Содержание и сущность понятий "менеджмент" и "управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:12, лекция

Краткое описание

Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Инновационный менеджмент направлен на управление материализацией (овеществлением) творческой деятельности людей по созданию продуктов, которые техническими, организационными, экономическими характеристиками превосходят существующие или не имеют себе аналогов.

Эккаутинг - менеджмент связан с управлением процессами сбора, обработки и анализа данных о работе организации, сравнением с базовыми и плановыми показателями других организаций с целью своевременного выявления нерешенных вопросов и установления резервов для более полного использования потенциала организации.

 

Формы менеджмента

Форма менеджмента представляет собой определенное сочетание во времени и пространстве элементов  процесса менеджмента при соответствующем уровне его интеграции, выраженное системой устойчивых связей.

Среди форм менеджмента  выделяют:

управление по целям;

управление по результатам;

управление на основе систематических проверок и распоряжений;

управление на основе учета потребностей и интересов;

управление в особых ситуациях;

управление, опирающееся  на активизацию деятельности;

управление, основанное на искусственном интеллекте.

Управление по целям  применяется, когда не все цели подразделений  являются обоснованными, отсутствует методика формирования целей, отсутствует статистика реализации целей и задач, нет документального анализа осуществления целей и задач. В основе управления по целям лежит бизнес-план, составленный для организации и для каждого сотрудника. Используется простое целевое управление, программно-целевое управление, регламентное управление. Простое целевое управление предусматривает подготовку руководителем сроков и конечной цели управления, но не системы ее реализации. Простое целевое управление открывает простор для инициативных действий сотрудников. Программно-целевое управление обеспечивает разработку менеджером целей управления и системы их претворения. Регламентное управление основано на определении руководителем конечной цели управления и ограничений на параметры и ресурсы. Цели должны быть достигнуты, но сроки их достижения заранее трудноопределимы.

 

Управление по целям  обеспечивает решение проблем, связанных  с рисками. Это включает уклонение  от деятельности, содержащей определенный риск; ответственность за риск с полной компенсацией за счет собственных средств, передачу ответственности за риск страхователю, использование всех ресурсов в одной сфере деятельности.

Управление по результатам  как форма менеджмента используется в случае, когда работа для большинства сотрудников организации ограничивается их рабочим местом; они не интересуются сбытовой политикой организации; имеет место хищение изделий организации для домашних нужд; плохо организовано стимулирование результатов труда; склады заполнены изделиями организации.

Управление по результатам  основывается на принятии управленческих решений после получения результата по предыдущему решению. Для реализации этой формы менеджмента создается  подразделение, в рамках которого формируется  аналитическая группа с матричной структурой управления. В группу входят специалисты в области психологии и социологии, маркетинга, финансов. Функции аналитической группы: анализ информации, проведение опросов, определение нерешенных вопросов и подготовка предложений по корректировке принятых решений, создание информационной базы данных.

Одной из форм менеджмента  является управление на основе систематических  проверок и распоряжений или, по другому, путем постоянных проверок и указаний. Такая форма менеджмента используется, когда имеет место недостаточная координация в деятельности работников и подразделений, неэффективны квалификационные требования к работникам, взаимодействие подразделений плохо наложено, при выполнении принятых решений нет быстроты исполнения, оперативный контроль за результатами работы подчиненных отсутствует, имеет место разобщенность между собой работников организации.

Управление на основе систематических проверок и распоряжений применяется, когда имеется строго регламентированная технология с четким распределением управленческой и производственной деятельности. Наложено взаимодействие с поставщиками и потребителями. Сотрудники организации способны профессионально выполнять работу. Структура управления носит доверительный характер.

Форма управления путем  постоянных проверок и указаний основывается на жестком планировании работы подчиненных, постоянном отслеживании менеджером их текущих дел. Она эффективна для средних организаций в случае высокого авторитета и профессионализма руководителя. Реализуется в наставничестве, коллективных формах обучения с индивидуальным контролем, осуществляемом менеджером при периодическом контроле путем проверок, бесед, разборов ситуаций.

Форма менеджмента на основе учета потребностей и интересов  используется, когда нет планов формирования гибких структур производства и адаптивных структур управления. Работники недостаточно осведомлены о перспективах развития организации. Большая текучесть кадров. Работники часто болеют простудными заболеваниями. Места для курения всегда заполнены рабочими и служащими. Высок производственный травматизм. Встречаются противодействия руководителям со стороны работников.

Управление, опирающееся  на активизацию деятельности, как  форма менеджмента, применяется  когда работники безынициативны. В мотивациях преобладает материальное поощрение. Работники имеют представление о своем вкладе в результаты организации. Много времени уходит на разбор производственных конфликтов. Рабочие династии практически отсутствуют. В организации очень много пожилых работников.

Форма менеджмента – управление на основе активизации деятельности персонала – реализуется за счет эффективного стимулирования сотрудников, удовлетворения их материальных и общественных интересов. Применение этой формы менеджмента учитывает, что удовлетворение работниками первичных потребностей гарантирует минимальную эффективность труда. Удовлетворение общественных (вторичных) потребностей действенными стимулами повышает эффективность труда работника до высшей точки физического потенциала человека. Когда обеспечено единство материальных и общественных интересов, эмоциональное состояние сотрудников организации достигает синергетического эффекта и отдача работников становится еще более эффективной.

Форма менеджмента, основанная на искусственном интеллекте, на базе информационной системы, возможна в ситуации, когда в организации система документооборота усложнена. Оперативность ее обработки низкая. Организация испытывает недостаток опытных специалистов и менеджеров. Маркетинговая служба или вообще отсутствует, или работа ее неэффективна. Издается много распоряжений. До работников доводят большое количество объявлений. Много времени уходит на проведение собраний и совещаний. Рабочий день большинства менеджеров превышает установленное время. Организация выплачивается большие объемы штрафных санкций.

Рассмотрев основные виды и формы менеджмента, стоит  отметить, что каждый вид менеджмента  в определенной ситуации имеет свою форму или их сочетание.

 

Принципы менеджмента

Выделяют следующие принципы менеджмента:

  • сочетание научности и творчества: заключается в том, что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках, но в некоторых случаях в связи с невозможностью их использовать принятие управленческого решения основывается на интуиции или импровизации;
  • целенаправленность предполагает, что управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели, разрешение создавшихся проблем;
  • сочетание специализации и универсальности предусматривает необходимость индивидуального подхода к решению проблемы с одной стороны, а с другой - разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования;
  • последовательность базируется на строго определенной последовательности выполняемых действий во времени и пространстве, нарушение которой может привести к неразберихе в работе и, как следствие, затягиванию выполнения задач (например, сначала следует определить необходимый штат сотрудников, а после этого заполнять вакансии, а не наоборот). Некоторые работы имеют циклический характер - повторяются периодически, (например, периодически или непрерывно должны проводиться маркетинговые исследования покупательского спроса или составляться планы работы предприятия на будущий год);
  • непрерывность предполагает, что каждый вид деятельности является основой для следующего вида (например, инженерный проект, на который затрачиваются значительные средства, должен быть реализован на практике, т.к. иначе работа данного сотрудника будет ненужной, а затраты напрасными);
  • сочетание централизованного руководства и самоуправления выражается в принятии решений на местах в соответствии с распоряжениями и указаниями менеджера;
  • концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, а также способностях их взаимодействия в коллективе ориентируется на создание благоприятной психологической атмосферы, определенной организационной культуры, с помощью которых облегчается процесс принятия решений, а, следовательно, увеличивается эффективность работы;
  • обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы выражается в недопустимости превышения прав над ответственностью, т.к. подобная ситуация сопряжена с произволом руководящих лиц, но диспропорция в обратную сторону подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников, т.к.инициатива оказывается наказуема;
  • состязательность участников управления позволяет лично заинтересовать работников на основе материального, морального и организационного поощрения работника, достигшего наиболее высоких результатов;
  • предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений основывается на том, что при участии в данном процессе руководителей (работников) разных уровней принятое решение более охотно и легко выполняется, чем то, которое в приказном порядке спускается от руководства.

Методы менеджмента

Главной целью деятельности организации является получение  прибыли. Но эффективная работа невозможна, если она не структурирована и  не регулируется принципами ведения  управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.

Методы управления подразделяются на следующие группы:

  1. Организационно-правовые методы определяют основные границы работы: направление деятельности фирмы, ее организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру организации, а также регламентируют права и ответственность персонала и многое другое.

 

2. Административные методы управления предполагают, что вся деятельность организации основывается на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний, зачастую основанном на принуждении. Данная группа методов применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение, если слишком узок выбор возможных альтернатив или если подавляется инициатива подчиненных.

Отличительной чертой данного  метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Как следствие, эффективность этой группы методов  значительно ограничивается, так  как не учитывает и не использует всех возможностей организации.

3. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности работников и позволяют активизировать их деятельность. Данная группа методов в совокупности с административными может привести к высоким результатам. Это связано с тем, что наряду с дисциплинированностью и ответственностью за принимаемые решения на предприятии стимулируется инициативность работников, и, как следствие, повышается эффективность организации. В результате предприятие получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии участникам работ или всем сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

  1. Социально-экономические методы являются более эффективными, чем административные и экономические, что может быть связано с тем, что материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка (по теории мотивации Маслоу). Кроме того, применение данной группы методов может не оказывать весомого влияния на творческих личностей, занятых интеллектуальным трудом. Они были сформулированы в 20-е гг. XX в.
  2. Социально-психологические методы подразделяются на два вида воздействия:

 

  1. создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и уважительных (доверительных) отношений между руководителем и подчиненными;
  2. предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что в результате приведет к повышению удовлетворенности и, как следствие, эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.

 

Все вышеперечисленные  методы не стоит противопоставлять, так как наибольшего результата организация может добиться только при их взаимодействии.


Информация о работе Содержание и сущность понятий "менеджмент" и "управление"