Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:40, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является разработка проектных рекомендаций по эффективному позиционированию ОАО "Востокгазпром" как социально ответственной компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие научно-практические задачи:
Раскрыть понятие, сущность корпоративной социальной ответственности;
Провести сравнительный анализ моделей корпоративной социальной ответственности США, Европы, Великобритании, России;
Проанализировать социальную ответственность компании на примере ОАО Востокгазпром;
Разработать проектные рекомендации по эффективному позиционированию ОАО "Востокгазпром" как социально ответственной компании
Введение
1. Корпоративная социальная ответственность: сущность, принципы, преимущества
1.1 Понятие и виды КСО
1.2 Виды КСО
1.3 Принципы формирования КСО
1.4 Преимущества реализации КСО
2. Сравнительный анализ западных и российских моделей КСО
2.1 Западные модели КСО
2.2 Опыт использования КСО российскими компаниями
2.3 Концепция развития КСО в России
3. Анализ социальной ответственности компании на примере ОАО "Востокгазпром"
3.1 Общая характеристика компании
3.2 Социальная ответственность в действии
3.3 Рекомендации по совершенствованию корпоративной социальной ответственности компании
Заключение
Список использованных источников
Таким образом, КСО появилась в результате глубинной трансформации отношений частного предпринимательства и общества: в постиндустриальной экономике последнее желает не просто приобретать "больше хороших товаров", но знать, какова их экологическая и социальная цена.
Не последнюю роль сыграли и вызовы глобализации, которые заставили компании искать все более изощренные способы позиционирования в перенасыщенном информацией мире.
Не стоит преуменьшать значение
личной заинтересованности бизнес-консультантов
в новом рынке услуг
Сегодня термин "корпоративная социальная ответственность" настолько популярен, что поиск по данной комбинации слов в англоязычной части Интернета выдает более миллиона ссылок. В документах Европейской комиссии можно найти следующее определение: "Корпоративная социальная ответственность по своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды" [32.135.]. Ассоциация менеджеров России определяет это явление как "добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума" [9.3.].
1.2 Виды КСО
Важным представляется разделение социальной политики корпорации в соответствие с её адресатам на внутреннюю и внешнюю [54.317-319.].
Внутренняя корпоративная
Внешняя корпоративная социальная политика - социальная политика, проводимая для местного сообщества на территории деятельности компании или ее отдельных предприятий [54.320.].
Внутренняя корпоративная социальная политика основывается на сложившемся мнении общества о необходимости компании не только обеспечивать прибыль и платить налоги, но и заботиться о своих работниках. Однако общество посылает бизнесу не совсем четкие сигналы, относительно своих пожеланий. Поэтому компания зачастую формирует социальную политику исходя из собственных представлений о данном процессе.
Обычно программы "внутренних" инвестиций не выходят за рамки следующих расходов:
развитие персонала, повышение
профессионально-
формирование корпоративной
рекреация и оздоровление работников и членов их семей;
привлечение и поддержка молодежи,
в том числе и в
спортивные программы;
оказание материальной помощи;
помощь ветеранам;
реализация разнообразных
Внутренняя корпоративная
Все больше компаний участвует в различных внешних социальных проектах (федеральных и региональных), инициируемых как властью, так и самостоятельно. Основные направления социального партнерства бизнеса и власти [43.243-247.]:
участие в финансировании инициируемых властью масштабных инвестиций в религиозные, медицинские, спортивные, культурные объекты;
содержание объектов ЖКХ (в первую очередь градообразующими предприятиями);
поддержка деятельности и формирование базы медицинских, образовательных и культурных учреждений;
помощь в организации культурно - досуговой деятельности;
проведение образовательных проектов для населения;
поддержка инновационных проектов, направленных на развитие местного сообщества;
поддержка незащищённых групп населения.
Наибольшее значение и распространение имеют программы внешних социальных инвестиций в моногородах. Проводятся они, соответственно, градообразующими предприятиями, в основном на дополнительные средства, кроме налоговых платежей в местные бюджеты. С учетом того, что на градообразующих предприятиях работает большинство населения территорий присутствия крупных компаний, происходит фактически смыкание внутренней и внешней социальной политики.
В
некоторых случаях внешняя
Важно понимать, что социальная ответственность бизнеса возможна только при ряде условий:
главное
- это возможность бизнеса
ответственность - это и понимание последствий самостоятельно принятых решений - следствий и результатов как непосредственных, так и последующих, опосредованных;
способность видеть цели и смысл развития бизнеса в контексте развития общества;
желание принимать решения, способствующие развитию общества.
1.3 Принципы формирования КСО
Принципы корпоративной
Принципы социальной ответственности формируются за счёт общественных ожиданий. В последнее время общественные ожидания, адресованные бизнесу, значительно изменились, в настоящее время обществу стало не безразлично, как компания ведет свою деятельность, чем она при этом руководствуется и как она распоряжается своими доходами. Таким образом, встала необходимость разработки принципов деятельности компаний в раках корпоративной социальной ответственности [25.320-321.].
Для того чтобы компания осуществляла свою деятельность таким образом, чтобы соответствовать ожиданиям общества, она должна выработать программу действий, связанную с соблюдением этических, правовых, благотворительных, природоохранных, коммерческих и общественных принципов. Иными словами, речь идет о том, как стать достойным корпоративным членом гражданского общества. Рассмотрим, на что стоит обратить внимание компании, при выработке принципов корпоративной социальной ответственности [45.84-85.].
Можно выделить первую группу принципов - открытость. Принципы открытости предполагают, что компания ведет свою деятельность публично, понятно и доступно, предоставляя только достоверную информацию и предполагая обратную связь со всеми заинтересованными сторонами. Социальные программы должны носить регулярный характер, соответственно второй группой принципов выступает системность, что означает, направленность социальных программ в необходимые области последовательно и регулярно.
Особенно важно, чтобы социальные
программы исполнялись в тех
сферах, в которых общество испытывает
потребность в настоящий
Рассмотрим следующие принципы корпоративной социальной ответственности:
1. Открытость.
Прозрачность (транспарентность) принципы ведения социальной политики, социальные программы и механизмы их реализации должны быть четкими и понятными
Публичность. Любая информация о корпоративной социальной ответственности, за исключением конфиденциальной, должна быть доступна общественности
Достоверность. Недопустимо сокрытие или фальсификация данных о корпоративной социальной ответственности.
Диалог. Социальная политика строится на основе ведения диалога со всеми заинтересованными сторонами, обязательно наличие обратной связи с адресатами социальных программ.
2. Системность.
Направленность. Наличие приоритетных направлений реализации социальных программ
Единство во времени (последовательность). Ответственность за текущую и прошлую деятельность, а также за будущее влияние деятельности Компании на внешний мир.
Единство в пространстве. Универсальные принципы корпоративной социальной ответственности для всех региональных подразделений Компании.
Регулярность. Отказ от единичных
и фрагментарных акций в пользу
планомерных программ и проектов
в рамках в зафиксированных приоритетных
направлений корпоративной
Интегрированность. Проникновение принципов корпоративной социальной ответственности во все бизнес-процессы и процесс принятия решений на всех иерархических уровнях.
3. Значимость.
Актуальность. Реализуемые программы корпоративной социальной ответственности должны быть своевременны и востребованы.
Масштабность. Программы корпоративной социальной ответственности должны охватывать значительную аудиторию и быть заметны для общества в целом.
Эффективность. Затраченные на реализацию программ средства должны ощутимо помогать в решении проблем, при этом результаты программ подлежат регулярной оценке и учету.
4. Недопущение конфликтов.
Политическая
Дистанциирование от церкви. Отказ от поддержки духовенства, церкви, отдельных конфессий или религиозных течений.
Отказ от поддержки националистических движений
Отказ от поддержки фан-клубов. В том числе спортивных, музыкальных или иных молодежных течений, противопоставляющих себя остальным [39.243-245.].
Компания имеет право называть себя социально ответственной, а это означает, что компания действует по принципам социальной ответственности и осуществляет комплекс социальных программ в приоритетных для неё направлениях. Социальная активность компании выражается в проведении разнообразных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системный характер и связанность с миссией и стратегией развития компании [15.48-49.].
1.4 Преимущества реализации КСО
Мировой опыт показывает, что социальная
ответственность бизнеса
Увеличивается прибыль, возрастают темпы роста.
Компании получают доступ к социально-ответственным инвестициям, при распределении которых инвесторы принимают во внимание показатели, характеризующие деятельность компании в социальной и этической сферах, в области защиты окружающей среды. Существует несколько индексов, позволяющих оценить степень социальной ответственности организации.
Могут сокращаться операционные расходы,
например, за счет сокращения отходов
производства или их переработки, увеличения
эффективности использования
Растут продажи, повышается лояльность клиентов. Потребители хотят знать, что продукты произведены с пониманием ответственности по отношению к окружающей среде, а также других социальных аспектов. Некоторые потребители даже готовы платить больше за "ответственные" продукты.
Повышаются производительность и качество продукта (услуги).
Появляется больше возможностей привлекать и удерживать сотрудников: люди предпочитают работать в компаниях, ценности которых совпадают с их собственными.
Сокращаются претензии со стороны регулирующих органов.
Улучшается управление рисками.
Возрастает
2. Сравнительный анализ западных и российских моделей КСО
2.1 Западные модели КСО
Вопрос о самом существовании
корпоративной социальной ответственности
в России следует начинать со сравнительного
анализа основных тенденций и
применимых практик социально
Модели корпоративной
Открытая форма корпоративной социальной ответственности обозначает линию поведения корпорации, которая приводит корпорацию к принятию на себя ответственности за решение тех вопросов, в которых заинтересовано общество. Открытая форма корпоративной социальной ответственности обычно затрагивает добровольные и самостоятельно определяемые линии поведения, программы и стратегии корпорации по вопросам, которые воспринимаются самой корпорацией или ее стейкхолдерами как часть их (корпорации или стейкхолдеров) ответственности перед обществом.
Скрытая форма корпоративной социальной ответственности обозначает официальные и неофициальные институты страны, через которые ответственность корпораций за общественные интересы согласована с корпорациями или предписана им. Скрытая форма корпоративной социальной ответственности обычно включает в себя те ценности, нормы и правила, которые зачастую ведут к обязательным требованиям в отношении корпораций в вопросах, которые общественные, политические и экономические интересы (страны) рассматривают как надлежащие и обоснованные обязанности юридических лиц [60.18.].