей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром; использование ситуационного подхода к управлению; признание социальной ответственности менеджмента. Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестают «работать» в условиях предпринимательских структур. В настоящее время главное внимание обращается на человеческий или социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат; этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента.
Практика современного менеджмента
показывает, что для решения сложных
социально-экономических
В 1970-е гг. в практике управления
в США появились понятия «
Концепция человеческих ресурсов появилась в ответ на изменение условий хозяйственной деятельности фирм в производственной, технической, социально-экономической сферах. Проявлением этих изменений является повышение роли рабочей силы в производстве, когда обеспеченность квалифицированной рабочей силой, уровень ее мотивации, организационные формы и другие обстоятельства, определяющие эффективность использования персонала, стали решающим фактором конкурентоспособности фирмы.
Одним из постулатов теории «человеческих ресурсов» является попытка оценить использование рабочей силы с помощью ценностных категорий. При этом, с одной стороны, применение теории «человеческих ресурсов» характеризуется помимо заработной платы определенными затратами нанимателя на отбор персонала, его обучение, социальное страхование и т.п. С другой стороны, человеческие ресурсы способны создавать доход, поступающий в распоряжение работодателя. Именно эта способность определяет «ценностный», «стоимостный» аспект использования человеческих ресурсов.
При таком" подходе прослеживается прямая зависимость величины дохода от индивидуальной производительности работника, его творческого подхода, самореализации и т. д.
Основной теоретической