Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:12, лекция
Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.
ВФ V
Содержание и сущность понятий "менеджмент" и "управление"
Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.
В "Оксфордском словаре английского языка" менеджмент характеризует способ (манеру) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административную единицу.
В "Толковом словаре русского языка" менеджмент определен как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.
"Современный экономический словарь" дает следующие определения термина "менеджмент": "1) совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления.
Цели и задачи менеджмента
Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании; 2) руководство предприятия, фирмы, руководящий орган"
Из приведенных определений следует, что менеджмент можно трактовать как:
- процесс управления
хозяйственной деятельностью
- процесс управления
производством (продажами)
- функции управления организацией;
- персонал (аппарат) управления организацией.
Приравнивая по значению термины «менеджмент» и «управление», необходимо учитывать организационную основу управления. Не может быть управления без организации. Любое дело необходимо прежде организовать, а затем им управлять.
По своей сути менеджмент представляет область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей хозяйственных субъектов путем разумно обоснованного использования людских, материальных, финансовых и информационных ресурсов.
Менеджмент представляет вид управления, полностью отвечающий потребностям рыночной экономики.
Менеджмент – это умное, умелое, рассудительное ведение хозяйства, заведование, руководство, управление, умение добиваться целей посредством труда, интеллекта, мотивов поведения людей.
Содержание менеджмента включает:
Научную основу менеджмента составляют все накопленные знания об управлении организациями за историю человечества.
Менеджмент как наука направлен на объяснение природы управленческого труда, выявление факторов, позволяющих реализовать процесс воздействия на сотрудников организаций наиболее эффективно.
Менеджмент является особым видом профессиональной деятельности, направленной на достижение организацией, ограниченной в ресурсах, оптимальных результатов хозяйственной деятельности, основываясь на принципах, реализуя функции, методы и формы руководства.
Для современного менеджмента характерны:
Организация рассматривается как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнять коллективно то, чего они не могут сделать индивидуально.
.
Цели менеджмента
Важнейшими задачами менеджмента являются организация и управление выполнением работ, производством товаров, оказанием услуг, ориентируясь на удовлетворение потребностей и запросов потребителей на основе имеющихся людских, материальных, финансовых и информационных ресурсов и получение максимальной прибыли.
В ходе деятельности организации менеджментом решаются следующие ключевые вопросы:
С учетом изложенного, менеджмент – это комплексная система целевого управления на основе решения задач, прогнозирования, стратегического и текущего планирования деятельности организации с целью удовлетворения потребностей и запросов потребителей и получения организацией максимальной прибыли.
Функции менеджмента
В качестве вида деятельности менеджмент предполагает выполнение функций планирования, организации, мотивации, координации и контроля, т.е. совокупности задач, которые он призван решать.
Функции менеджмента были сформулированы в начале прошлого века одним из его основоположников Анри Файолем. Главной функцией менеджмента является планирование. Ее реализация основана на глубоком и всестороннем анализе хозяйственной ситуации, в которой находится организация, и ее перспектив развития. Формулируются цели и задачи, разрабатывается стратегия, составляются планы для их осуществления. Планирование выполняется для того, чтобы установить, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».
Организационная функция реализуется посредством создания самой организации, формирования ее структуры, системы управления, обеспечения деятельности организации необходимыми процедурами. Она берет на себя практическое исполнение стратегий и тактик.
Одна из важнейших функций менеджмента – мотивационная. Ни одна цель не будет достигнута, если работники в этом не будут заинтересованы. Мотивационная функция заключается в установлении потребностей работников, выборе наиболее оптимального в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить максимальную активность в процессе достижения целей организации.
Чтобы сознательная деятельность работников организации достигла своей цели, ее необходимо координировать, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия. В этом суть функции менеджмента – координации.
Критически важная в менеджменте – функция контроля. Без контроля невозможно оценивать результаты деятельности организации и ее работников. Контроль позволяет заблаговременно выявлять опасности, обнаруживать отклонения от установленных стандартов.
Основные задачи любого контроля следующие:
• определение того, что и по каким показателям проверять;
• оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
• выяснение причин отклонений, если
таковые вскрываются в
• осуществление корректировки, если она необходима и возможна.
Виды и типы менеджмента .
Заметим, что под видами
менеджмента подразумеваются
Выделяются следующие основные виды менеджмента: организационный, стратегический, тактический (текущий) и оперативный.
Объектом организационного менеджмента являются процессы создания организации, разработки структуры и системы управления организацией, системы осуществления управленческих функций, выработки стандартов, положений, инструкций. В результате обеспечивается нормальное функционирование организации, успешное достижение стоящих перед организацией целей. Достижение целей организации основано на стратегическом менеджменте, тактическом или текущем менеджменте и оперативном менеджменте.
Стратегический менеджмент определяет человеческий потенциал как основу организации, ориентирует организацию производства на потребности и желания потребителей, осуществляет приспособление организации к внешней среде, результатом чего является достижение перспективных целей организации. Стратегический менеджмент находится в центре внимания высшего руководства организации. Результаты стратегического менеджмента не обнаруживаются полностью в течение нескольких лет. В рамках стратегического менеджмента ставятся долгосрочные цели организации, определяются пути их достижения, обеспечивается ее будущая жизнедеятельность.
Тактический (текущий) менеджмент разрабатывается в развитие стратегии. В то время как стратегический менеджмент в основном разрабатывается на высших уровнях руководства, тактический (текущий) менеджмент вырабатывается на уровне руководства среднего звена. Перспективы тактического (текущего) менеджмента рассчитаны на меньший отрезок времени, чем стратегический менеджмент. Обычно он охватывает годовой период. Результаты тактического (текущего) менеджмента проявляются быстро и легко соотносятся с конкретными действиями. Тактический (текущий) менеджмент связан с деятельностью, имеющей место в данное время; относится к повседневной работе. Он обеспечивает краткосрочное протекание процессов в организации, таких как маркетинговых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производственных, финансовых, кадровых, социальных; реализацию краткосрочных планов. Краткосрочные планы составляются в организациях на период до одного года. Затем они конкретизируются на полугодие, квартал, месяц, декаду, в зависимости от производственной необходимости.
Оперативный менеджмент включает организацию и управление процессами реализации оперативных планов и диспетчеризацию. Действия осуществляются путем распределения работ, ресурсов, внесения необходимых корректировок в производственные и финансовые процессы, ход выполнения текущих заданий. Оперативный менеджмент сводится к принятию решений, способных быстро и вовремя исправить или направить ход трудовых, производственных и финансовых процессов в конкретно складывающихся в данный момент ситуациях. Тактический (текущий) и оперативный менеджмент связаны с постановкой конкретных среднесрочных и краткосрочных задач, координацией их решения с обеспечением необходимыми людскими, финансовыми, материальными, информационными ресурсами, контролем достигнутых результатов, ихоценкой, анализом и осуществлением необходимых корректирующих действий.
Стратегический, тактический (текущий), оперативный менеджмент имеют такие объекты управления, как маркетинг, производство, материально-техническое снабжение, сбыт продукции, кадры, финансы, нововведения, учет и анализ хозяйственных процессов в организации (эккаутинг).
Маркетинг - менеджмент занимается процессами управления изучения рынков, сложившейся и перспективной конъюнктуры, созданием каналов сбыта, формированием ценовой политики, рекламной деятельностью.
Производственный менеджмент включает в себя управление основными, вспомогательными и обеспечивающими процессами, в результате которых производятся товары, поставляемые организацией на рынок.
Менеджмент
в области материально-
Менеджмент персонала направлен на планирование трудовых ресурсов; отбор персонала; оценку кадров и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора; определение заработной платы и льгот; профессиональную ориентацию и адаптацию, обучение и повышение квалификации, оценку трудовой деятельности.
Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и управление финансовыми отношениями, возникающими между хозяйственными субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами организации и осуществления воздействия на финансы с помощью методов (планирования, кредитования, системы расчетов, страхования) и финансовых средств (прибыли, амортизационных отчислений, цены, арендной платы) для достижения поставленной цели.
Информация о работе Содержание и сущность понятий "менеджмент" и "управление"